Приговор по делу 1-126/2011



Дело № 1-126 / 2011г.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Тихвин Ленинградской области 20 мая 2011 года

Судья Тихвинского городского суда Ленинградской области Вилаев А.В.,

С участием государственных обвинителей: заместителя Ленинградского областного прокурора Есипова С.В. и старшего помощника Тихвинского городского прокурора Ленинградской области Закатовой Н.В.,

Подсудимого Игнатьева Николая Васильевича,

Защитника в лице адвоката Дворяка Д.Ф., представившего удостоверение № 1270 и ордер № 302062 от 29.04.2011 года;

При секретаре Осиповой О.М.,

А также потерпевшей ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Игнатьева Николая Васильевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина России, образование среднее специальное, <данные изъяты>, ранее не судимого, до ареста без определённых занятий, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживавшего по адресам: <адрес>, а также <адрес>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

У с т а н о в и л :

Игнатьев Н.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Преступление совершено подсудимым при следующих обстоятельствах.

В период с ДД.ММ.ГГГГ между братьями Игнатьевым Николаем Васильевичем и Игнатьевым Сергеем Васильевичем во время распития спиртных напитков в <адрес>, где проживал ФИО1, произошёл конфликт, переросший в драку, в ходе которой ФИО1 убежал в квартиру, где проживает их сестра ФИО2 с сожителем ФИО3 по адресу: <адрес>. Игнатьев Н.В., испытывая личную неприязнь к ФИО1, с целью его убийства, взял нож и последовал за ним в указанную квартиру, где застиг ФИО1 и в ходе продолжившегося конфликта умышленно ударил ФИО1 ножом в область грудной клетки, причинив ему колото-резаную рану правой половины грудной клетки по задней поверхности с повреждением правого лёгкого, от которой через непродолжительное время наступила смерть ФИО1 на месте происшествия.

Подсудимый Игнатьев Н.В. вину в совершённом преступлении признал фактически полностью и показал, что в течение дня ДД.ММ.ГГГГ распивал спиртные напитки, отмечая день рождения брата ФИО1 <данные изъяты>. Уже ночью пил водку с ФИО3, ФИО4 и братом ФИО1 Сергеем в квартире, где жил Сергей. Во время распития спиртного он стал высказывать различные претензии Сергею по поводу его поведения в прошлом. Произошла ссора, в ходе которой Сергей схватил топор и ударил его по голове. Он в ответ ударил Сергея бутылкой по голове и кулаками по лицу. Сергей убежал из квартиры. Он, ФИО3 и ФИО4 пошли в квартиру к ФИО3, где живёт его сестра ФИО2 Он был очень зол на Сергея и на всякий случай взял с собой нож. В большой комнате квартиры ФИО3 на полу спал Сергей. Он разбудил его, и между ними опять произошла ссора. Сергей ударил его рукой, а он в ответ ударил Сергея ногами по телу, а затем ножом в спину. Причинения смерти брату не желал. После смерти брата позвонил в милицию и сообщил о случившемся.

Из протокола явки с повинной от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 05 час. 30 мин. в отделении милиции Игнатьев Н.В. сообщил, что он в квартире ФИО3 в ходе драки ударил ножом своего брата Сергея, отчего брат умер (т. 1 л.д. 15).

Помимо фактически полного признания вины самим подсудимым в суде и его явки с повинной в ходе предварительного следствия, его вина в полном объёме подтверждается совокупностью исследованных в суде следующих доказательств.

Потерпевшая ФИО2 показала, что в 01 часу ДД.ММ.ГГГГ в квартиру её сожителя ФИО3 пришёл её брат Сергей и попросил разрешения спать у неё. Сергей был пьян, на его лице была кровь. Сергей прошёл в большую комнату и лёг спать на пол. Через 5 минут в квартиру пришли ФИО3, ФИО4 и её брат Николай, находившиеся в пьяном виде. Они зашли в комнату, где спал Сергей. Через некоторое время она также зашла в комнату и увидела, как Николай бьёт ногами лежащего на полу Сергея. ФИО4 схватил Николая за руки и оттащил от Сергея. Николай был настроен агрессивно и говорил, что Сергей ударил его по голове топором. Она и ФИО3 вышли из комнаты покурить, но услышав шум, вернулись обратно. Она увидела, что Сергей стоит на коленях, обхватив ноги Николая. Николай в этот момент откуда-то вытащил нож и ударил им Сергея в спину. Она испугалась и выбежала из комнаты. Вслед за ней выбежал Сергей. Они побежали за помощью к фельдшеру ФИО7, проживающей на втором этаже. На площадке второго этажа Сергей потерял сознание и упал. Его перенесли в квартиру ФИО3, где он через короткое время умер.

Свидетель ФИО4 показал, что во время распития спиртного в квартире ФИО1 Сергея его брат Николай ФИО1 стал ругать Сергея, и между ними произошла ссора. Он и ФИО3 пытались разнять ФИО1. Сергей схватил топор и ударил им Николая по голове, а Николай ударил Сергея бутылкой по голове, а затем кулаками по лицу. Сергей убежал из квартиры. Они остановили кровь на голове Николая, а потом пошли к ФИО3 Николай был зол на Сергея и говорил, что убьёт его. В квартире ФИО3 Николай стал бить ногами лежащего на полу Сергея. Он удерживал Николая за руки, но Николай вырвался, выхватил нож и нанёс им удар в спину пытавшегося встать с пола Сергея. ФИО3 вырвал нож у Николая и выкинул его. Сергей выбежал из комнаты, но вскоре его вновь занесли в квартиру в бессознательном состоянии. Почти сразу Сергей умер.

Свидетель ФИО3 показал, что был сильно пьян и плохо помнит случившееся. Он подтвердил, что между братьями Николаем и Сергеем ФИО1 произошла ссора в квартире, где жил Сергей. Он в это время находился в туалете, а когда вышел, то увидел, что Сергей лежит на полу, а у Николая рассечена кожа на голове. Сергей убежал из квартиры. Он, ФИО4 и ФИО1 Николай пошли к нему домой. Сергей ФИО1 находился в его квартире. Он и ФИО1 Анна вышли покурить, и в это время послышался шум, и из квартиры выбежал Сергей. Выяснилось, что ФИО1 Николай ударил ФИО1 Сергея ножом. Он отобрал у Николая нож и занёс с ФИО5 в комнату Сергея, который лежал на площадке второго этажа. Почти сразу Сергей умер. Он положил отобранный у Николая нож рядом с трупом Сергея.

Свидетель ФИО7 пояснила, что ночью ДД.ММ.ГГГГ к ней пришла ФИО1 Анна. На площадке у квартиры лежал в бессознательном состоянии окровавленный ФИО1 Сергей. Она сказала, чтобы Сергея занесли в квартиру, а сама побежала в медпункт. По возвращению в квартире ФИО3 осмотрела ФИО1 Сергея, он был мёртв. Позже в эту же ночь оказывала медицинскую помощь ФИО1 Николаю, у него была разбита голова. Со слов Николая поняла, что ФИО1 Сергей ударил его топором по голове.

Из оглашённых в суде показаний свидетеля ФИО5 следует, что он и ФИО3 по указанию его жены ФИО7 занесли ФИО1 Сергея в квартиру ФИО3 и положили его на пол в большой комнате. Почти сразу Сергей умер (т. 1 л.д. 98-100).

Свидетель ФИО6 – оперативный дежурный отделения милиции пояснил, что около 01 час. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил ФИО1 Николай и сообщил, что между ним и его братом Сергеем произошла ссора, а затем драка. Сергей ударил его топором, а он ударил Сергея ножом в спину. По прибытию в квартиру ФИО3 он обнаружил труп ФИО1 Сергея и окровавленный нож. ФИО1 Николай был им задержан. На левом виске Николая и на его одежде была кровь.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что днём ДД.ММ.ГГГГ он отмечал свой день рождения, употреблял спиртное, а затем уснул. Его разбудили сестра ФИО1 Анна и ФИО4, которые сообщили, что между братьями Николаем и Сергеем была ссора, и Николай зарезал Сергея. В большой комнате квартиры ФИО3 он видел труп Сергея, рядом с ним лежал нож. Этот нож ранее находился в их с Сергеем квартире.

В ходе осмотра места происшествия – расположенной на третьем этаже <адрес> <адрес>, в большой комнате на полу обнаружен труп ФИО1 со следами крови на лице и спине. Рядом с трупом лежит нож. На лезвии ножа, на полу комнаты имеются следы вещества бурого цвета. В подъезде на лестничном марше между третьим и вторым этажом обнаружены следы вещества бурого цвета. Нож и смывы вещества на марлевых тампонах были изъяты с места происшествия, впоследствии осмотрены и признаны вещественными доказательствами по делу (т. 1 л.д. 24-40, 227-229).

Во время осмотра места происшествия – <адрес>, в коридоре на полу обнаружен топор, на полу кухни – осколки стекла бутылки и пятна вещества бурого цвета. Топор, осколки и смывы вещества бурого цвета на марлевых тампонах были изъяты с места происшествия, впоследствии осмотрены и признаны вещественными доказательствами по делу (т. 1 л.д. 42-51, 227-229).

Из заключения судебно-медицинского эксперта № 53 от 28 февраля 2011 года следует, что при исследовании трупа ФИО1 обнаружено одно колото-резаное ранение грудной клетки справа, а именно колото-резаная рана правой половины грудной клетки по задней поверхности, раневой канал длиной около 15 см со сквозным повреждением правого лёгкого.

От этого ранения, расценивающегося как тяжкий опасный для жизни вред здоровью и осложнившегося гемопневмотораксом и острой кровопотерей, наступила смерть ФИО1

С момента причинения этого повреждения до смерти ФИО1 прошло некоторое время, исчисляемое минутами или десятками минут, в течение которого ФИО1 мог быть способен к активным целенаправленным действиям.

Кроме этого, при исследовании трупа ФИО1 обнаружена ушибленная рана в центре лобно-теменной области, которая образовалась несколько ранее, чем ранение грудной клетки. Эта рана в прямой причинной связи со смертью ФИО1 не состоит. Она не являлась препятствием к активным целенаправленным действиям ФИО1

Ранение грудной клетки возникло от однократного воздействия колюще-режущего орудия.

В крови и моче от трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации, которая у живых лиц соответствует средней степени алкогольного опьянения (т. 1 л.д. 143-163).

В помещении морга были изъяты футболка и куртка с трупа ФИО1, признанные вещественными доказательствами по делу (т. 1 л.д. 138-139, 227-229).

Согласно результатов медико-криминалистической судебной экспертизы № 142/11 м.к. от 21 марта 2011 года на куртке и футболке с трупа ФИО1 установлены повреждения задней поверхности, по одному на предмете, соответствующие ране на фрагменте кожи задней поверхности грудной клетки.

Повреждения одежды и колото-резаное ранение грудной клетки могли быть причинены клинком ножа, изъятого с места происшествия (т. 1 л.д. 205-215).

При задержании у подозреваемого Игнатьева Н.В. были изъяты куртка, джинсы и ботинки, которые были признаны вещественными доказательствами по делу (т. 1 л.д. 102-105, 227-229).

В ходе биологической судебной экспертизы № 118 от 03 марта 2011 года экспертами было установлено, что в некоторых смывах вещества бурого цвета с кухни <адрес>, из комнаты <адрес> обнаружена кровь, происхождение которой возможно от потерпевшего ФИО1, но не от Игнатьева Н.В., в некоторых смывах происхождение крови возможно и от Игнатьева Н.В.

На футболке и куртке потерпевшего ФИО1 имеются следы крови, происхождение большинства которых возможно от него самого, в остальных – от подозреваемого Игнатьева Н.В., а на рукаве футболки не исключается смешение крови от ФИО1 и Игнатьева Н.В.

На джинсах подозреваемого Игнатьева Н.В. происхождение большинства следов крови не исключается от него самого, а в нескольких следах, вероятно, имеется смешение крови ФИО1 и Игнатьева Н.В.

На клинке ножа происхождение крови возможно от потерпевшего ФИО1, но не от подозреваемого Игнатьева Н.В.. На рукоятке ножа вероятнее всего кровь потерпевшего ФИО1 смешана с потом подозреваемого Игнатьева Н.В.

На топоре следы пота в торцевом конце могут принадлежать потерпевшему ФИО1, а на участке, прилегающем к металлической части, подозреваемому Игнатьеву Н.В. (т. 1 л.д. 181-199).

Из заключения судебно-медицинского эксперта № 248 следует, что у Игнатьева Н.В. имелась рана в теменно-височной области слева, возникновение которой возможно и ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 167-169).

По заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов № 154 от 25 февраля 2011 года Игнатьев Н.В. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдает и не страдал в период инкриминируемых ему деяний. У него имеется синдром зависимости от алкоголя, а также синдром зависимости от употребления опиоидов (наркомания). В период совершения инкриминируемых ему деяний Игнатьев Н.В. находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Игнатьев Н.В. как в период инкриминируемых ему деяний, так и в настоящее время мог и может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (т. 1 л.д. 221-225).

Проверяя и анализируя исследованные в суде доказательства, решая вопросы виновности Игнатьева Н.В. и квалификации его действий, суд приходит к следующим выводам.

Показания подсудимого Игнатьева Н.В. об отсутствии у него умысла на причинение смерти ФИО1 суд расценивает как недостоверные и рассматривает их как отражение отношения Игнатьева Н.В. к случившемуся в период времени после совершения преступления. Во время же нанесения удара ножом ФИО1 у Игнатьева Н.В. бесспорно присутствовал прямой умысел на причинение смерти ФИО1

Так, Игнатьев Н.В. умышленно взял с собой нож, был настроен агрессивно и при этом высказывал намерения убить ФИО1 Сергея. Игнатьев Н.В. разбудил ФИО1, вторично учинил с ним ссору и нанёс ему удар ножом в незащищённую спину с погружением ножа в тело потерпевшего на всю длину клинка, естественным результатом чего было наступление смерти ФИО1 в течение короткого времени.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что в момент нанесения удара ножом подсудимый Игнатьев Н.В., осознавая общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий в виде смерти ФИО1 и желал их наступления.

У суда нет оснований не доверять показаниям потерпевшей и свидетелей. Их показания соответствуют друг другу, подтверждаются изложенными материалами дела, у них нет оснований для оговора подсудимого.

С учётом данных о личности подсудимого и заключения судебно-медицинских экспертов Игнатьев Н.В. является вменяемым по отношению к совершённому им преступлению.

Суд также указывает, что отсутствуют основания для переквалификации содеянного подсудимым на другие статьи уголовного закона и, в частности, предусматривающие ответственность за совершение убийства в состоянии аффекта или при превышении пределов необходимой обороны.

Так, подсудимый Игнатьев Н.В. в обоих случаях был инициатором конфликта с потерпевшим, находился в состоянии алкогольного опьянения, что явно мешало ему правильно оценивать характер своих действий, осознавал своё превосходство в драке над потерпевшим, наносил безоружному потерпевшему удар ножом в тот момент, когда потерпевший, что было очевидно для него, не мог оказать ему какое-либо сопротивление.

Проверив и оценив таким образом собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает доказанной вину Игнатьева Н.В. в совершении им убийства ФИО1, то есть в умышленном причинении ему смерти, и квалифицирует содеянное им по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершённого подсудимым преступления, личность подсудимого, ранее не судимого, но привлекавшегося к административной ответственности за пьянство, фактически полное признание подсудимым своей вины, его чистосердечное раскаяние, мнение потерпевшей о наказании.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимому, суд расценивает его явку с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также наличие у него на иждивении малолетнего ребёнка.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.

Учитывая изложенное, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи, руководствуясь целями восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения подсудимым новых преступлений, а также принимая во внимание принцип гуманизма, суд считает, что наказание подсудимому следует назначить в виде реального лишения свободы, так как его исправление и перевоспитание невозможны без изоляции от общества. При этом суд считает возможным не назначать подсудимому дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

При определении размера наказания подсудимому суд учитывает требования ст.62 УК РФ.

Гражданского иска по делу не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 307 – 309 УПК РФ, суд

П р и г о в о р и л :

Признать Игнатьева Николая Васильевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Игнатьеву Н.В. в виде заключения под стражу не отменять до вступления приговора в законную силу.

Срок наказания Игнатьеву Н.В. исчислять с 20 мая 2011 года. В срок наказания зачесть время содержания его под стражей с 30 января 2011 года по 19 мая 2011 года включительно.

Вещественные доказательства по делу, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Следственного отдела по г. Тихвин Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ленинградской области: нож, топор, марлевые тампоны, осколки бутылки; предметы одежды Игнатьева Н. В.: куртку, брюки, ботинки; предметы одежды ФИО1: футболку с длинным рукавом, куртку - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осуждённым в тот же срок со дня получения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья : подпись.