Решение по иску Вайник А.В. к УСЗН Департамента СЗН Краснодарского края о перерасчете выплачиваемых денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью в следствии утраты трудоспособености при ликвидации аварии на ЧАЭС



дело № 2- 1769 -2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2011 года             г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего         Ломака Л.А.

при секретаре     Кирюшовой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вайник Алексея Валентиновича к Управлению социальной защиты населения Департамента СЗН Краснодарского края в Тимашевском районе о перерасчете выплачиваемых денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью в следствии утраты трудоспособности при ликвидации аварии на ЧАЭС,

У С Т А Н О В И Л:

Вайник А.В. обратился в суд с иском к УСЗН в Тимашевском районе о перерасчете денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью в следствии утраты трудоспособности при ликвидации аварии на ЧАЭС и указал, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 31.10.1986 г. по 18.11.1986 г., получил повреждения здоровья в виде радиационного облучения, что явилось причиной наступления инвалидности с утратой трудоспособности. 08.12.1993 года ему была установлена третья группа инвалидности с причинной инвалидности увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с ликвидацией аварии на ЧАЭС со степенью утраты профессиональной трудоспособности 50%, что подтверждено соответствующими медицинскими документами.

    В соответствии с Федеральным Законом от 15.05.1991 года № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с последующими изменениями и дополнениями, он имеет право на ежемесячное возмещение вреда здоровью (п.25 ст.14 Закона). Его право на указанные выплаты УСЗН не оспариваются и соответствующие выплаты производились.

    Ч. 3 ст. 5 Закона (в редакции ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 179 –ФЗ) указано, что компенсации, суммы возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС и иные выплаты подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке определенном законодательством РФ.

    Никакими другими нормативными актами не предусмотрен иной способ индексации выплат по ВВЗ. Этим Законом не делается никаких ограничений относительно индексации сумм ВВЗ.

В нарушение действующего законодательства органы социальной зашиты населения в Тимашевском районе индексацию возмещения вреда здоровья истцу стали проводить с 15 февраля 2002года, а согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимальною размера оплаты труда с 1 июля 2000 года.

Проведенная индексация сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. № 7), а в ином порядке свидетельствует о наличии ошибки и такая индексация не может быть признана справедливой.

Органами социальной защиты населения с 01.07.2000 года ему была установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровья в размере 2073.28 руб., следовательно, с 01.07.2000г. он должен получать ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровья в размере: 3277.85 руб.(2073.85 х 1.581), а с 01.01.2001г. 5965.94 руб.(3277.85 х 1.515).В связи с тем, что органы социальной защиты населения в Тимашевском районе индексацию ВВЗ на коэффициент роста минимального размера оплаты труда не провели, права истца на надлежащее возмещение вреда здоровья были ущемлены, что привело к дальнейшему значительному уменьшению ежемесячных сумм возмещения вреда здоровья.

Поэтому на основании действующего законодательства о возмещении ВВЗ и последующих его изменений и дополнений, истец считает, что согласно приведенного рассчента он должен получать с 1.12.2011г. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью сумму в размере 28 210, 15 рублей. Добровольно ответчик не согласен произвести расчет, поэтому он вынужден обратиться в суд с настоящими требованиями и просит их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Вайник А.В. по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил их и просит обязать ответчика выплачивать Вайник А.В. ежемесячно, начиная с 01.12.2011 года, компенсацию на возмещение вреда здоровья в размере 28210.15 руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, так как данное предусмотрено действующим законодательством, а ответчик всячески препятствует инвалиду в получении надлежащих выплат, в настоящее время его доверитель получает пенсию в размере семи тысяч рублей.

Представители УСЗН в Тимашевском районе по доверенностям Якушева М.С. и Дорошенко В.В. не согласны с требованиями иска о перерасчете ранее назначавшейся суммы возмещения вреда здоровью, т.к. предъявляя исковые требования Вайник А.В. не указано правомерных обстоятельств о нарушении его прав. Считают, что требования истца противоречат нормам действующего законодательства и он ссылается на обстоятельства, которые им ничем не подтверждены.

Поскольку на момент подачи иска законодателем быль установлен порядок индексации, данные выплаты должны индексироваться с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, а требования Вайник А.В. об индексации суммы ВВЗ после 15.02.2001г. на индексы роста величины прожиточного минимума по их мнению противоречат закону.

Также считают, истцом пропущен трех годичный срок исковой давности. Просят приобщить к материалам дела письменный отзыв и в иске отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценивая их в совокупности, суд считает, что требования Вайник А.В. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по уточненным исковым требованиям по следующим основаниям.

Согласно ст.60 ГПК РФ «Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами».

В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 31.10.1986 г. по 18.11.1986 г., в этот период он получил повреждение здоровья в виде радиационного облучения, что явилось причиной наступления инвалидности с утратой трудоспособности. 08.12.1993 года ему была установлена третья группа инвалидности с причинной инвалидности увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с ликвидацией аварии на ЧАЭС со степенью утраты профессиональной трудоспособности 50%, что подтверждено справками от . (впервые 3гр. на 5 лет), выпиской из акта освидетельствование во ВТЭК к справке от 27.02.1996 г. ( 50% утраты трудоспособности), сер МСЭ-2001 от ДД.ММ.ГГГГ г. ( 3 гр. б/с) выпиской из акта освидетельствование во ВТЭК к справке сер. МСЭ – 2001 от ДД.ММ.ГГГГ г. (50% утраты трудоспособности).

    10 ноября 2002 года Указом Президента Российской Федерации истец награжден медалью «За спасение погибавших», согласно удостоверения к государственной награде

Управление социальной защиты населения в Тимашевском районе 04 января 1993 года выдало Вайник А.В. удостоверение как лицу, перенесшему лучевую болезнь и ставшего инвалидом серии

С момента обращения Вайник А.В. в отдел социальной защиты населения ему стали выплачивать с 01.02.1998 г сумму ВВЗ в размере 2073,28 руб.

     Учитывая принцип справедливости и ответственности государства по своим обязательствам, чуд считает истцу должно быть восстановлено право на получения надлежащего возмещения вреда здоровью, рассчитанного в соответствии с действующим законодательством, поэтому сумма ВВЗ подлежит перерасчету.

    Ч.3 ст. 5 Закона ( в редакции ФЗ от 24.11.1995 года № 179-ФЗ ) предусмотрено, что компенсации, суммы возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и иные выплаты подлежат защите от инфляции в полном размере и в порядке определенном законодательством.

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000года № 35 ( в ред. от 05.04.2005 года № 7)суды не вправе индексировать суммы ВВЗ начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной ст.4 ФЗ РФ от 16.09.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 ФЗ от 07.07.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», поскольку денежные компенсации гражданам отличаются от каких-либо обязательных выплат.

В соответствие с ч. 3 ст. 5 базового Закона ( в редакции ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФР» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.). допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанного в ст. 1 ФЗ РФ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Следовательно, суммы возмещения вреда здоровья индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1.58, а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1.515.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П денежные компенсации гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования. Ч.3 ст.5 базового Закона предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере, определяемом законодательством РФ об индексации денежных сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда.

Однако ответчик индексацию ВВЗ истцу стал проводить с 15 февраля 2002года, а согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимальною размера оплаты труда с 1 июля 2000 года.

При этом, проведенная индексация сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. № 7), а в ином порядке свидетельствует о наличии ошибки и такая индексация не может быть признана справедливой и обоснованной.

Органами социальной защиты населения с 01.07.2000 года истцу была установлена ежемесячная сумма ВВЗ в размере 2073.28 руб., следовательно, с 01.07.2000г. он должен получать ежемесячную компенсацию ВВЗ в размере: 3277.85 руб.(2073.85 х 1.581), а с 01.01.2001г. 5965.94 руб.(3277.85 х 1.515).В связи с тем, что органы социальной защиты населения в Тимашсвском районе индексацию ВВЗ на коэффициент роста минимального размера оплаты труда не провели, права истца на надлежащее возмещение вреда здоровья были ущемлены, что привело к дальнейшему значительному уменьшению ежемесячных сумм возмещения вреда здоровья.

Данный вывод суд основывает на том, что 12 февраля 2001 года вступил в силу ФЗ РФ 3 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с абз. 3 ст. 2 которого, размеры выплат, предусмотренных ч.1 и 2 настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы ежегодно повышается пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года суды ориентированы на ежегодную индексацию в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а не в целом по РФ.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 суды также ориентированы на принятие решений о выплатах сумм ВВЗ с учетом их ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины соответствующей категории граждан. Первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума может быть произведена по истечению данного календарного года (2001г.). т.е. с января 2002года.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005г. № 7 при индексации сумм ВВЗ нужно применять индекс, который определяется путем соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума субъекта для пенсионеров за истекший год (2001 г.) к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год (2000г.). По данным Крайстата в 2000г.среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края составила 484,0 руб.(газета «Кубанские новости» от 04.08.2000г.).Среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края в 2001 году установлена распоряжением главы Краснодарского края № 462-р от 07.05.2001г.. № 835-р от 16.07.2001г., №1275-р от 30.10.2001г., № 134-р от 05.02.2002г. и составила 1010.25 руб.(909 + 1036 + 1012 + 1084) : 4). Индекс роста величины прожиточного минимума, применяемого с 01.01.2002 года, составляет 2.085, который применяется с 01.01.2002 гола во всех социальных выплатах в Краснодарском крае.

Согласно разъяснения правового управления Законодательного собрания Краснодарского края, методика расчета прожиточного минимума утверждена совместным постановлением Минтруда и Госкомстата РФ № 36/34 лишь 28.04.2000 года, в связи с чем п.1 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 18.04.1995 года № 225 принят к использованию для расчета прожиточного минимума. Методические рекомендации Министерства труда от 10.11.1992 года действовали до 07.05.2001 года, т.е. до даты вступления в силу Закона Краснодарского края «О прожиточном минимуме и государственной помощи в Краснодарском крае» и даты принятия на основании внесенных изменений, распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 07.05.2001 года № 462-р.

На основании вышеизложенного, Вайник А.В. с 01.01.2002 года должен получать ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровья в размере: 5965.94 х 2.085 = 10353.98 руб.; с 01.01.2003 года должен получать ежемесячную компенсацию на возмещение вреда здоровья в размере:

2003 г.-ВВЗ-10353.98 х 1.223= 12662.90руб.

2004г.-ВВЗ- 12662.90х 1.587= 15030.80 руб.

30.05.2004 года вступил в силу Закон РФ № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС», который определил новый порядок возмещения вреда, установив ежегодную индексацию исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о Федеральном бюджете на текущий год.

В соответствие с ФЗ РФ от 04.11.2004 г. №141-ФЗ уровень инфляции на 2005 год был установлен 10-21%, на 2006 год = 8.5% (№ 189-ФЗ от 26.12.2005г.), следовательно, в 2005 году и последующие годы сумма ежемесячной компенсации на возмещение вреда здоровью должна составлять:

15030.80 х 1.11 = 16684.18 руб., (где 1.11- уровень инфляции).

2006 г.-ВВЗ- 16684.18 х 1.09= 18185.76 руб.

2007г.-ВВЗ- 18185.76 х 1.08 = 19640.62 руб.

2008г.~ВВЗ- 19640.62х 1.085 =21310.00 руб.

2009 г. - ВВЗ- 21310.00 х 1.13 = 24080.38 руб.

2О1Ог.-ВВЗ-24080.38х 1.1 =26488.41 руб.

2011 г.-ВВЗ- 26488.41 х 1.065 = 28210.15 руб., что и должно выплачиваться истцу с 1.12.2011 года.

В соответствии со ст.58 Закона РФ 170-ФЗ от 21.11.1995 года «Об использовании атомной энергии» на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда гражданам являются органы социальной защиты населения, которые в соответствии с ч.3 ст. 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС».

При вынесении решения суд принимает во внимание то обстоятельство, что стороны просили рассмотреть дело по имеющимся в деле письменным материалам, ни о чем более не ходатайствовали, дополнительных доказательств не имели.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вайник Алексея Валентиновича к Управлению социальной защиты населения Департамента СЗН Краснодарского края в Тимашевском районе о перерасчете выплачиваемых денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью в следствии утраты трудоспособности при ликвидации аварии на ЧАЭС удовлетворить, произвести перерасчет ежемесячных сумм возмещения вреда здоровья с 01.07.2000г. по 30.11.2011г.

Обязать Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тимашевском районе, за счет средств Федерального бюджета, выплачивать Вайник А.В. ежемесячно, начиная с 01.12.2011 года компенсацию в возмещение вреда здоровья в размере 28210.15 руб.. с последующей индексацией согласно действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский райсуд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

        Председательствующий: подпись

Копия верна. Судья Л.А.Ломака

Секретарь К.М.Махнева

Справка: Решение не вступило в законную силу