Решение по иску прокурора Тимашевского района, действующего в интересах Щепеткиной Ю.С., к администрации муниципального образования Тимашевский район, администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики КК о предоставлении жилого помещения.



                                К делу № 2-1611-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск 28 ноября 2011 года     

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего Губаревой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района

         Корнеевой В.А.,

при секретаре     Бульбас Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах Щепеткиной Юлии Сергеевны, к администрации муниципального образования Тимашевский район, администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Тимашевского района в интересах Щепеткиной Юлии Сергеевны обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район, администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих требований указал, что по заданию прокуратуры Краснодарского края, прокуратурой Тимашевского района проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены нарушения закона и жилищных прав Щепеткиной Ю.С. в части не предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Гарантии по предоставлению жилья являются расходными обязательствами субъектов РФ. В связи с чем, в Краснодарском крае приняты соответствующие законы, регулирующие порядок предоставления жилья данной категории граждан. В администрации муниципального образования Тимашевский район граждане имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным лицам органами местного самоуправления должны быть предоставлены по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из буквального толкования требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 ФЗ-159 предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств на приобретение жилых помещений. Согласно постановления главы муниципального образования Тимашевский район от 20 апреля 2011 года № 916 и предоставленных администрацией муниципального образования Тимашевский район списков по состоянию на 1 октября 2011 года Щепеткина Ю.С. состоит на учете нуждающихся в жилье по категории «Дети-сироты и лица из их числа». Оснований для лишения данной категории граждан гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ими получено, действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, до настоящего времени жилье Щепеткиной Ю.С. не предоставлено. Договор социального найма не заключался, в виду того, что за истекший период 2011 года денежные средства из местного и краевого бюджетов не выделялись и жилье детям-сиротам не предоставлялось, что является нарушением ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ-159. Самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав Щепеткина Ю.С. не имеет возможности, так как оказалась в трудной жизненной ситуации, не имеет жилья, проживает на съемных квартирах, социально незащищена, поэтому иск предъявляется прокурором.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Корнеева В.А. уточнила исковые требования и просила суд обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район, администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Щепеткиной Юлии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенное в Тимашевском районе Краснодарского края, жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности, состоящих на учете лиц по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по муниципальному образованию Тимашевский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 года.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тимашевский район по доверенности Машицкая О.В. в судебном заседании возражала против исковых требований и пояснила, что согласно статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе гарантии по обеспечению их жилой площадью вне очереди, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципального образования Тимашевский район наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья. В соответствии со статьей 2 закона № 805-КЗ финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 5 закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае"). Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 N 653 "Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма" на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставлять жилье исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий. Согласно п. 9 подпрограммы «Дети-сироты» на 2009-2013 годы, принятой законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1654-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы" ответственными за её реализацию в части обеспечения жильем детей-сирот являются органы местного самоуправления - получатели субвенций из бюджета Краснодарского края и департамент семейной политики Краснодарского края. Тимашевскому району в 2011 году выделены денежные средства в сумме 29 140 700 рублей, из них 24 116 400 рублей из федерального бюджета и 5 024 300 рублей из краевого бюджета (таблица 23 к закону Краснодарского края от 07.12.2010 N 2133-КЗ "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Учитывая, что размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" срок на приобретение жилья будет составлять до 24 декабря 2011 года. Кроме того, администрации необходимо осуществить государственную регистрацию приобретенного жилья и после предоставить детям-сиротам по договору социального найма. К концу 2011 года жилое помещение будет предоставлено при подтверждении, что гражданин указанной категории обладает правом предоставления жилого помещения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающей предоставление жилого помещения если гражданин не находится на полном государственном обеспечении (после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) и согласен на его предоставление. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика – администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Суд, с согласия присутствующих в судебном заседании участников судебного процесса, считает возможным в соответствии со ст. 167 ГГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика - департамента семейной политики Краснодарского края по доверенности Кириченко Н.А. в зал судебного заседания не явился, но предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть исковое заявление Прокурора Тимашевского района в их отсутствие.

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Так, в судебном заседании установлено, что 14 октября 2011 года в прокуратуру Тимашевского района обратилась Щепеткина Юлия Сергеевна с заявлением о защите в судебном порядке ее жилищных прав.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Щепеткина Ю.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район № 916 от 20 апреля 2011 года Щепеткина Юлия Сергеевна признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и лица из числа детей - сирот», имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, в присвоением очередного учетного номера.

Согласно данным выписки из ЕГРП от 23.11.2011 года, Щепеткиной Юлии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности принадлежит 1/7 доля на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 1 марта 2011 года). Иные сведения, на имеющиеся у Щепеткиной Ю.С. объекты недвижимости по Краснодарскому краю в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.

    При этом судом установлено, что 1/7 доля в квартире <адрес> края, принадлежащая Щепеткиной Ю.С. на праве общей долевой собственности, составила – 9,3 кв.м., что ниже учетной нормы, определенной для данной категории лиц в размере 18 кв.м.

Однако до настоящего времени жилое помещение Щепеткиной Юлии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не предоставлено.

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В соответствии с законом Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1654-КЗ (ред. от 07.06.2011) «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 года», органы местного самоуправления Краснодарского края являются получателями субвенций, а департамент семейной политики Краснодарского края является ответственным органом за выполнение данного мероприятия.

    Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 N 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

    Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

    Законом Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.

    В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте семейной политики Краснодарского края", утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1265 "О департаменте семейной политики Краснодарского края", департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае.

    Согласно ч. 6 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение общекраевого списка граждан, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.

    Согласно сведений, предоставленных суду администрацией МО Тимашевский район от 23.11.2011 года, Щепеткина Юлия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 4 апреля 2011 года в основном списке.

    Как установлено в судебном заседании Щепеткина Ю.С. не могла реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны муниципального образования Тимашевский район, в лице органов опеки, попечительства и семейной политики не было предпринято необходимых действий по охране и защите ее жилищных прав, следовательно, она не имела соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ, в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

    В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований так и возражений.

    При таких обстоятельствах, оценивая представленные истцом доказательства и учитывая требования ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, исходя из того, что истцом представлены достаточные доказательства для подтверждения заявленных требований, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тимашевского района, действующего в интересах Щепеткиной Юлии Сергеевны, к администрации муниципального образования Тимашевский район, администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район, администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Щепеткиной Юлии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенное в Тимашевском районе Краснодарского края, жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности, состоящих на учете лиц по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по муниципальному образованию Тимашевский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 года.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

Председательствующий

     Справка: решение вступило в законную силу 9 декабря 2011 года.