К делу 2-1370/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2011 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Рудомаха А.А.,
при секретаре Гапотченко Е.О.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Корнеевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Спецтрансмаш Юг» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением закона,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Спецтрансмаш Юг» о запрете деятельности по эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона, расположенной по <адрес> в г. Тимашевске на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, до устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, указав, что прокуратурой проведена проверка деятельности указанного общества, в ходе которой установлено, что им нарушаются требования земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, по договору субаренды, заключенного 8 июля 2011 года ОАО РАФ «За Родину» с ответчиком, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9780 кв. м <адрес> в г. Тимашевске передан ему во временное владение и пользование. Однако, по договору аренды, заключенного 2 апреля 2009 года администрацией МО Тимашевский район с ОАО РАФ «За Родину», для заключения договора субаренды необходимо согласие арендодателя, которого администрация не давала.
Кроме того, в процессе производственной деятельности общество осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух через пылегазоочистительную установку, при этом у ответчика отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство растворобетонного узла, отсутствует проект санитарно-защитной зоны, отсутствует утвержденная программа производственного контроля, не организован производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ, не разработан план организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, чем нарушаются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологичес- кого законодательства. В связи с чем, просит запретить деятельность ООО «Спецтрансмаш Юг» по эксплуатации базы, обязав его устранить допущенные нарушения, освободив занимаемый земельный участок или оформив на него правоустанавливающие документы, получив санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство растворобетонного узла, получив разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на производственную базу по изготовлению бетона, разработать проект санитарно-защитной зоны и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Корнеева В.А. отказалась от требований в части обязания ООО «Спецтрансмаш Юг» устранить допущенные нарушения, просит только запретить деятельность общества по эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона до устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, обратив решение к немедленному исполнению.
Представитель ООО «Спецтрансмаш Юг» Дедюхин А.А. иск не признал, пояснив, что для производства деятельности по изготовлению бетона у общества действительно не имеется документов, поскольку с мая 2011 года производится только монтаж оборудования раствора – бетонного узла, а также пусконаладочные работы, в связи с чем для проверки правильности установленного оборудования производится бетон, но не в промышленном объеме. Проверкой не установлено связана ли деятельность общества с воздействием на окружающую среду, что является источником выбросов в атмосферу.
Представитель администрации МО Тимашевский район Мащицкая О.В. согласилась с исковыми требованиями, пояснив, что деятельность по производству бетона в центре города не допустима.
Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Чевганов М.В. согласился с исковыми требованиями, пояснив, что производственная база по производству бетона ООО «Спецтрансмаш Юг», расположенная в г. Тимашевске, относится к 4 классу опасности с санитарной зоной 100 метров. Общество до начала своей деятельности не получило никаких разрешающих документов для работы по производству бетона на данном земельном участке. Более того, если бы общество своевременно обратилось за получением заключения, то оно получило бы отказ, поскольку земельный участок находится менее 100 метров от жилых домов.
Представитель ОАО РАФ «За Родину» в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, а поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой Тимашевского района в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Спецтрансмаш Юг», которое согласно договора субаренды от 8 июля 2011 года использует земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Тимашевск, <адрес>.
На основании ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные, подземные водные объекты, а также на водосборные площадки (рельеф местности), размещение отходов допускаются только на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким органом является управление Северо-Кавказкого округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Спецтрансмаш Юг» осуществляет производственную деятельность по изготовлению бетона, в процессе которой осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух через пылегазоочистительную установку.
Однако, обществом до настоящего времени разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не получило, проект нормативов предельно-допустимых выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, который в соответствии с действующим законодательством выдается до начала осуществления производственной деятельности ими также не разработан.
СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 7.1.4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 (в редакции от 9 сентября 2010 года) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, таким образом, установка по производству бетона относится к классу IV с санитарно-защитной зоной 100 м.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В соответствии с п. 4.10 СанПин 2.1.7.2197-07 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 апреля 2007 г. № 20), по представленным материалам органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно п. 3.1.6. и п. 3.2.5. СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных 17 мая 2001 года Главным государственным санитарным врачом РФ, земельные участки под строительство предоставляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Как установлено в судебном заседании у ООО «Спецтрансмаш Юг» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство растворобетонного узла, отсутствует проект санитарно-защитной зоны, отсутствует утвержденная программа производственного контроля, не организован производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ, не разработан план организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, рядом с производственной базой расположены жилые дома, которые находятся в санитарно-защитной зоне равной 100 м, что является недопустимым и может угрожать здоровью и жизни граждан, проживающих в них.
Из изложенного следует, что при эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона в г. Тимашевске, ул. Свободная, 190 ООО «Спецтрансмаш Юг» не выполнены требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в результате чего нарушаются права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Тимашевского района.
Согласно ч. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет иск прокурора Тимашевского района и считает необходимым запретить ООО «Спецтрансмаш Юг» деятельность по эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона до устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 4000 рублей.
Суд, на основании ст.212 ГПК РФ считает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тимашевского района удовлетворить.
Запретить ООО «Спецтрансмаш Юг» деятельность по эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона, расположенной по адресу: г. Тимашевск, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, до устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Взыскать с ООО «Спецтрансмаш Юг» госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению, но в целом оно может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Полный текст составлен 18 октября 2011 года.
Председательствующий
Справка: решение вступило в законную силу 29 октября 2011 года.