Решение по иску Денисенко Н.В. к УПФ России в Тимашевском районе о признании отказа незаконным, перерасчете и выплате денежных средств



                                                                         К делу № 2-769-2011     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск                 20 июня 2011 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего               Василенко Е.В.,

при секретаре                 Войщевой Н.Н.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисенко Натальи Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тимашевском районе о признании отказа незаконным, перерасчете и выплате денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

    Денисенко Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тимашевском районе о признании отказа незаконным, перерасчете и выплате денежных средств. В обоснование своих требований указала, что ее сын младший сержант Денисенко Юрий Игоревич погиб 13 февраля 2002 года при исполнении обязанностей воинской службы в условиях чрезвычайного положения в Чеченской Республике. Однако Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края отказывает ей, матери, в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. Согласно протоколу решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 24 от 07 апреля 2011 года, ей отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года. Согласно указанному протоколу, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края считает, что это право распространяется только на тех родителей, сыновья которых погибли до вступления в силу ФЗ № 5 «О ветеранах», то есть до 12 января 1995 года. Но ст. 4 ГК РФ гласит о том, что нормы гражданского права обратной силы не имеют и применяются после вступления их в силу. Следовательно, Управлением ПФ РФ в Тимашевском районе неправильно трактуются нормы гражданского права. Согласно ст. 21, 28 Закона «О ветеранах» она имеет право на льготы и 04 апреля 2002 года ей вручено удостоверение, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Ей была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей (при отказе от получения в натурвиде), в настоящее время, в связи с индексацией - 1085,98 рублей. С 04 апреля 2002 года Денисенко Н.В. пользовалась льготами, предусмотренными Законом от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания». После внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. Со 04 апреля 2002 года ей была назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) бессрочно по категории - член семьи военнослужащего погибшего при исполнении служебных обязанностей, которая в настоящее время, однако данная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ. Она считает, что ЕДВ должно быть назначено ей в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам ВОВ, и поэтому она обратилась в Управление ПФ РФ в Тимашевском районе, но ей было отказано в установлении ЕДВ, поскольку ее сын погиб после 16 января 1995 года, и право на ЕДВ, установленную для участников ВОВ, она не имеет. Однако считает отказ УПФ РФ в Тимашевском районе Краснодарского края необоснованным. Дата смерти ее погибшего сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Кроме того, поскольку ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ не получались ею по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они, подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании истица Денисенко Н.В. поддержала исковые требования и просила суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тимашевском районе Краснодарского края № 28 в установлении ей права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Тимашевском районе произвести ей перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат с 01 января 2005 года по настоящее время и выплатить ей денежные выплаты. При этом пояснила, что ее сын Денисенко Ю.И. погиб при исполнении военной обязанности 13 февраля 2002 года на территории Чеченской Республики. В связи с гибелью сына она 04 апреля 2002 года, как мать военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы, получила удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающее для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. На основании Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания», она получала бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей; оплачивала 50 % за занимаемую площадь жилого помещения, 50 % коммунальных услуг, абонентскую плату за телефон, бесплатный проезд на транспорте. Федеральным Законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» по категории члена семьи погибшего ветерана боевых действий в размере 150 рублей, в настоящее время, с учетом индексации - 1085,98 рублей, а пп. 2 п. 4 ст. 23.1 этого же Закона для участников Великой Отечественной войны (ВОВ) ЕДВ установлена в размере 1050 рублей, в настоящее время, с учетом индексации - 2713,19 рублей. Согласно Перечня категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, определенному законодательством РФ, ей была назначена ЕДВ с 01 января 2005 года - бессрочно по категории «Член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей». Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий льготы и социальную защиту различным категориям льготников, в том числе по ст. 21 членам семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, не отменял ранее действующий Закон СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». По Федеральному Закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 23.1 п. 2 и п. 3 она имеет право выбора того или иного положения Федерального Закона или нормативного акта, который предусматривает более высокий размер выплат. Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривала распространение на родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем её сын и являлся. При обращении в Управление Пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе в назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участников ВОВ, ей было отказано в связи с тем, что смерть сына наступила после 16 января 1995 года и нормы вышеназванного закона на нее не распространяются. Считает данный отказ необоснованным.

Представитель истцов в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Зацепина К.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе по доверенности Щербинина Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. При этом пояснила, что Денисенко Н.В. обратилась в УПФ РФ в Тимашевском районе с заявлением о перерасчете размера ЕВД как участникам ВОВ, мотивируя свои требования тем, что установленные для участников войны льготы были распространены на указанную категорию лиц Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения»; для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 года, установлен именно такой размер выплаты. Решением от 07 апреля 2011 года Денисенко Н.В. было отказано в увеличении размера ЕДВ. Денисенко Н.В. установлена ЕДВ согласно ст. 21, выплата преобразована в денежный эквивалент, равный 150 рублям. Эта сумма индексируется и выплачивается до сих пор. Право Денисенко Н.В. возникло после 16 января 1995 года, то есть после вступления в силу закона «О ветеранах». Денисенко Н.В. же до этой даты не реализовала своего права, так как ее сын погиб позже. Просят в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> 359085 от 09 марта 1983 года Денисенко Юрий Игоревич родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец указан Денисенко Игорь Анатольевич, в графе мать - Денисенко Наталья Владимировна.

Как следует из извещения младший сержант Денисенко Юрий Игоревич погиб 13 февраля 2002 года при исполнении обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения в Чеченской Республике, что также подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от 20 февраля 2002 года.

Согласно удостоверению Денисенко Н.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах».

Протоколом решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 24 от 07 апреля 2011 года Денисенко Наталье Владимировне в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года отказано.

Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Денисенко Ю.И. проходил военную службу по призыву, погиб 13 февраля 2002 года в Чеченской Республике, смерть связана с исполнением обязанности военной службы. Мать - Денисенко Н.В. имеет право на льготы по ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно положениям вышеуказанной статьи, на Денисенко Н.В. распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» Денисенко Н.В. до 01 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Истице была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей, в настоящее время, в связи с индексацией, 1085,98 рублей.

Между тем, суд считает, что Денисенко Н.В. следует назначить и соответственно пересчитать ЕДВ, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п. 6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав в законных интересов человека и гражданина.

По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст. 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П признание этой нормы абзацем вторым п. 6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель     отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты для членов военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с тем, что объем льгот, получаемый Денисенко Н.В., матерью погибшего военнослужащего, до 01 января 2005 года соответствовал объему льгот участников ВОВ, то компенсация этих льгот в денежной форме - 1085,98 рублей, не может считаться равноценной. Таким образом, Денисенко Н.В., которая ранее до 01 января 2005 года пользовалась льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников ВОВ, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Обстоятельство, что Денисенко Ю.И. погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его мать Денисенко Н.В. права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти погибшего сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ.

К тому же, согласно пп. 3 п. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 года № 122 -ФЗ, ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действия из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, где не указана категория родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы.

Доводы представителя Управления Пенсионного фонда в Тимашевском районе об отсутствии у Денисенко Н.В. права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников ВОВ, основаны на неправильном толковании применения норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, поскольку ЕДВ не получались истицей по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они, подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд, оценивая представленные истицей доказательства и учитывая требования ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, исходя из того, что истицей представлены достаточные доказательства для подтверждения заявленных исковых требований, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тимашевском районе Краснодарского края № 24 в установлении Денисенко Наталье Владимировне права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, - незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе назначить Денисенко Наталье Владимировне ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе произвести перерасчет Денисенко Наталье Владимировне ежемесячных недовыплаченных денежных выплат с 01 января 2005 года по настоящее время и выплатить Денисенко Наталье Владимировне денежные выплаты.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

Председательствующий         

Cправка: решение обжаловано и в законную силу не вступило