Решение по иску УСЗН к Георгиеву В.Г.об изменении размера взысканных сумм в счет возмещения вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АС



К делу №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2010 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего КОЗЛОВОЙ Л.В.,

при секретаре ЛЕВЧЕНКО А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА СЗН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ТИМАШЕВСКОМ РАЙОНЕ к ГЕОРГИЕВУ ВЛАДИМИРУ ПЕТРОВИЧУ об изменении размеров взысканных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА СЗН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯВ ТИМАШЕВСКОМ РАЙОНЕ обратилось в суд с иском к ГЕОРГИЕВУ ВЛАДИМИРУ ПЕТРОВИЧУ об изменении размеров взысканных сумм, указав, что решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Георгиева В.П. с управления социальной защиты населения в Тимашевском районе взыскана единовременная задолженность по суммам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере <данные изъяты> рублей. Также Тимашевский районный суд обязал управление социальной защиты населения ежемесячно выплачивать, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств Федерального бюджета РФ ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по <данные изъяты> рублей, ежегодную компенсацию за вред здоровью по <данные изъяты> рублей с последующей индексацией согласно действующему законодательству. Указанные компенсационные выплаты проиндексированы в решении Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по аналогии с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П. В части выплаты единовременной и ежемесячной (по ДД.ММ.ГГГГ) сумм компенсаций решение суда от ДД.ММ.ГГГГ полностью исполнено (за исключением последующих выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ). Выплаты Георгиеву В.П. осуществляются своевременно в размерах, установленных судом, с учетом их ежегодной индексации. Однако учитывая, что решение Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ полностью исполнено (за исключением последующих выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) УСЗН, а обстоятельства, на которых суд основывал свое решение по данному делу, изменились в связи с принятием определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 879-О-О и обобщения судебной практики Верховным Судом Российской Федерации (бюллетень Верховного Суда Российской Федерации за 2008 год, № 9), в соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 79 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ, размеры взысканных в пользу Георгиева В.П. сумм должны быть изменены.

В судебном заседании представители УСЗН Департамента социальной защиты населения Краснодарского в Тимашевском районе по доверенности Яковенко Г.А. и Бараковская В.В. поддержали исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, просили изменить с ДД.ММ.ГГГГ размеры взысканных в пользу Георгиева Владимира Петровича с управления социальной защиты населения в Тимашевском районе периодических платежей: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, и определить их в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024: компенсацию на приобретение продовольственных товаров - <данные изъяты> рублей ежемесячно и ежегодную компенсацию за вред здоровью - <данные изъяты> рублей. При это пояснили, что представитель ответчика не усмотрел в конкретизирующей части искового заявления основного момента проявления нарушения прав, свобод или законных интересов самого нарушения прав, свобод и законных интересов государства. Управление выделяет в своем исковом заявлении интересующий представителя ответчика один из обязательных пунктов содержания иска, а именно: нарушена последовательная, равная и правильная индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью. Размеры компенсаций, установленные решением суда, многократно превышают гарантированный государством (законом) размер компенсаций. В решении Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ применен иной механизм индексации компенсации, на основании которого установлен размер компенсаций, многократно превышающий гарантированный законом. В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного от 14 декабря 2000 года № 35 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) надлежащим и единственным ответчиком по делам данной категории является государство, несущее конституционную ответственность по возмещению вреда лицам, пострадавшим при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В самом базовом Законе указано, что представителем государства по обязательствам вследствие причинения вреда в результате чернобыльской катастрофы выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ. В результате такой неопределенности органы социальной защиты населения рассматривают заявления граждан о выплате компенсаций и о предоставлении льгот, направляют бюджетную заявку, в соответствии с которой за счет средств казны Российской Федерации из Министерства финансов РФ денежные средства выделяются главному распорядителю бюджетных средств (до последнего времени - службе занятости в лице ее территориальных органов), который деньги конкретным гражданам перечисляет по почте. Кроме того, управление представляет интересы государства. А государство выступает гарантом всех прав и свобод человека, и все попытки ответчика указать на то, что государство в лице управления нарушает права и свободы человека не уместны. В соответствии с частью первой статьи 3 Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск, вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии с приведенными нормами законодательства, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено. Положения Постановлений Правительства об индексации направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и прав граждан не нарушают.

Ответчик Георгиев В.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считает что судом ДД.ММ.ГГГГ было вынесено законное и обоснованное решение суда.

Представитель ответчика по доверенности Аверина Г.В. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями и просила суд в их удовлетворении отказать. При этом пояснила, что согласно ч. 3 ст. 445 ГПК РФ невозможен. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным, доводы искового заявления не могут являться основанием для отмены или изменения решения Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ правильно установлены все обстоятельства по делу и законно, правомерно взысканы и продолжают взыскиваться с УСЗН, указанные в решение суда денежные суммы.

Согласно письменного возражения представителя ответчика в порядке ст. 131 ГПК РФ и подано ненадлежащим истцом. Таким образом, поскольку компенсация за вред здоровью подлежит возмещению за счет федерального бюджета, истцом может выступать только Министерство финансов Российской Федерации либо при наличии соответствующей доверенности его территориальные органы. Кроме того, УСЗН ссылается на обстоятельства, которые им ничем не подтверждены. Также УЗН ссылается на якобы открывшиеся новые обстоятельства. Однако обобщение практики не является нормативно-правовым документом, дающим основания для отмены либо пересмотра вступившего в законную силу и не отмененного вышестоящим судом судебного решения. Поскольку в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 879-О-О не признается какой-либо нормативно-правовой акт неконституционным, данное Определение не может являться основанием для пересмотра судебного решения. Фактически данный иск является попыткой пересмотра («завуалированного обжалования») вступившего в законную силу судебного решения. Это обстоятельство подтверждается, в частности, неоднократным утверждением истца о допущенной Тимашевским районным судом ошибке. В то же время УСЗН не пытается добиться пересмотра судебного решения в установленном законом порядке в вышестоящей инстанции, а требует изменения вступившего в законную силу судебного решения по иным основаниям. При этом УСЗН не оспаривает законность выплат Георгиеву В.П., осуществлявшихся до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, формально не оспаривая в целом законность решения суда, пытается добиться снижения размера выплат на будущие периоды.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования УСЗН Департамента социальной защиты населения Краснодарского в Тимашевском районе обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Соглашаясь с доводами представителей управления социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе, изложенные в судебном заседании, суд считает, что УСЗН является надлежащим истцом по данном делу.

Решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Георгиева Владимира Петровича к управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе о взыскании ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ежегодной компенсации за вред здоровью (статья 39 названного Закона). Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Указанные компенсационные выплаты проиндексированы в решении Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по аналогии с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П.

Указанным решением Тимашевского районного суда в пользу Георгиева В.П. с управления социальной защиты населения в Тимашевском районе взыскана единовременная задолженность по суммам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере <данные изъяты> рублей. Также Тимашевский районный суд обязал управление социальной защиты населения ежемесячно выплачивать, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств Федерального бюджета РФ ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по <данные изъяты> рублей, ежегодную компенсацию за вред здоровью по <данные изъяты> рублей с последующей индексацией согласно действующему законодательству.

В судебном заседании установлено, что в части выплаты единовременной и ежемесячной (по ДД.ММ.ГГГГ) сумм компенсаций решение суда от ДД.ММ.ГГГГ полностью исполнено (за исключением последующих выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ). Выплаты осуществляются Георгиеву В.П. своевременно в размерах, установленных судом, с учетом их ежегодной индексации.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусмотрена ежегодная индексация компенсаций исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы ежегодно издаются постановления Правительства Российской Федерации, определяющие новый размер компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1.

С 01 января 2010 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 суммы компенсаций проиндексированы в 1,1 раза и установлены в следующих размерах: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 592 руб. 27 коп. (инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы), 394 руб. 83 коп. (участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС); ежегодная компенсация за вред здоровью - 987 руб. 13 коп. (инвалидам I и II группы), 789 руб. 70 коп. (инвалидам III группы); ежегодная компенсация на оздоровление - 592 руб. 27 коп. (участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 - 1987 годах).

В решении Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ применен иной механизм индексации компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, на основании которого установлен размер компенсаций, многократно превышающий гарантированный Законом. Вопрос о правомерности индексации судами иных компенсаций в порядке, применяемом к сумме возмещения вреда, был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации, в определении которого от 04 декабря 2007 года № 879-О-О указано: на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П суды общей юрисдикции до внесения изменений в действующее законодательство были вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ закреплялось, что размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, то есть впервые предусматривалась индексация иных компенсаций (в отличие от сумм возмещения вреда, которые подлежали индексации и ранее). Постановления Правительства Российской Федерации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают (пункт 3 определения).

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала определением от 22 июля 2008 года № КАС 08-353 соответствующим действующему законодательству и принятым в пределах полномочий Правительства Российской Федерации пункт 1 приложения № 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, проиндексировавшим иные компенсации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (пункт 22 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1), с 29 мая 2004 года, без индексации в 2001-2003 годах.

Верховным Судом Российской Федерации установлено, что Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», наделивший Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка индексации, вступил в силу с 29 мая 2004 года, и только с этого времени Правительство Российской Федерации вправе определять порядок индексации иных компенсаций.

Следовательно, после вынесения решения Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ возникли новые обстоятельства, свидетельствующие о том, что названное решение суда, применившее индексацию компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, не соответствующую постановлениям Правительства Российской Федерации, вступило в противоречие с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей. При этом отмены ранее вынесенного решения не требуется. УСЗН реализовало указанные права, предъявив настоящий иск.

При таких обстоятельствах, в связи с изложенным, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в пользу Георгиева В.П. с УСЗН ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, уже не соответствует установленному размеру платежей, определенному согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он изменился, возникла необходимость привести их в соответствие с действующим законодательством, установив компенсацию на приобретение продовольственных товаров - <данные изъяты> ежемесячно и ежегодную компенсацию за вред здоровью - <данные изъяты>.

Но данные выплаты должны производиться с момента вступления решения в законную силу, поскольку за предыдущий период указанные выплаты произведены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Изменить с ДД.ММ.ГГГГ размеры взысканных решением Тимашевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА СЗН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ТИМАШЕВСКОМ РАЙОНЕ в пользу ГЕОРГИЕВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА периодических платежей: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, и определить их в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024: компенсацию на приобретение продовольственных товаров - <данные изъяты> ежемесячно и ежегодную компенсацию за вред здоровью - <данные изъяты>

Исполнение решения по выплате производить с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.

Полный текст решения суда составлен 14 сентября 2010 года.

Председательствующий

Справка: решение вступило в законную силу 26.10.2010 года Справка: решение вступило в законную силу 21.10.2010 года