К делу №2-1736-2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» ноября 2011 года Тимашевский районный суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Козловой Л. В.
при секретаре Гулай О.М.
с участием прокурора: Корнеевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, указав, что прокуратурой Тимашевского района в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе который было установлено, что администрация Новокорсунского сельского поселения допустила нарушения земельного законодательства, а также санитарного законодательства. Поселением, имея в собственности 3 земельных участка под кладбищами, не принято мер по оформлению земельных участков в установленном законом порядке. На всех указанных кладбищах имеют место нарушения санитарного законодательства. Для устранения выявленных нарушений в адрес главы Новокорсунского сельского поселения прокурором Тимашевского района 09.03.2011 года внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства. По факту выявленных нарушений земельного и санитарного законодательства по постановлению прокурора к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 7.1 КоАП РФ привлечено виновное должностное лицо. Однако, при проведении проверки в порядке контроля установлено, что требования прокурора не выполнены до настоящего времени. Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района возложенных на них полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения является прямым нарушением требований закона и влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов жителей Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района, численность которых постоянно меняется, что дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Корнеева В.А. поддержала требования заявления и просила признать незаконным бездействие администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Просила обязать администрацию Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: -кладбище площадью 10,0 га, расположенное по адресу: ст. Новокорсунская; -кладбище площадью 0,6 га, расположенное по адресу: х. Пролетарский, (секция 10, контур 14); -кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Красноармейский (секция 8, контур 45). А также, обязать администрацию Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения санитарного законодательства на всех кладбищах поселения, а именно: - существить обваловку территорий всех кладбищ; - на кладбищах в х. Красноармейский и на кладбище, расположенном на границе с Кореновским районом установить общественные туалеты; - на всех кладбищах установить огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников; -на кладбищах в х. Красноармейский и на кладбище, расположенном на границе с Кореновским районом провести водопровод или установить резервуары, наполняемые привозной водой.
Глава администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района Равчев Н.В. в зале судебного заседания с исковыми требованиями прокурора не согласен и пояснил, что в 2012 году планируется установка огражденных площадок с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников на центральном кладбище. На конец 2011-начало 2012 годов планируется установка общественных туалетов на кладбищах х. Красноармейского и на границе с Кореновским районом. На кладбищах х. Красноармейского и на границе с Кореновским районом во время православных праздников организовывается подвоз воды. Согласно действующему законодательству налогоплательщики - физические лица - уплачивают налог на имущество по итогам налогового уведомления в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а земельный налог в срок не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. бюджет поселения на 2011 год должен пополниться имущественным и земельным налогами (большая часть бюджета складывается именно из этих налогов) за период 2010 года, но ранее налогоплательщики уплачивали налог за текущий налоговый период, поэтому налоги за 2010 год были собраны еще в феврале 2011 года. Именно из-за этих изменений в законодательстве бюджет поселения на 2011 год недополучил более 4 00 000 рублей. Именно поэтому, как планировалось, администрация не сможет в этом году начать оформление земельных участков. Администрация Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района обратилась к главе муниципального образования Тимашевский район с просьбой инициировать перед ЗК КК вопрос о принятии целевой программы по оказанию финансовой поддержки поселений в вопросах оформления права собственности на муниципальное имущество. Ответа пока нет, но он надеется, что его поймут и окажут поддержку.
Представитель ТО ТУ ФС «Роспотребнадзор по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах по доверенности Толмач Е.А. требования прокурора поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, соглашаясь с заключением прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тимашевского района в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе которой, установлено, что администрация Новокорсунского сельского поселения допустила нарушения земельного законодательства, а также санитарного законодательства.
В силу ст.ст. 4, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 №1114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским и сельскими поселениями в муниципальном образовании Тимашевский район, в состав которого они входят», утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованному Новокорсунскому сельскому поселению, согласно приложению № 7.
Из содержания приложения № 7 следует, что Новокорсунскому сельскому поселению Тимашевского района передано имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: - кладбище площадью 10,0 га, расположенное по адресу: ст. Новокорсунская; -кладбище площадью 0,6 га, расположенное по адресу: х. Пролетарский, (секция 10, контур 14); -кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Красноармейский (секция 8, контур 45).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными суду документами, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, администрацией Новокорсунскому сельского поселения Тимашевского района в течение нескольких лет не предпринимается никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в муниципальной собственности кладбища: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права на кладбища и расположенные под ними земельные участки в Тимашевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК не представлены, свидетельства о праве собственности установленного образца не получены.
Согласно ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом, согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с (СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы...") « п. 2.9. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры; п. 6.3. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; п.6.4 При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; 6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование)».
Однако, в ходе обследования прокуратурой Тимашевского района 3 кладбищ, расположенных в ст. Новокорсунской, х. Красноармейском и на границе с Кореновским районом, установлено, что на всех указанных кладбищах имеют место нарушения санитарного законодательства (СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»), а именно: - на всех кладбищах отсутствует обваловка территорий кладбищ; -на всех кладбищах отсутствуют огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников; - на кладбищах в х. Красноармейский и на границе с Кореновским районом отсутствует водопровод или резервуары, наполняемые привозной водой; -на кладбищах в х. Красноармейский и на границе с Кореновским районом отсутствуют общественные туалеты.
Для устранения выявленных нарушений в адрес главы Новокорсунского сельского поселения прокурором Тимашевского района 09.03.2011 года в порядке ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», внесено представление с требованием, устранить выявленные нарушения законодательства. Также, по факту выявленных нарушений земельного и санитарного законодательства по постановлению прокурора к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 7.1 КоАП РФ привлечено виновное должностное лицо.
Однако, как следует из информационных писем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и Тимашевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, результатов повторной проверки прокуратуры в порядке контроля, требования прокурора не выполнены до настоящего времени.
Из приведенных в отзыве и в зале судебного заседания представителем заинтересованного лица доводы, не свидетельствуют о том, администрацией Новокорсунского сельского поселения в полной мере выполнены требования законодательства в части проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Данная работа ведется поверхностно без принятия всех необходимых действий.
Наличие вышеуказанных нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».
Неисполнение органами местного самоуправления Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района возложенных на них полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения является прямым нарушением требований закона и влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов жителей Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Тимашевского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Обязать администрацию Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: - кладбище площадью 10,0 га, расположенное по адресу: ст. Новокорсунская; -кладбище площадью 0,6 га, расположенное по адресу: х. Пролетарский, (секция 10, контур 14); -кладбище площадью 0,3 га, расположенное по адресу: х. Красноармейский (секция 8, контур 45).
Обязать администрацию Новокорсунскому сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения санитарного законодательства на всех кладбищах поселения, а именно: -осуществить обваловку территорий всех кладбищ; - на кладбищах в х. Красноармейский и на кладбище, расположенном на границе с Кореновским районом установить общественные туалеты; -на всех кладбищах установить огражденные площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон) для мусоросборников; -на кладбищах в х. Красноармейский и на кладбище, расположенном на границе с Кореновским районом провести водопровод или установить резервуары, наполняемые привозной водой.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий:
Справка: решение вступило в законную силу 21.11.2011