К делу № 2 - 1079\ 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» августа 2011 года Тимашевский районный суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Козловой Л. В.
при секретаре Гулай О.М.
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кожан Александра Анатольевича к Кожан Анатолию Ивановичу, Попову Олегу Михайловичу о признании договора дарения недействительным
У С Т А Н О В И Л:
Кожан А.А. обратился в суд с иском к Кожан А.И. и Попову О.М. о признании договора дарения недействительным, указав, что 05.12.2008 года его отец Кожан А.И. подарил Попову О.М. жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес> №. Данный договор считает недействительным, поскольку он является родным сыном и членом семьи Кожан А.И., постоянного проживал и зарегистрирован в домовладении по указанному адресу и имеет право при осуждении на сохранение за ним права пользования жилым помещением. Считает, что после смерти матери Кожан Е.М. ему принадлежит 4\12 доли в указанном домовладении. Ему известно, что в настоящее время домовладение и земельный участок прибывают в запущенном состоянии, не проводится никаких действий по ремонту и облагораживанию, в связи с чем, он твердо убежден, что Попов О.М. не нуждается в данном имуществе. Он не согласен с дарением и считает, что произошел захват его имущества. За защитой своих прав вынужден обратиться в суд.
В зал судебного заседания Кожан А.А. не явился, поскольку отбывает наказание по приговору суда в п. Двубратский, Усть-Лабинский район, ЛИУ-1. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Кожан А.И. в зале судебного заседания с исковыми требованиями своего сына не согласен. Домовладение по адресу: <адрес> № принадлежит ему и Кожан Екатерине Михайловне по 1\2 доле каждому на основании договора купли-продажи от 24.03.1978 года. Он выразил свою волю и распорядился в соответствии с законом принадлежащим ему имущество. Реальный раздел дома произведен был ранее. Он пользовался своей половиной, а бывшая жена другой. Её половина закрыта на ключ и в эту половину дома никто не ходит. Права его сына никак не нарушены, поскольку он не лишен возможности принять наследство после смерти матери.
Ответчик Попов О.М. в зале судебного заседания с исковыми требованиями Кожан А.А. не согласен. В настоящее время он является собственником 1\2 доли домовладения по адресу: <адрес> №, которую ему подарил Кожан А.И. Другая половина дома закрыта на ключ и ею никто не пользуется и он на неё не претендует. Считает, что договор дарения заключен в соответствии с законом и Кожан А.И. имел право распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли - продажи от 24.03.1978 года, удостоверенного нотариусом Тимашевской государственной нотариальной конторы Тороп ГА., реестровая запись № 888 и, зарегистрированного в Тимашевском БТИ 25.03. 1978 года; свидетельства о государственной регистрации права от 01.12.2008 года серия 23-АЕ №, запись регистрации № от 19.11.2008 года, выданного отделом по Тимашевскому району Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Кожан Анатолий Иванович является собственником 1\2 доли домовладения по адресу: <адрес> №.
Как усматривается из справки, выданной 30.04.2008 года филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Тимашевскому району, объект недвижимости «Домовладение», расположенное по адресу: <адрес> № принадлежит в 1\2 доли каждому Кожан Екатерине Михайловне и Кожан Анатолию Ивановичу на основании договора купли-продажи № 888 от 24.03.1978 года.
При этом, в судебном заседании установлено, что после расторжения брака 29 декабря 1994 года между Кожан Екатериной Михайловной и Кожан Анатолием Ивановичем, был произведен реальный раздел домовладения, сложился определенный порядок пользования. Принадлежавшая каждому из них 1\2 доля домовладения, представляет собой отдельную квартиру, с отдельным входом, они изолированы друг от друга.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По договору дарения объектов недвижимости, заключенному 05 декабря 2008 года между Кожан Анатолием Ивановичем и Поповым Олегом Михайловичем, «Даритель» передал, а «Одаряемый» принял в дар принадлежащие «Дарителю» на праве собственности 1/2 долю земельного участка общей площадью 1095 (одна тысяча девяносто пять) кв.м., с кадастровым номером №, предназначенный для индивидуального жилищного строительства с 1/ 2 долей расположенного на нем домовладения по адресу: <адрес>, состоящее в целом из жилого дома- литер А, общей площадью 40, 60 кв.м, в том числе жилой площадью 32, 40 кв.м. летней кухни - литер Г, лаза в подвал - литер Д, подвала - литер п/Д, сарая- литер Б, забора, уборной, колодца, калитки, колонки.
Договор дарения, будучи одной из разновидностей гражданско-правовых обязательств и сделок, подчиняется общим правилам об обязательствах и сделках, содержащихся в ч. 1 ГК РФ. К такому договору применяются правила, регулирующие сделку, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки. Поскольку дарение является договором, для его заключения необходимо согласие одаряемого на принятие дара.
Указанную сделку продавец и покупатель оформили договором дарения, в результате которого Кожан А.И. фактически подарил, а Попов О.М. принял во владение и пользование указанное выше недвижимое имущество, то есть фактически является собственником. Таким образом, стороны в полном объеме выполнили условия по данной сделке.
Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Попову Олегу Михайловичу 25 декабря 2008 года, в соответствии с которыми он на основании договора дарения объектов недвижимости от 05.12.2008 года является собственником 1\2 доли земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>. Данный факт отражен и в выписках из ЕГРП от 23 июня 2010 года.
Допрошенная в зале судебного заседания свидетель ФИО6 показала, что по просьбе сторон занималась сбором документов для заключения договора дарения от 05.12.2008 года. Предметом договора дарения являлась лишь 1\2 доля домовладения и земельного участка адресу: <адрес>. Другая 1\2 доля принадлежит бывшей супруге Кожан А.И., которая умерла. Её половина никем не занята, там никто не живет.
Согласно копии свидетельства о смерти ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО9.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ «В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности». Следовательно, 1\2 доля домовладения и земельного участка адресу: <адрес>, принадлежавших умершей ФИО10 на день смерти, являются наследственным имуществом после её смерти.
Таким образом, Кожан Александр Анатольевич как наследник первой очереди после смерти своей матери, в соответствии со ст. 1141 ГК РФ вправе реализовать предоставленное ему законом право и обратиться к нотариусу с заявлением по вопросу принятия наследства после смерти Кожан Е.М.
В данном случае, действия Кожан Анатолия Ивановича по передаче своего имущества Попову Олегу Михайловичу не противоречат положениям ст. 209 ГК РФ и права Кожан А.А. в данном случае не могут быть нарушены. Кожан А.А. как собственник 1\2 доли домовладения вправе был распорядиться ею по своему усмотрению. Данным правом он воспользовался, подарив принадлежащую ему долю Попову О.М. При этом, указанный договор по форме и содержанию соответствует сделкам, являющимся основаниями для приобретения права собственности (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 166 Кодекса требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Гражданском кодекса Российской Федерации. Довод Кожан А.А. о необходимости признания недействительным договора дарения не основаны на законе, поскольку он не является стороной сделки и о его права и обязанности указанной сделкой не затрагиваются.
При таких обстоятельствах, суд, не находит оснований для удовлетворения требований Кожан Александра Анатольевича к Кожан Анатолию Ивановичу, Попову Олегу Михайловичу о признании недействительным договора дарения 1\2 доли домовладения и земельного участка адресу: <адрес>, заключенного 05 декабря 2008 года между Кожан Анатолием Ивановичем и Поповым Олегом Михайловичем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Кожан Александру Анатольевичу к Кожан Анатолию Ивановичу, Попову Олегу Михайловичу о признании договора дарения недействительным договора дарения, заключенного 05 декабря 2008 года между Кожан Анатолием Ивановичем и Поповым Олегом Михайловичем - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Полный текст решения суда составлен 10 августа 2011 года.
Председательствующий :
Справка: решение не вступило в законную силу