решение по иску об изменении размеров компенсаций



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Рудомаха А.А.,

при секретаре Гапотченко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе к Бурмакову ФИО6 об изменении размеров ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление,

У С Т А Н О В И Л :

УСЗН департамента социальной защиты населения КК в Тимашевском районе обратилось в суд с иском к Бурмакову И.П. об изменении с ДД.ММ.ГГГГ размеров ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров до № рублей и ежегодной компенсации на оздоровление до № рублей, указав, что ответчик является участником в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные выплаты проиндексированы по аналогии с суммами возмещения вреда здоровью и УСЗН обязано выплачивать ответчику компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере № рублей с ДД.ММ.ГГГГ и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере № рублей с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, определением Конституционного суда РФ от 4 декабря 2007 года разъяснены вопросы индексации этих выплат, по которым они определяются в твердой денежной сумме и индексируются в соответствии с постановлениями Правительства РФ, в связи с чем в порядке ст. 209 ГПК РФ просит изменить размеры этих выплат.

Представители УСЗН департамента социальной защиты населения КК в Тимашевском районе Бараковская В.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель Бурмакова И.П. - Шахов В.Н. иск не признал, пояснив, что оснований для изменения размеров указанных выплат нет, так как механизм индексации в законодательном порядке не изменен. Размеры сумм, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, установленные ФЗ № 31 от 27 апреля 2004 года относятся к отношениям, возникшим после вступления данного закона в силу, а поэтому после вступления в силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, влияющие на размер ежемесячных и ежегодных выплат не изменились.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Бурмаков И.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время УЗСН по Тимашевскому району выплачивает ему ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление.

На основании ч.3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодически платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размере платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Бурмакову И.П. указанные выплаты проиндексированы с применением индексов потребительских цен - 1,748 с 1 января 1998 года, 1,355 с 1999 года, с применением роста прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае - 1,581 с 2000 года, 1,515 с 2001 года, 2,085 с 2002 года, с применением индексов потребительских цен 1,223 с 2003 года, 1,187 с 01.01.2004 года, с учетом коэффициента роста уровня инфляции 1,11 с 01.01.2005 года, 1,09 с 01.01.2006 года, 1,08 с 01.01.2007 года, УСЗН обязано выплачивать Бурмакову И.П. компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере № рублей с ДД.ММ.ГГГГ года и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере № рублей с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскана задолженность этим выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме № рублей.

Из статей 1,2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Выплаты участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодных компенсаций на оздоровление предусмотрены ст. 15 и ст. 40 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ).

Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в базовый Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 ФЗ от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (то есть исчисленных исходя из 83,49 рублей), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п.3 ст.4 ФЗ от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ в ст.ст. 15 и 40 базового Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года внесены изменения, которыми участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС гарантируется ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.

Частью 3 ст.5 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные этим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплате труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции. Ею закреплялось, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, то есть впервые предусматривалась индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также других компенсаций (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из МРОТ, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями начиная с 2004 года (от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024) ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат и исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.

Новый порядок установления ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление также подтвержден правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 4 декабря 2007 года № 879-О-О и Верховного Суда РФ в определении от 22 июля 2008 года N КАС08-353.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне в ежемесячными суммами ВВЗ, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм ВВЗ и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы ВВЗ индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, впоследствии с увеличение роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индекса инфляции, а ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление на основании вышеизложенного индексируются путем повышения фиксированного размера.

Таким образом, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Из решения Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурмакову И.П. в соответствии с действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ выплачивались компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере № МРОТ в сумме № х № = № рублей ежемесячно, компенсация на оздоровление в размере № МРОТ в сумме № х № = № рублей ежегодно. С ДД.ММ.ГГГГ года ответчику указанным решением установлены компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере № рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ года компенсация на оздоровление в размере № рублей, которые затем индексировались на индексы, установленные постановлениями Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024. Эти выплаты в соответствии с действующим законодательством выплачены ответчику, и задолженности по ним нет.

Однако, постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для участников в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предусмотрены выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере № рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере № рублей.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым изменить размеры взысканных решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и выплачиваемых Бурмакову И.П. ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, определив их в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Изменить с момента вступления в законную силу решения суда размеры взысканных решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и выплачиваемых Бурмакову ФИО7 ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, определив их в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024, по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в № рублей и по ежегодной компенсации на оздоровление в № рублей с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения суда составлен 23 августа 2010 года.

Справка: решение вступило в законную силу 14 октября 2010 года.