К делу № 2-838/2011 Именем Российской Федерации г. Тимашевск 20 июня 2011 года Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Василенко Е.В., при секретаре Войщевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярового Андрея Семеновича и Яровой Любови Петровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края о признании отказа в установлении ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, незаконным, УСТАНОВИЛ: Яровой А.С. и Яровая Л.П. обратились в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тимашевском районе о признании отказа незаконным, перерасчете и выплате денежных средств. В обоснование своих требований указали, что их сын - рядовой контрактной службы Яровой Виталий Андреевич, погиб 15 мая 2005 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике. Так написано в извещении от 22 сентября 2005 года. Однако Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края отказывает им, родителям, в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. Согласно протоколам решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 22, 23 от 07 апреля 2011 года им отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года. Согласно указанным протоколам, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края считает, что это право распространяется только на тех родителей, сыновья которых погибли до вступления в силу ФЗ № 5 «О ветеранах», то есть до 12 января 1995 года. Но ст. 4 ГК РФ гласит о том, что нормы гражданского права обратной силы не имеют и применяются после вступления их в силу. Следовательно, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Тимашевском районе Краснодарского края неправильно трактуются нормы гражданского права. Согласно ст. 21, 28 Закона «О ветеранах» Яровой А.С. и Яровая Л.П. имеют право на льготы и 11 октября 2010 года им были вручены удостоверения, согласно которых они имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой. Им была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей (при отказе от получения в натур.виде), в настоящее время, в связи с индексацией - 1085,98 рублей. С 11 октября 2010 года они пользовались льготами, предусмотренными Законом от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания». После внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. Считают, что ЕДВ должно быть назначено им в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам ВОВ, и поэтому они обратились в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе Краснодарского края, но им было отказано в установлении ЕДВ, поскольку их сын погиб после 16 января 1995 года, и право на ЕДВ, установленную для участников ВОВ, они не имеют. Однако считают отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тимашевском районе Краснодарского края необоснованным. Обстоятельство, что их сын погиб после введения в действие Федерального закона «О Ветеранах», само по себе не лишает их права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти их погибшего сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Кроме того, поскольку ЕДВ не получались ими по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 24.07.2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, они вынуждены обратиться в суд с настоящими требованиями. В судебном заседании истцы Яровой А.С. и Яровая Л.П. уточнили исковые требования и просили суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тимашевском районе Краснодарского края № 23 и № 22 от 07 апреля 2011 года в установлении им права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе назначить Яровой Л.П. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01 мая 2007 года, то есть с момента назначения ей ЕДВ, обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Тимашевском районе произвести перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат Яровой Л.П. с 01 мая 2007 года, а также назначить Яровому А.С. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 31 марта 2011 года, то есть с момента его обращения в УПФ РФ в Тимашевском районе за назначением ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1), что подтверждается протоколом №23 от 07 апреля 2011 года решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ в Тимашевском районе произвести перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат с 29 марта 2011 года. При этом пояснили, что их сын Яровой В.А. погиб 15 мая 2005 года, выполняя боевую задачу на территории Чеченской Республики. В связи с гибелью сына они, 11 октября 2010 года, как родители военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы, получили удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающее для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. На основании Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания», они получали бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей; оплачивали 50 % за занимаемую площадь жилого помещения, 50 % коммунальных услуг, абонентскую плату за телефон, бесплатный проезд на транспорте. Федеральным Законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» по категории члена семьи погибшего ветерана боевых действий в размере 150 рублей, в настоящее время, с учетом индексации - 1085,98 рублей, а пп. 2 п. 4 ст. 23.1 этого же Закона для участников Великой Отечественной войны (ВОВ) ЕДВ установлена в размере 1050 рублей, в настоящее время, с учетом индексации - 2713,19 рублей. Согласно Перечня категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, определенному законодательством РФ, Яровой Л.П. была назначена ЕДВ по категории «Член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей», а Яровому А.С. производилась выплата по категории как инвалиду 2 группы, поскольку данная выплата больше чем ЕДВ по категории члена семьи погибшего ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что ЕДВ, выплачиваемые участникам ВОВ больше чем ЕДВ по категории члена семьи погибшего, и учитывая, что ответчик отказывает в данной выплате, просит об установлении ему права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ и назначив ЕДВ с момента обращения в суд. Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий льготы и социальную защиту различным категориям льготников, в том числе по ст. 21, членам семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, не отменял ранее действующий Закон СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». По Федеральному Закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 23.1 п. 2 и п. 3 они имеют право выбора того или иного положения Федерального Закона или нормативного акта, который предусматривает более высокий размер выплат. Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривала распространение на родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем их сын и являлся. При обращении в Управление Пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе в назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участников ВОВ, им было отказано в связи с тем, что смерть сына наступила после 16 января 1995 года и нормы вышеназванного закона на них не распространяются. Считают данный отказ необоснованным. Представитель истцов в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Зацепина К.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе по доверенности Щербинина Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. При этом, пояснила, что Яровой А.С. и Яровая Л.П. 31 марта 2011 года обратились в УПФ РФ в Тимашевском районе с заявлением о перерасчете размера ЕВД как участникам ВОВ, мотивируя свои требования тем, что установленные для участников войны льготы были распространены на указанную категорию лиц Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения»; для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 года установлен именно такой размер выплаты. Решением от 07 апреля 2011 года Яровому А.С. и Яровой Л.П. было отказано в увеличении размера ЕДВ. Им установлена ЕДВ согласно ст. 21, выплата преобразована в денежный эквивалент, равный 150 рублям. Эта сумма индексируется и выплачивается до сих пор. Право Ярового А.С. и Яровой Л.П. возникло после 16 января 1995 года, то есть после вступления в силу закона «О ветеранах». Яровой А.С. и Яровая Л.П. же до этой даты не реализовали своего права, так как их сын погиб позже. Просят в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельству о рождении VI-АГ № от 19 февраля 1985года Яровой Виталий Андреевич родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец указан Яровой Андрей Семенович, в графе мать - ФИО1. Как следует из извещения от 22 сентября 2005 года рядовой контрактной службы Яровой Виталий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб 15 мая 2005 года при исполнении обязанностей военной службы, что также подтверждается свидетельством о смерти II-АГ № от 22 июля 2005 года. Из справки серия МСЭ-2006 № 0000869506 от 18 сентября 2007 года видно, что Яровой Андрей Семенович является инвалидом второй группы. Согласно удостоверениям серия МО № и серия МО № Яровой А.С. и Яровая Л.П. имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Протоколами решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 23, 22 от 07 апреля 2011 года Яровому Андрею Семеновичу и Яровой Любови Петровне в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» отказано. Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Яровой В.А. погиб 15 мая 2005 года в Чеченской Республике, смерть связана с исполнением обязанности военной службы. Отец - Яровой Андрей Семенович и мать - Яровая Любовь Петровна имеют право на льготы по ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно положениям вышеуказанной статьи, на Яровой А.С. и Яровая Л.П. распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» Яровая Л.П. пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Как следует из представленных Управлением Пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе документов, Яровому А.С. была назначена ЕДВ по категории инвалид 2 степени. По категории член семьи погибшего военнослужащего, ему ЕДВ не назначалась. При этом, Яровой Л.П. ЕДВ по категории член семьи погибшего военнослужащего была назначена с 01 мая 2007 года. При таких обстоятельствах, суд считает, что Яровой Л.П. следует назначить и соответственно пересчитать ЕДВ, установленную для участников Великой Отечественной войны с 01 мая 2007 года, Яровому А.С. следует назначить и соответственно пересчитать ЕДВ с 31 марта 2011 года, то сеть с момента обращения УПФ РФ в Тимашевском районе о назначении ЕДВ по категории установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п. 6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав в законных интересов человека и гражданина. По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст. 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П признание этой нормы абзацем вторым п. 6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты для членов военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Таким образом, Яровому А.С. и Яровой Л.П., должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Обстоятельство, что Яровой В.А. погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его родителей - отца Ярового А.С. и мать Яровую Л.П. права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти погибшего сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. К тому же, согласно пп. 3 п. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 года № 122 -ФЗ, ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действия из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, где не указана категория родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы. Доводы представителя Управления Пенсионного фонда в Тимашевском районе об отсутствии у Ярового А.С. и Яровой Л.П. права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников ВОВ, основаны на неправильном толковании применения норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, поскольку ЕДВ для участников ВОВ не получались истцами по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они, подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд, оценивая представленные истцами доказательства и учитывая требования ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, исходя из того, что истцами представлено достаточно доказательств в подтверждение заявленных исковых требований, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тимашевском районе Краснодарского края № 23 и № 22 от 07 апреля 2011 года в установлении Яровому Андрею Семеновичу и Яровой Любови Петровне права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, - незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе назначить Яровому Андрею Семеновичу и Яровой Любови Петровне ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе произвести перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат Яровому Андрею Семеновичу, как члену семьи Ярового Виталия Андреевича, погибшего 15 мая 2005 года, в связи с исполнением обязанностей военной службы, суммы ежемесячной денежной выплаты, в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 31 марта 2011 года по настоящее время и выплатить Яровому Андрею Семеновичу денежные выплаты. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тимашевском районе произвести перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат Яровой Любови Петровне, как члену семьи Ярового Виталия Андреевича, погибшего 15 мая 2005 года в связи с исполнением обязанностей военной службы, суммы ежемесячной денежной выплаты, в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 01 мая 2007 года по настоящее время и выплатить Яровой Любови Петровне денежные выплаты. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня его оглашения. Председательствующий Cправка: решение обжаловано и в законную силу не вступило