Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тимашевск 16 декабря 2010 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ломака Л.А.,
с участием помощника прокурора Тимашевского района Клетного В.Б.,
при секретаре Кирюшовой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кравченко А.С. об устранении нарушений природоохранного законодательства,
У с т а н о в и л:
Прокурор Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ИП Кравченко А.С. об устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая в обоснование своих доводов, что прокуратурой Тимашевского района проведена проверка и установлено, что ИП Кравченко А.С. занимается утилизацией старых автомобилей, запчасти от автомобилей, которые он складирует беспорядочно за складскими помещениями. Технические масла, которые сливаются с двигателей и коробок передач разобранныхавтомобилей находятся в 200 литровых пластиковых бочках. Разрез кузовов и разбор двигателей производится кислородным резаком вблизи пластиковых бочек с отработанными техническими маслами. На территории предприятия, с нарушением правил хранения, размещаются отработанные автошины (от автомобилей различных марок), потерявшие потребительские свойства; отходы лома черных металлов, отработанные детали транспортных средств загрязнённые нефтепродуктом размещаются на территории предприятия на площадках, не оборудованных навесом. Площадка для сбора металлолома на территории мастерских не обеспечивает хранение большого количества отходов. Часть металлолома хранится на площадке без твердого покрытия. В результате происходит загрязнение почвы веществами процесса коррозии металла. Контейнера для сбора ТБО, не оборудованы крышками или навесом, отходы производства и потребления не сортируются по классам опасности, в контейнерах для сбора ТБО обнаружены: отходы бумаги и картона, деревянная упаковка, изделия из пластмассы, резинотехнические изделия, потерявшие потребительские свойства, т.е. места временного размещения отходов на предприятии не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», (ст.3.7), в т.ч. не обеспечена защита отходов от воздействия атмосферных осадков. Изложенное, является нарушением ст. ст. 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.02 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 13 ФЗ от 25.11.2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс РФ». Так же, согласно материалам экологического обоснования в процессе деятельности предприятия образуются вредные отходы. ИП Кравченко А.С. не имеет регламентов на обезвреживание отходов, в том числе отходов молочных продуктов, потерявших потребительские свойства, бутылок и полиэтиленовых пленок, загрязненных молочными продуктами. Не осуществляется производственный контроль за загрязнением окружающей среды. Загрязненные сточные воды без очистки сбрасываются в накопительную яму. На момент проверки яма переполнена, происходит перелив загрязненных сточных вод на рельеф местности. Отходы молочных продуктов, потерявших потребительские свойства, в соответствии с экспертным заключением должны обезвреживаться путем пастеризации на основании заключения государственного управления ветеринарии Краснодарского края. Фактически нарушены условия лицензии - молочные продукты - не подвергаются пастеризации: условия и оборудования для этого ИП - не имеет. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют свидетельства о повышении квалификации на право обращения с опасными отходами, что является нарушением ч.1 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Паспорта опасных отходов на момент проверки не представлены. Промышленная площадка не оборудована сетью ливневой канализации. Ливневые сточные воды неорганизованно отводятся с территории площадок на рельеф местности по естественному уклону. Очистные сооружения сточных ливневых вод отсутствуют. Производственный контроль за качеством ливневых сточных вод поступающих с территории промышленной площадки ИП Кравченко не проводится, план-график отбора проб отсутствует. В процессе деятельности ИП Кравченко осуществляется выброс вредных веществ в атмосферу от производства сварочных работ, испарения углеводородов от нефтепродуктов, выбросы вредных веществ с отработанными газами от транспорта и котельной работающей на природном газе. Предприятие ИП Кравченко осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в процессе хозяйственной деятельности без разрешения на выброс. На момент проверки, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период строительства предприятием не оформлено. Все выбросы от организованных и неорганизованных источников расположенных на строительной площадке, в связи с отсутствием у ИП Кравченко разрешения на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являются сверхнормативными.
Лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям не оформлены. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию ИП Кравченко не проводилась.
Журналы первичного учета по установленной форме ПОД - 1 («Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»), ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»), ПОД - 3 ("Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок") на предприятии не ведутся. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха предприятием ИП Кравченко не организован, а также не выполнены мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с проектом. Деятельность связанная с обращением с опасными отходами, осуществляемая ИП Кравченко А. С. с грубыми нарушениями природоохранного законодательства влечет загрязнение окружающей среды, что может негативно отразиться на жизни и здоровье граждан.
Вышеуказанные многочисленные нарушения природоохранного законодательства не только влекут нарушение интересов общества и государства, но и создают реальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ даёт прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту их прав и законных интересов. Просит суд обязать Кравченко А.С. устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: осуществлять хранение опасных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства; разработать регламенты на обезвреживание отходов, в том числе отходов молочных продуктов, потерявших потребительские свойства, бутылок и полиэтиленовых пленок, загрязненных молочными продуктами; обучить лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; разработать паспорта опасных отходов; оборудовать промышленную площадку сетью ливневой канализации и очистными сооружениями сточных ливневых вод; осуществлять производственный контроль за качеством ливневых сточных вод поступающих с территории промышленной площадки; разработать и исполнять план-график отбора проб сточных вод; получить разрешения на предельно допустимые выбросы; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию; оформить лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям; вести журналы первичного учета по установленной форме ПОД - 1, ПОД - 2, ПОД - 3; осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха; исполнить мероприятий по охране окружающей среды. Запретить Кравченко А.С. осуществлять деятельность по обращению с отходами по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, <адрес> до устранения указанных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Тимашевского района Клитной В.Б. уточнил исковые требования, просит обязать Кравченко А.С. устранить выявленные
нарушения природоохранного законодательства, а именно: оборудовать промышленную площадку сетью ливневой канализации и очистными сооружениями сточных ливневых вод; получить разрешения на предельно допустимые выбросы; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию; оформить
лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям; вести журналы первичного учета по установленной форме ПОД - 1, ПОД - 2, ПОД - 3; осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) за охраной атмосферного
воздуха; исполнить мероприятий по охране окружающей среды. Запретить Кравченко Александру Сергеевичу осуществлять деятельность по обращению с отходами по адресу: Краснодарский край, Тимашевский р-н, г. Тимашевск, <адрес> до устранения
указанных нарушений.
Ответчик ИП Кравченко А.С. пояснил, что согласно заключению Государственной экологической экспертизы выдано ИП Кравченко А.С. Департаментом природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края специальных сооружений по отводу и очистке ливневых сточных вод на территории ИП Кравченко А.С. нет. Рекомендовано исключить попадание ливневых сточных вод с территории промышленной площадки на прилегающую территорию, выполнив обвалование.
Производственный контроль за загрязнением окружающей среды проводится в соответствии с программой производственного контроля, разработанной на предприятии. Контроль за выбросами и сбросами производится в рамках заключенных договоров с ФГУ «ПЛАТИ по ЮФО». Предприятие является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно вышеуказанному заключению общий валовый выброс вредных веществ в атмосферу на предприятии составляет 0,2641 т/год. Предприятие находится в промышленной зоне сахарного завода ОАО «Изумруд», имеющую санитарно-защитную зону- (далее СЗЗ), равную 500 метров, (по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме). Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Его предприятие имеет СЗЗ 100 метров. Ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 250 метров. Таким образом, исключается сильное воздействие на здоровье граждан конкретно данного предприятия. Инвентаризация источников загрязнения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и том предельно-допустимых выбросов по настоящее время на предприятии не разработаны. Заключен договор на разработку данной документации с ООО «Управляющая компания Союза отходопереработчиков Кубани». Также в процессе получения Лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов были определены все источники загрязнения атмосферы и валовый годовой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2009 году. Так как инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха и том предельно-допустимых выбросов разрабатывается силами предприятия один раз в пять лет и на основании полученного по данным материалам разрешения позволяет предприятию осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение пяти лет, которые фактически были посчитаны в 2009 году. Предприятие не может не оказывать негативного воздействия на окружающую среду. В экологии есть понятия об естественных и антропогенных источниках загрязнения. Загрязняющие компоненты в различных количествах содержатся в различных средах воде, воздухе, почве, поэтому возникла необходимость экологического нормирования. В настоящее время, говоря о степени загрязненности какой-либо из сред нужно сравнивать содержание загрязняющего вещества в среде и его предельно-допустимую концентрацию (ПДК - концентрация веществ, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов (или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю) в течение всего рабочего стажа не могут вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Доказательства того, что деятельность его предприятия связана с загрязнением окружающей среды выше норм ПДК и может повлечь нарушение интересов общества и государства и создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан не представлены. Просит в удовлетворении данных исковых требований отказать.
Представитель департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края по доверенности Ковалик Ф.А. поддержал требования искового заявления, просит их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.60 ГПК РФ «Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами».
В соответствии с пунктам 1, 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Прекращение в полном объеме эксплуатации объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
В силу статьи 56 вышеназванного Закона, при нарушении предусмотренных природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.
По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между строительными работами, эксплуатацией строительного объекта и нанесением вреда либо угрозой нового вреда, вину причинителя вреда.
В судебном заседании установлено следующее, что основным видом деятельности ИП Кравченко А.С. является - сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов 1-4 классов опасности по адресу: Краснодарский край г. Тимашевск, ул<адрес> ИП Кравченко А.С. осуществляет деятельность по приему от предприятий и населения лома черных и цветных металлов с дальнейшей передачей для использования специализированным предприятиям.
Приемный пункт ИП Кравченко А.С. размещается на территории, не имеющей статуса особо охраняемой, в промышленной зоне г. Тимашевска по <адрес>
Имеется экспертное заключение ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии производственной мощности для сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения на собственной производственной территории до 7000 тонн отходов в год.
Имеется лицензия Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Объект представляет собой складские помещения, предусмотренные для хранения металлолома, находятся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серия № от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> м.2 на арендованном земельном участке (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка несельскохозяйственного назначения с администрацией МО Тимашевский район) площадь <данные изъяты> кв.м.
В наличии у Кравченко А.С. имеется две дробильные установки, используемые для переработки отходов, а также следующий автотранспорт: <данные изъяты>.
Производственная база имеет размеры <данные изъяты> кв.м. На территории расположены административные здания капитального строения. Так же в здании находятся 3 производственных бокса и склады для хранения производственных отходов. При входе в склады административного здания с правой стороны имеются 3 станка (гидравлические прессы). На складе имеются дробильные станки.
Согласно заключению Государственной экологической экспертизы выдано ИП Кравченко А.С. Департаментом природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края специальных сооружений по отводу и очистке ливневых сточных вод на территории ИП Кравченко А.С. нет. Рекомендовано исключить попадание ливневых сточных вод с территории промышленной площадки на прилегающую территорию, выполнив обвалование. Общий валовый выброс вредных веществ в атмосферу на предприятии составляет <данные изъяты> т\год.
Производственный контроль за загрязнением окружающей среды проводится в соответствии с программой производственного контроля, разработанной на предприятии. Контроль за выбросами и сбросами производится в рамках заключенных договоров с ФГУ «ПЛАТИ по ЮФО».
На предприятии ИП Кравченко А.С. разработаны технические регламенты по обращению со всеми видами отходов. Деятельность по обращению с данными видами отходов осуществляется согласно данных регламентов и должностных инструкций работников, а также согласно инструкций о порядке обращения с отходами.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Кравченко А.С. разработан план природоохранных мероприятий на 2010 год.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Кравченко А.С. и ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному ФО» был заключен договор № о проведении измерений и анализов водных объектов (природные и сточные воды).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Кравченко А.С. и ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному ФО» был заключен договор № о проведении измерений и анализов атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, промышленных выбросов.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Кравченко А.С. и ООО Управляющей компанией «Союз отходопереработчиков Кубани» был заключен договор № на разработку «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу».
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Кравченко и ООО «Дека-Юг» был заключен договор № по разработке паспортов опасных отходов, свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды.
На предприятии ИП Кравченко А.С. предусмотрен септик, обложенный изнутри кирпичом, что вполне соответствует установленным нормам. Также заключен договор с ООО «Управляющая компания «Наш дом» на его откачку.
Обращение с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляет предприятие, а не отдельно взятые работники. Курсы повышения квалификации на право обращения с опасными отходами прошел руководитель Кравченко А.С. Кроме этого, на предприятии разработаны и утверждены инструкции о порядке обращения с отходами. Ежеквартально руководитель проводит инструктаж с работниками предприятия согласно утвержденным инструкциям о порядке обращения с отходами. Согласно ч. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» профессиональная подготовка может быть получена в образовательных подразделениях организаций в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Но, судом также установлено, что инвентаризация источников загрязнения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и том предельно-допустимых выбросов по настоящее время на предприятии не разработаны.
Кроме этого предприятие ИП Кравченко А.С. осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в процессе хозяйственной деятельности без разрешения на выброс, поэтому им необходимо получить такое разрешения.
При таких обстоятельствах суд считает, обязать Кравченко А.С. до <данные изъяты> года устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: получить разрешения на предельно допустимые выбросы; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию.
В остальной части исковых требований отказать.
При вынесении решения суд принимает во внимание то обстоятельство, что стороны просили рассмотреть дело по имеющимся в деле письменным материалам, ни чем более не ходатайствовали, дополнительных доказательств не имели.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Кравченко Александра Сергеевича до <данные изъяты> года устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: получить разрешения на предельно допустимые выбросы; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Краевой суд через райсуд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий: подпись
Копия верна: судья Л.А.Ломака