Решение по иску Дворниковой А.З. к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Губаревой А.А.,

при секретаре Гапотченко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дворниковой Анны Захаровны к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Дворникова А.З. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований указала, что 16 ноября 2010 года она обратилась в администрацию муниципального образования Тимашевский район с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район № от 07 декабря 2010 года ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по отдельной категории федеральной подведомственности «Ветераны и приравненные к ним лица» по тем основаниям, что она является членом семьи собственника жилого помещения, в котором обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 45,85 кв.м. Документально всё правильно, но дом, в котором она в настоящее время проживает, был построен на средства семьи ее дочери - ФИО1. Она была приглашена для проживания в 1998 году в виду того, что ее дом был не благоустроен и стал совсем ветхим и не пригодным для дальнейшего проживания. Собственником дома в то время был муж дочери - ФИО2. После смерти ФИО2 дочь стала собственником дома, а она членом семьи собственника. Фактически в доме проживает ещё три человека: жена внука - ФИО3 и двое их сыновей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дом изначально строился семьёй ее дочери в расчёте на проживание своих детей и внуков, но не для ее проживания. В доме она не имеет возможности для уединения, необходимого в ее возрасте, и постоянно испытывает моральное угнетение по поводу того, что ограничивает в удобствах проживания дочь, внуков и правнуков. Поэтому как вдова участника Великой Отечественной войны, она обратилась в администрацию муниципального образования Тимашевский район с заявлением о признании нуждающейся её в улучшении жилищных условий, поскольку иного способа обеспечения жильём она не имеет. В связи с этим она вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истица Дворникова А.З. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просит суд признать постановление администрации муниципального образования Тимашевский район от 07 декабря 2010 года № об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не действительным, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район поставить ее на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по отдельной категории федеральной подведомственности «Ветераны и приравненные к ним лица». При этом пояснила, что она является супругой умершего участника Великой Отечественной войны. С 1998 года она проживает в домовладении, которое на праве собственности принадлежит ее дочери. ФИО1 является её родной дочерью. Переселение в дом дочери было связано с тем, что ее дом был не благоустроенным, стал ветхим и не пригодным для дальнейшего проживания. Поэтому своё домовладение она продала, в связи с чем собственного жилья у нее нет. Подтвердила, что до 01 января 2005 года в администрацию муниципального образования Тимашевский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, она не обращалась. Считает, что администрация МО Тимашевского района могла бы пойти ей на уступки и как вдове умершего участника Великой Отечественной войны предоставить жилое помещение. Просит требования иска удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования Тимашевский район по доверенности Савченко А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. При этом пояснил, что постановка на учет граждан отдельной категории федеральной подведомственности «Ветераны и приравненные к ним лица» ведется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Краснодарского края от 28.07.2006 № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», Законом Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», граждане федеральной подведомственности признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В Тимашевском городском поселении учетная норма общей площади жилого помещения в целях определения нуждаемости в жилом помещении составляет 10 кв.м. Жилой дом, в котором зарегистрирована и проживает Дворникова А.З. как член семьи собственника по адресу: <адрес>, принадлежит её дочери ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права № от 22 марта 2001 года. Общая площадь дома, в котором проживает Дворникова А.З., согласно техническому паспорту, составленному ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Тимашевскому району по состоянию на 25 апреля 2010 года, свидетельству о государственной регистрации права № № от 16 ноября 2010 года, составляет 183,4 кв.м. По адресу регистрации Дворниковой А.З. проживает 4 человека (согласно выписке из лицевого счета жилого помещения № от 10 ноября 2010 года, выданной МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт и связь Тимашевского городского поселения Тимашевского района»). Более того, данную справку предоставила сама истица. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи по месту жительства и регистрации истицы составляет 45,85 кв.м. На основании изложенного, учитывая то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает установленную в Тимашевском городском поселении учетную норму, считает действия администрации муниципального образования Тимашевский район по отказу в признании Дворниковой А.З. нуждающейся в жилом помещении законными. Просит в требованиях иска Дворниковой А.З. отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии ст. 23.2 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 года) «О Ветеранах» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 января 2011 года) Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов российской Федерации … полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из ст. 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" граждане отдельных категорий и члены их семей признаются нуждающимися в жилых помещениях: федеральной подведомственности - по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами; совместной подведомственности и краевой подведомственности - по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях: обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной частью 2 настоящей статьи; проживания в помещении государственного или муниципального жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям), независимо от уровня обеспеченности общей площадью данного помещения. Учетная норма площади жилого помещения для граждан отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности и членов их семей составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» учет граждан отдельных категорий и (или) членов их семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченными в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий. Отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий и (или) членов их семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом Краснодарского края могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется: органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений - малоимущих граждан и граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их законом Краснодарского края отдельным государственным полномочием Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях - граждан отдельных категорий. Учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан категорий муниципальной подведомственности и (или) граждан отдельных категорий ведется структурным подразделением местной администрации или муниципальным служащим(и), определенным(и) решением главы местной администрации (главы муниципального образования).

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1535 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий". Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Как следует из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Грекова Анна Захаровна родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 и Грекова Анна Захаровна заключили брак 12 октября 1947 года, после чего жене присвоена фамилия Дворникова.

Военным билетом № подтверждается, что ФИО5 принимал участие в Великой Отечественной войне с июля 1941 года по май 1945 года. Уволен в запас 30 ноября 1946 года. Из свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Дворников Степан Григорьевич умер 08 июля 1986 года. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Куйбышевского сельского округа <адрес>, Дворникова Анна Захаровна на момент смерти мужа - ФИО5, умершего 08 июля 1986 года, проживавшего по адресу: <адрес>, действительно находилась на его иждивении. В связи с чем, истице было выдано удостоверение серии № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого, Дворникова Анна Захаровна имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального Закона «О ветеранах». Также, Дворникова Анна Захаровна имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением № № от ДД.ММ.ГГГГ.

Так согласно ч. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" учетная норма площади жилого помещения для граждан отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности и членов их семей составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как видно из паспортных данных № от ДД.ММ.ГГГГ Дворникова Анна Захаровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 183,4 кв.м., <данные изъяты> этажность: 2, расположенного по адресу: <адрес> Также ФИО1 является собственником земельного участка из категории: земли поселений, для индивидуального жилищного строительства, площадью 792 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация», объект недвижимости «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> (бывший №) зарегистрирован в архиве филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» за номером № (реестр. №) и принадлежит ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь увеличилась на 16,70 кв.м. за счет площади ранее неучтенной пристройки лит «а» 1994 года постройки, уменьшилась на 0,6 кв.м. за счет уточнения.

Из справки об уточнении адреса № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что согласно материалам учетно-справочного характера информационной системы обеспечения градостроительной деятельности отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Тимашевский район, адресному плану <адрес>, земельный участок площадью 792 кв.м. по адресу: <адрес> с жилым дом с пристройкой общей площадью 167,3 кв.м., жилой площадью 109,6 кв.м. по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО1 на основании: свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок серия <адрес>; свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом с пристройкой №; постановления главы администрации Тимашевского городского округа Тимашевского района Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ; постановления главы муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет адрес: <адрес> (бывшие адреса: <адрес>; <адрес>).

Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет 2 этажа и общую площадь 183,40 кв.м., в том числе жилую площадь 109,60 кв.м..

Из выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является ФИО1 и членами ее семьи являются: мать - Дворникова Анна Захаровна, сын - ФИО7, дочь - ФИО8, которые проживают и зарегистрированы в указанном жилом помещении.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО1 является родной дочерью Дворниковой Анны Захаровны, что также подтвердила в судебном заседании истица, а также то, что Дворникова А.З. является членом семьи ФИО1.

Как следует из уведомления начальника отдела по социальным вопросам и учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении следует, что у Дворниковой А.З. отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 45,85 кв.м., что превышает установленную в Тимашевском городском поселении учетную норму и является основанием для отказа в постановке Дворниковой А.З. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с чем, постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район № от ДД.ММ.ГГГГ Дворниковой Анне Захаровне отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по отдельной категории федеральной подведомственности «Ветераны и приравненные к ним лица» с указанием причины, а именно: что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи по месту регистрации и жительства истицы, превышает учетную норму, которая в Тимашевском городском поселении установлена в размере 10 кв.м.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая, требования ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Однако истица до 1 января 2005 года на учет не встала.

Кроме того, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Дворникова Анна Захаровна не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Так истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> как член семьи собственника жилого помещения, собственником которого является ее дочь - ФИО1

При этом, согласно технического паспорта, общая площадь жилого дома, в котором проживает и зарегистрирована Дворникова А.З. составляет 183,40 кв.м. По указанному адресу зарегистрированы по месту жительства 4 человека. Так как истица занимает жилое помещение как член семьи собственника, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в занимаемом жилом помещении составляет 45,85 квадратных метров, что превышает установленную в Тимашевском городском поселении учетную норму, которая составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, суду не представлено доказательств того, что истица нуждается в улучшении жилищных условий, а соответственно постановление администрации муниципального образования Тимашевский район № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Дворниковой Анны Захаровны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное и оценивая представленные истицей доказательства в силу требований ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, исходя из того, что истицей не представлено достаточных доказательств для подтверждения исковых требований, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дворниковой Анны Захаровны к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий: