Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в отношении МОУ СОШ по ч.1.ст.19.5 КоАП РФ



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010 года Тимашевский районный суд

Краснодарского края в составе

председательствующего КОЗЛОВОЙ Л. В.

при секретаре БЕЛИШОВОЙ В.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № № на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л :

Директор МОУ СОШ № обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка № <адрес>, которым юридическое лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, указав в обоснование своей жалобы, что решением Тимашевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № и непринятии мер по обеспечению охраны и здоровья людей; суд обязал администрацию муниципального образования Тимашевский район устранить нарушение в полном объеме, следовательно установил ее, как учредителя, виновным лицом. В адрес главного государственного инспектора Тимашевского района по пожарному надзору директором МОУ СОШ № Галоян Л.М. ДД.ММ.ГГГГ направлялось информационное письмо о том, что установлено устройство системы оповещения людей о пожаре; приемно-контрольный прибор перенесен в помещение с круглосуточным пребыванием людей, провода, проходимые через сгораемые проемы, проложены в отрезках стальных труб. Согласно п. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При вынесении оспариваемого постановления судом, в нарушение статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не выяснена виновность юридического лица и не установлено, что МОУ СОШ № не может быть привлечено к административной ответственности из-за отсутствия вины по выявленным инспектором ОГПН Тимашевского района нарушениям.

В судебном заседании директор МОУ СОШ № Галоян Л.М. поддержала жалобу и просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о признании МОУ СОШ № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей и прекратить производство по делу в отношении юридического лица. Она также пояснила, что вины школы в неисполнении предписания нет, поскольку отсутствует финансирование со стороны администрации МО Тимашевский район. По этому поводу в 2008, 2009,2010 годах состоялись решения суда, где признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район, выразившееся в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № и непринятии мер по обеспечению охраны и здоровья людей. Администрацией было выделено лишь <данные изъяты> рублей на установку громкоговорителя и он имеется в школе, а в предписании указано, что этого не сделано. Для выполнения предписания необходимо не менее <данные изъяты> рублей, а их у школы нет. Об этом она поставила в известность ОГПН Тимашевского района в своем информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ. Но, несмотря а это, вновь проводятся проверки и составляются протоколы об административной ответственности и выписываются штрафы.

Представитель администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края в судебном заседании поддержала доводы жалобы, администрацией действительно не выделяются денежные средства, финансирование из средств местного бюджета на эти цели не осуществляется. Однако, по итогам 11 месяцев 2010 года средства будут изысканы для этого. ОГПН Тимашевского района знает о сложившейся ситуации и продолжает проводить проверки. Назначение административного наказания в виде штрафа только ухудшает и без того трудное материальное положение школы.

Представитель отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края в зал судебного заседания не явился, о причине своей неявки суду не сообщил, хотя о месте и времени слушания дела был уведомлен в соответствии с законом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав директора МОУ СОШ № Галоян Л.М. и представителя администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзора во исполнение Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» главным специалистом отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края ФИО3 юридическому лицу - МОУ СОШ № <адрес> было вынесено предписание №, об устранении нарушений указанного закона, а именно: обеспечить объект прямой телефонной связью с ближайшим пожарным подразделением, помещение актового зала оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, установить устройство системы оповещения людей о пожаре «громкоговорящая связь, светоуказатели «Выход»). Данное предписание ДД.ММ.ГГГГ получил директор СОШ № Галоян Л.М.

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края ФИО3 вновь была проведена внеплановая проверка юридического лица - МОУ СОШ № <адрес> и вынесено аналогичное предписание об устранении нарушений. Данное предписание ДД.ММ.ГГГГ получил директор СОШ № Галоян Л.М.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол о совершении юридическим лицом - МОУ СОШ № <адрес> административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за то, что предписание отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено в установленный законом срок.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Мировым судьей судебного участка № <адрес> МОУ СОШ № <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, за то, что оно в установленный в предписании срок, не выполнило требований, ранее вынесенного предписания.

В соответствии со ст. 11, 41 ФЗ РФ «Об образовании», ст. 120 ГК РФ администрация муниципального образования Тимашевский район является учредителем МОУ СОШ № в лице управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район. МОУ СОШ № зарегистрировано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В соответствии со ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Федеральной программой развития образования, утвержденной ФЗ РФ от 10.04.2000г. № 51-ФЗ предусмотрено осуществление системы мер по обеспечению охраны жизни и здоровья детей, к числу которых относится соблюдение антитеррористической и пожарной безопасности в образовательных учреждениях, а к числу исполнителей данных мер отнесены и органы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Данный закон распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянско-фермерские хозяйства иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 9 Закона Краснодарского края от 31.03.2000 № 250-КЗ «О пожарной безопасности в Краснодарском крае», п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом Министра МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 в области пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.

Частью ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена eго вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При этом, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как установлено в судебном заседании, выявленные в МОУ СОШ № нарушения Правил пожарной безопасности не устраняются администрацией общеобразовательного учреждения в связи с отсутствием или недостаточного финансирования из средств местного бюджета. Хотя судом установлено, что Советом МО Тимашевского района от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № принимались решения о принятии и реализации программы «Об утверждении районной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений в Тимашевском районе» на 2009-2010 годы и «Об утверждении муниципальной целевой программы Пожарная безопасность в муниципальном образовании Тимашевский район на период до 2012 года», в которых предусмотрены мероприятия по пожарной безопасности и их финансирование.

Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район, выразившееся в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № и непринятии мер по обеспечению охраны и здоровья людей; суд обязал администрацию муниципального образования Тимашевский район устранить нарушение в полном объеме, следовательно, установил ее, как учредителя, виновным лицом.

Аналогичное решение суда состоялось ране ДД.ММ.ГГГГ, где суд указывал на незаконность бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район, касающегося неисполнении обязательных требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №

ДД.ММ.ГГГГ Тимашевским районным судом также было принято решение, которым суд обязал обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район устранить нарушения закона о финансировании мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности также и в МОУ СОШ №, где указывается на аналогичные нарушения Правил пожарной безопасности с данным делом.

При этом, согласно текста указанных выше решений суда, представитель отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края представлял в судебном заседании интересы заинтересованного лица, знал об обязанности администрации муниципального образования Тимашевский район финансировать мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности и об отсутствии такого финансирования.

Также, в адрес главного государственного инспектора Тимашевского района по пожарному надзору директором МОУ СОШ № Галоян Л.М. ДД.ММ.ГГГГ направлялось информационное письмо, которым сообщается что в целях исполнения постановление №,397 от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений бюджетного законодательства о пожарной безопасности» 000 «Сигнал» устранил недостатки: 1) приемно-контрольный прибор был перенесен в помещение с круглосуточным пребыванием людей; 2) установлено устройство системы оповещения людей о пожаре (громкоговорящая связь, светоуказатели, выход); 3) провода, проходимые через сгораемые проемы (двери), проложены в отрезках стальных труб. Не выделены запрашиваемые денежные средства для установления 3-го этапа пожарной сигнализации. Необорудованными остались спортивный зал, столовая, актовый зал, кабинеты и вспомогательные помещения, а также не выделены денежные средства для обработки чердачных помещений школы.

Несмотря на указанные выше обстоятельства, главным специалистом отдела Государственного пожарного надзора МЧС РОССИИ по Тимашевскому району Краснодарского края ФИО3 в ходе проведения проверок во исполнение Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», дважды выдаются предписания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу - МОУ СОШ № <адрес> об устранении нарушений, а ДД.ММ.ГГГГ также составляется протокол по делу об административном правонарушении, хотя законодателем обязанность по выполнению требований пожарной безопасности возложена на администрация муниципального образования Тимашевский район.

Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо - муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №, не может быть привлечено к административной ответственности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП в связи с отсутствием вины по выявленным инспектором ОГПН Тимашевского района нарушениям.

С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, на основании п. 3. ч.1.ст.30.7 КоАП РФ, суд по результатам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, выносит решение об отмене постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и о прекращении производство по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отменить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении предусмотренном в отношении Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

Председательствующий: