Решение по иску Федченко Н.П. к УСЗН о восстановлении права на назначение надлежащей компенсации в возмещение вреда здоровью



К делу № 2 - 1990\ 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» декабря 2011 года Тимашевский районный суд

Краснодарского края в составе

председательствующего Козловой Л. В.

при секретаре Гулай О.М.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федченко Нины Петровны к Управлению социальной защиты населения Департамента СЗН Краснодарского края в Тимашевском районе о восстановлении права на назначение надлежащей ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л

Федченко Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Департамента СЗН Краснодарского края в Тимашевском районе о восстановлении права на назначение надлежащей муж ФИО3 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получил повреждение здоровья в виде радиационного облучения, что явилось причиной наступления инвалидности с утратой трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ ее мужу была установлена 2 группа инвалидности. УСЗН в Тимашевском районе ему было выдано удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом. Решением Тимашевского районного суда от 09 ноября 2006 года, вступившим в законную силу, ФИО3 установлена с 01 ноября 2006 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 8974,82 рублей с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ. Данный размер компенсации был назначен и выплачивался ее мужу УСЗН в Тимашевском районе с 01 ноября 2006 года. Она является вдовой умершего инвалида 2 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО3 и получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с потерей кормильца, ее мужа (п. 15 части первой ст. 14 Закона от 15.05.1991 года №1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Ч АЭС»). Ей, как нетрудоспособному члену семьи, находившейся на иждивении инвалида, должна быть назначена компенсация в размере 50%, предусмотренная ч.1 п.15 ст.14 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», из расчета сумм ВВЗ, установленной к выплате умершему инвалиду на очередной финансовый год. Согласно справке, представленной УСЗН в Тимашевском районе, ее мужу выплачивались суммы ежемесячной компенсации ВВЗ с 01 ноября по 31 декабря 2009 года в размере по 8974,82 рублей ежемесячно, с 01 января по 04 августа 2007 года в размере по 9692,81 рублей. Указанная сумма при жизни мужа не оспаривалась. Ее муж умер 05 августа 2007 года. Однако, в нарушение действующего законодательства ей с 01.09.2007 года (возраст 55 лет) УСЗН в Тимашевском районе была назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью без учета индексации размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с законодательством РФ. Считает, что с 01.01.2002 года по 01.09.2007 года ежемесячная компенсация ВВЗ должна быть проиндексирована на уровень инфляции и составить 9362,37 рублей. И, размер 50% компенсации с 01.09.2007 года должен быть назначен в размере 9362,37 рубля.

     В судебном заседании Федченко Н.П. поддержала исковые требования, просила восстановить ей право на назначение надлежащей компенсации в возмещение вреда здоровью, как вдове умершего инвалида 1 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО3, рассчитанного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на 01.09.2007 года, в размере 9362,37 рублей, и обязать Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе назначить ей к выплате с 01 сентября 2007 года за счет средств Федерального бюджета РФ компенсацию в возмещение вреда здоровья в размере 9362,37 рублей с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, применяя коэффициенты инфляции с 01 января 2008 года – 1,085; с 01 января 2009 года – 1,13; с 01 января 2010 года – 1,1, с 01 января 2011 года - 1,065, с выплатой единовременной задолженности по ежемесячным суммам компенсации в возмещение вреда здоровью.

Представитель УСЗН Тимашевского района Якушева М.С. с исковыми требованиями не согласна. Свою позицию она изложила в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела, При этом добавила, что требования истца об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца, не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Федченко Н.П. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Учитывая принцип справедливости и ответственности государства по своим обязательствам, суд считает необходимым восстановить право Федченко Н.П. на получение денежной компенсации в возмещении вреда здоровью в связи с потерей кормильца - супруга ФИО3, умершего инвалида 2 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на иждивении которого она находилась, в соответствии с действовавшим и действующим законодательством, в том числе и Постановлением Пленума ВС РФ № 35 от 14.12.2000 года в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 11.05.2007 года на основе установленных в судебном заседании обстоятельств.

Как установлено в судебном заседании, умерший ФИО3 являлся инвалидом 2 группы вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС и получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с п. 14 части первой ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истица, как его вдова, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещении вреда здоровью в связи с потерей кормильца, согласно п. 15 части первой ст. 14 Закона от 15.05.1991 года №1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Решением Тимашевского районного суда от 09 ноября 2006 года, вступившим в законную силу, ФИО3 установлена с 01 ноября 2006 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 8974,82 рублей с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ. Данный размер компенсации был назначен и выплачивался УСЗН в Тимашевском районе с 01 ноября 2006 года.

Согласно справке, представленной УСЗН в Тимашевском районе, ФИО3 выплачивались суммы ежемесячной компенсации ВВЗ с 01 ноября по 31 декабря 2009 года в размере по 8974,82 рублей ежемесячно, с 01 января по 04 августа 2007 года в размере по 9692,81 рублей. Указанная сумма при жизни Федченко В.А. не оспаривалась. Федченко В.А. умер 05 августа 2007 года.

Федченко Н.П., как нетрудоспособному члену семьи, находившейся на иждивении инвалида, должна быть назначена компенсация в размере 50%, предусмотренная ч.1 п.15 ст.14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», из расчета сумм ВВЗ, установленной к выплате умершему инвалиду на очередной финансовый год. Соответственно, истице была назначена сумма ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 4508,09 рублей (50% от размера суммы возмещения вреда здоровью, установленной в твердой сумме в зависимости от 1 группы инвалидности – 9016,18 рублей).

В соответствии с ч.1 п.15 статьи 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Согласно Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, редакция части 3 статьи 5 базового Закона была изменена, и, согласно этой норме, государственные пенсии, пособия и иные выплаты гражданам подлежали повышению в соответствии с законодательством РФ, а частью 3 статьи 2 Федерального закона гарантировалась индексация возмещения вреда здоровью ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П суды ориентированы на ежегодную индексацию в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, а не в целом по РФ. Пунктом 6 Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 года № 7 суды также ориентированы на принятие решений о выплатах сумм возмещения вреда здоровью с учетом их ежемесячной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины соответствующих категорий граждан. Первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума может быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с 15.02.2001 года.

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ) начиная с 29.05.2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года в порядке, определяемом Правительством РФ.

30.05.2004 года вступил в силу Федеральный закон № 31 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС», который определил новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, установив ежегодную индексацию, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о Федеральном Бюджете на текущий год.

В отношении придания новому порядку индексации выплат возмещения вреда здоровью обратной силы, Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.10.2005 года № 364-0 установил, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года, суд должен руководствоваться конституционным правом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы, и исходить из необходимости применения благоприятного для получателей выплат критериев их индексации. Осуществляя выбор подлежащих применению норм, суд исходит из того, что новое правовое регулирование, так как оно снижает уровень компенсаций, не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период прежнего правового регулирования в 2002-2004 годах, так как индексация по росту прожиточного минимума благоприятнее, чем по уровню инфляции.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент катастрофы на ЧАЭС, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объему возмещения, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 124-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 года № 23 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2002 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированными законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пункте 16 указано, что «учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации».

Поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Федченко Н.П. в установленном порядке своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истице имущественного вреда (убытков). Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, Федченко Н.П. вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ей несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

Данное толкование не противоречит положениям пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14 декабря 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7, от 11.05.2007 г. №23).

Согласно п.5 Постановления Пленума ВС РФ №35 от 14.12.2000 года (в редакции от 05.04.2005 года) суды не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из их базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 Федерального закона от 7.07.2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», поскольку денежные компенсации гражданам отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г.

Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26 января 2010 года указывает на то, что «согласно пункту 1 статьи 1089 ГК РФ размер возмещения вреда, причинного смертью кормильца выше указанным лицам (вдовам), исчисляется из той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При разрешении требований лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, необходимо учитывать, что размер возмещения вреда этим лицам может быть исчислен не только из заработка (дохода), который ему причитался при жизни, но не выплачивался по каким либо причинам».

По сведениям, представленным УСЗН в Тимашевском районе в справке от 28.11.2011 года № 08-21/19510 выплаты, которые были назначены Федченко Н.П. и выплачены составляют: с 01.09.2007 года по 31.12.2007 года – 4508,09 рублей; с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года – 4981,44 рублей; с 01.01.2009 года по 28.02.2009 года – 5629,02 рублей; с 01.03.2009 года по 31.12.2009 года – 6024,08 рублей; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года – 6626,48 рублей; с 01.01.2011 года по 30.11.2011 года – 7057,2 рублей. При этом сумма ВВЗ исчислена из твердого размера.

Однако, Федченко Н.П. имеет право на компенсацию в размере 50%, предусмотренную ФЗ № 1244-1, как нетрудоспособный член семьи, находившийся на иждивении инвалида, с 01.09.2007 года. ВВЗ подлежит индексации с момента установления ее в твердом размере инвалидам 2 группы - 2500 рублей в соответствии со ст. 1, Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ (ред. от 26.04.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Таким образом, с 15.02.2001 года с момента вступления в законную силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ (ред. 22.08.2004) ежемесячная компенсация ВВЗ должна быть проиндексирована на коэффициент роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ: 1250х1,515 и составить 1893,75 рублей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, редакция части 3 ст.5 Базового Закона была изменена, и, согласно этой норме, государственные пенсии, пособия и иные выплаты гражданам подлежали повышению в соответствии с законодательством РФ, а частью 3 ст.2 Федерального закона гарантировалась индексация возмещения вреда ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П признано, что взаимосвязанные нормы ч.3 ст.5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. От 12.02.2001) и ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм ВВЗ из роста прожиточного минимума в целом по РФ, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на ВВЗ граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют ч.1 ст.19, ст.42 и ч.2 ст.55 Конституции РФ.

До введения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 года (пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ от 5 апреля 2005 года № 7) ориентированы на принятие решений о выплатах сумм ВВЗ с учетом их ежемесячной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если такое отсутствует на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума может быть произведена по истечении данного календарного года (2001г), то есть с января 2002 года.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины ПМ для пенсионеров за предыдущий год. Средневековая величина ПМ может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин ПМ и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Прожиточный минимум установленный Правительством РФ для пенсионеров с 1 августа 2000 года составил 484,40 рублей (опубликовано в газете «Кубанские Новости» за 4.08.2000года), в 2001 году средний прожиточный минимум для пенсионеров в Краснодарском крае составил (909+1036+1012+1084):4=1010,25 рублей (Распоряжения главы Краснодарского края №462-р от 7.05.2001, №835-р от 16.07.01, №1275-р от 30.10.2001, №134-р от 5.02.2002г, п.6 Постановления Пленума ВС РФ №7). Рост прожиточного минимума в 2001 году составил 1010,25 рублей : 484,40 рублей = 2,085.

Индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае за 2001 год составляет 2,085 (1010,25:484,4), при этом 484 рубля 40 копеек – это величина прожиточного минимума в Краснодарском крае, согласно данных, опубликованных в журнале «Социальная сфера и уровень жизни населения края», который является изданием Краснодарского краевого комитета государственной статистики. Таким образом, с 01.01.2002 года ежемесячная компенсация ВВЗ Федченко Н.П. должна быть проиндексирована на коэффициент роста величины прожиточного минимума: 1893,75 х2,085=3948,46 рублей.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год составляет 1235:1010=1,223 (Распоряжения главы Краснодарского края №490-р от 17.04.2002, №930-р от 16.07.02, №1385-р от 23.10.2002, №41-р от 17.01.2003г). Таким образом, с 01.01.2003 года ежемесячная компенсация ВВЗ Федченко Н.П. должна быть проиндексирована на коэффициент роста величины прожиточного минимума: 3948,46 х1,223=4828,96 рублей.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2004 год составляет 1466:1235=1,187 (Распоряжения главы Краснодарского края №480-р от 18.04.2003, №961-р от 17.07.03, №1413-р от 21.10.2003, №69-р от 21.01.2004г.) Таким образом, с 01.01.2004 года ежемесячная компенсация ВВЗ Федченко Н.П. должна быть проиндексирована на коэффициент роста величины ПМ: 4828,96 х 1,187=5731,97 рублей.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 г., предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

30.05.2004 года вступил в силу ФЗ-31 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС», который определил новый порядок сумм возмещения вреда, установив ежегодную индексацию исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о Федеральном Бюджете на текущий год.

В отношении придания новому порядку индексации выплат ВВЗ обратной силы Конституционный Суд РФ в Определении от 4.10.2005 года №364-О установил, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации за период с 19.06.2002 по 29.05.2004 года суд должен руководствоваться конституционным правом равенства всех перед законом (ст.19 ч.1 Конституции РФ), а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы и надлежит исходить из необходимости применения благоприятного для получателей выплат критериев их индексации. Осуществляя выбор подлежащих применению норм, я исхожу из того, что новое правовое регулирование, так как оно снижает уровень компенсаций, не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период прежнего правового регулирования – в 2002-2004 годах, индексация по росту прожиточного минимума благоприятнее, чем по уровню инфляции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2005 N 496 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в 2005 году установлен уровень инфляции в размере 1,11. Таким образом, с 01.01.2005 года ежемесячная компенсация ВВЗ Федченко Н.П. должна быть проиндексирована на уровень инфляции: 5731,97 х1,11=6362,48 рублей. С апреля 2005 года сумма возмещения вреда здоровью должна была быть увеличена в 1,25 раза в связи с установлением 100% утраты трудоспособности против 80% до этого. Таким образом сумма ВВЗ составит: 6362,48 х 1,25= 7953,1 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в 2006 году установлен уровень инфляции в размере 1,09. Таким образом, с 01.01.2006 года ежемесячная компенсация ВВЗ Федченко Н.П. должна быть проиндексирована на уровень инфляции: 7953,1 х 1,09=8668,87 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в 2007 году установлен уровень инфляции в размере 1,08. Таким образом, с 01.01.2007 года ежемесячная компенсация ВВЗ должна быть проиндексирована на уровень инфляции: 8668,87 х1,08=9362,37 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования Федченко Н.П. к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе о восстановлении права на назначение надлежащей ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью подлежат удовлетворению в полном объеме и размер 50% компенсации Федченко Н.П. с 01.09.2007 года должен быть назначен в размере 9362,37 рубля.

Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда гражданам являются органы социальной защиты населения, которые в соответствии с ч.3 ст. 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Федченко Нины Петровны к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе о восстановлении права на назначение надлежащей ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе назначить Федченко Нине Петровне за счет средств Федерального бюджета РФ к выплате с 01 сентября 2007 года компенсацию в возмещение вреда здоровья в размере 9362,37 рублей с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, применяя коэффициенты инфляции с 01 января 2008 года – 1,085; с 01 января 2009 года – 1,13; с 01 января 2010 года – 1,1, с 01 января 2011 года - 1,065, с выплатой единовременной задолженности по ежемесячным суммам компенсации в возмещение вреда здоровью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Полный текст решения суда составлен 30 декабря 2011 года.

Председательствующий:

Справка: решение не вступило в законную силу