К делу №2-1737-2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» ноября 2011 года Тимашевский районный суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Козловой Л. В.
при секретаре Гулай О.М.
с участием прокурора: Корнеевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Незаймановского сельского поселения Тимашевского района в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Незаймановского сельского поселения Тимашевского района в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, указав, что прокуратурой Тимашевского района в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе который было установлено, что администрация Незаймановского сельского поселения допустила нарушения земельного законодательства, а также санитарного законодательства. Поселением, имея в собственности 5 земельных участков под кладбищами, не принято мер по оформлению земельных участков в установленном законом порядке. Для устранения выявленных нарушений в адрес главы Незаймановского сельского поселения прокурором Тимашевского района 09.03.2011 года внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства. По факту выявленных нарушений земельного и санитарного законодательства по постановлению прокурора к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 7.1 КоАП РФ привлечено виновное должностное лицо. Однако, при проведении проверки в порядке контроля установлено, что требования прокурора не выполнены до настоящего времени. Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления Незаймановского сельского поселения Тимашевского района возложенных на них полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения является прямым нарушением требований закона и влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов жителей Незаймановского сельского поселения Тимашевского района, численность которых постоянно меняется, что дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Корнеева В.А. поддержала требования заявления и просила признать незаконным бездействие администрации Незаймановского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Просила обязать администрацию Незаймановского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно:-кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 12, контур 22), -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 14, контур 22);, -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 8, контур 22); -кладбище площадью 0,9 га, расположенное по адресу: х. Стринский (секция7, контур 4-22); - кладбище площадью 03 га, расположенное по адресу: х. Можарийский (секция 3, контур 13-3). А также, обязать администрацию Незаймановского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения санитарного законодательства на всех кладбищах поселения, а именно:-осуществить обваловку территорий кладбищ; -установить общественные туалеты; -установить огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников;-провести водопровод или установить резервуары, наполняемые привозной водой.
Представители администрации Незаймановского сельского поселения Тимашевского района – глава администрации Штангей В. А. и по доверенности Редька Ю.Ю. в зале судебного заседания с исковыми требованиями прокурора согласны частично и пояснили, что в настоящее время земельные участки уже промежеваны, схема расположения земельных участков подписана, проект постановления об утверждении этой схемы находится на согласовании в администрации МО Тимашевский район. После принятия данного постановления земельные участки будут поставлены на кадастровый учет. Кроме того, участки уже стоят в реестре муниципальной собственности. Осуществляется обваловка территории кладбищ 2 раза в год. Выполненные действия нельзя считать незаконным бездействием. Администрация Незаймановского сельского поселения обязуется устранить оставшиеся нарушения в ближайшее время.
Представитель ТО ТУ ФС «Роспотребнадзор по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах по доверенности Толмач Е.А. требования прокурора поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, соглашаясь с заключением прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тимашевского района в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе который было установлено, что администрация Незаймановского сельского поселения допустила нарушения земельного законодательства, а также санитарного законодательства..
В силу ст.ст. 4, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 №1114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским и сельскими поселениями в муниципальном образовании Тимашевский район, в состав которого они входят», утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованному Незаймановскому сельскому поселению, согласно приложению № 6.
Из содержания приложения № 6 следует, что Незаймановскому сельскому поселению Тимашевского района передано имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: -кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 12, контур 22), -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 14, контур 22); -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 8, контур 22); -кладбище площадью 0,9 га, расположенное по адресу: х. Стринский (секция7, контур 4-22); - кладбище площадью 03 га, расположенное по адресу: х. Можарийский (секция 3, контур 13-3).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными суду документами, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, Незаймановским сельским поселением Тимашевского района в течение нескольких лет не предпринимается никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в муниципальной собственности кладбища: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права на кладбища и расположенные под ними земельные участки в Тимашевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК не представлены, свидетельства о праве собственности установленного образца не получены.
Согласно ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом, согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с (СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы...") « п. 2.9. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры; п.6.3. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; п.6.4 При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; 6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование)».
Однако, в ходе обследования прокуратурой Тимашевского района 5 кладбищ, расположенных в х. Можарийский – 1, х. Стринский – 1, х. Незаймановский установлено, что на всех указанных кладбищах имеют место нарушения санитарного законодательства (СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»), а именно - отсутствует обваловка территорий кладбищ; -отсутствуют общественные туалеты; -отсутствуют огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников; -отсутствуют водопровод или резервуары, наполняемые привозной водой.
Для устранения выявленных нарушений в адрес главы Незаймановского сельского поселения прокурором Тимашевского района 09.03.2011 года в порядке ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», внесено представление с требованием, устранить выявленные нарушения законодательства. Также, по факту выявленных нарушений земельного и санитарного законодательства по постановлению прокурора к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 7.1 КоАП РФ привлечено виновное должностное лицо.
Однако, как следует из информационных писем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и Тимашевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, результатов повторной проверки прокуратуры в порядке контроля, требования прокурора не выполнены до настоящего времени.
Наличие вышеуказанных нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления Незаймановского сельского поселения Тимашевского района полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».
Неисполнение органами местного самоуправления Незаймановского сельского поселения Тимашевского района возложенных на них полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения является прямым нарушением требований закона и влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов жителей Незаймановского сельского поселения Тимашевского района.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Тимашевского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Незаймановского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Обязать администрацию Незаймановского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: - кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 12, контур 22); -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 14, контур 22); -кладбище площадью 0,4 га, расположенное по адресу: х. Незаймановский (секция 8, контур 22); -кладбище площадью 0,9 га, расположенное по адресу: х. Стринский (секция7, контур 4-22); - кладбище площадью 03 га, расположенное по адресу: х. Можарийский (секция 3, контур 13-3).
Обязать администрацию Незаймановского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения санитарного законодательства на всех кладбищах поселения, а именно: -осуществить обваловку территорий кладбищ; -установить общественные туалеты; -установить огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников; -провести водопровод или установить резервуары, наполняемые привозной водой.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий:
Справка: решение вступило в законную силу 21.11.2011