умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека



Дело № 1-158/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Тяжинский ДД.ММ.ГГГГ

Судья Тяжинского районного суда Кемеровской области Загребельная Е.В.

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Тяжинского района Кемеровской области Рубашенко М.А.,

подсудимой Самсоновой Е.И.,

защитника адвоката НО «Коллегия адвокатов Тяжинского района Кемеровской области №61» Кокрятского А.Ю., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Торгашовой Э.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Самсоновой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, со средним образованием, неработающей, невоеннообязанной, незамужней, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Самсонова Е.И. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, то есть преступление, предусмотренное ч.1 ст. 111 УК РФ при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов в <адрес>, в <адрес>, расположенном по <адрес>, Самсонова Е.И., умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью П.Н.М., на почве неприязненных отношений, возникших из чувства мести за причинение ножевого ранения её сожителю - М.Е.И., нанесла один удар ножом в левую переднюю поверхность грудной клетки П.Н.М., в результате чего последнему было причинено согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ проникающее колото-резаное ранение передней поверхности грудной клетки слева с повреждением второго ребра, ткани левого лёгкого, осложнившегося левосторонним пневмогематораксом, квалифицирующееся по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Самсонова Е.И. вину в совершении преступления признала полностью и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она и М.Е.И. находились дома, мылись в бане, выпивали. Через некоторое время пришла П.Р.Я. и сказала, что её подрезал муж, попросила вызвать «скорую». Она пыталась вызвать, но не смогла дозвониться. Потом они с М.Е.И. пошли прогуляться, М.Е.И. пошёл в дом к П.Н.М. и она пошла с ним. Когда зашли в дом, она осталась стоять возле печки, а М.Е.И. подошёл к П.Н.М., который сидел на кровати, и стал говорить ему, зачем он обижает его тётку, на что П.Н.М. сказал «зачем лезешь не в своё дело?» и начал выражаться в адрес М.Е.И. нецензурной бранью. М.Е.И. не менее двух раз ударил П.Н.М. В это время она отвернулась, и откуда взялся нож у П.Н.М., не знает. Услышав вздох М.Е.И., она обернулась и увидела фонтан крови из груди М.Е.И.. Откуда в её руке взялся нож она не помнит, возможно, она выхватила его из рук П.Н.М. Она воткнула нож в грудь П.Н.М. левой рукой, затем положила нож в столешницу и побежала домой на <адрес>, сообщить о случившемся и вызвать «скорую». Когда прибежала домой, рассказала, что П.Н.М. порезал М.Е.И., а о том, что она причинила повреждение П.Н.М., рассказала только в прокуратуре Г.А.В..

Вина подсудимой, по мнению суда, подтверждается доказательствами, представленными стороной обвинения, а именно: показаниями потерпевшего П.Н.М., свидетелей Ч.С.М., Г.А.В., П.Р.Я., Л.Н.С., письменными доказательствами.

Так, потерпевший П.Н.М. в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он со своей женой П.Р.Я. находились у себя дома, выпивали. Потом он сел на кровать в кухне, и уснул. Через некоторое время в кухню зашёл его племянник М.Е.И. и Самсонова Е.И., его жены П.Р.Я. уже дома не было. Самсонова обняла его за шею и сказала: «мы разбираться пришли» и в этот момент ему стало больно. После этого Самсонова сразу ушла, ножа он не видел. После этого М.Е.И. начал его избивать, ударил в грудь, в бровь, нос. Он в это время сидел на кровати, пододвинулся к столу, выдвинул ящик стола, взял оттуда нож, что было потом, не помнит.

В связи с существенными противоречиями в показаниях потерпевшего, в порядке ч.3 ст. 281 УПК РФ в судебном заседании были оглашены показания П.Н.М., данные им в ходе предварительного расследования, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он находился у себя дома в <адрес>. Он был в состоянии алкогольного опьянения и стал ругаться со своей женой, последняя ушла из дома. Через некоторое время к нему домой пришел М.Е.И. со своей сожительницей и М.Е.И. стал бить его по голове. В это время П.Н.М. сидел на кровати. Также П.Н.М. почувствовал боль в груди и увидел, что ему в грудь кто-то воткнул нож. В это время в доме находились только М.Е.И. и его сожительница. После этого он взял со стола, который стоял рядом с кроватью, нож и ударил этим ножом М.Е.И.. В связи с тем, что в этот момент он находился в сильном алкогольном опьянении, он может путаться в показаниях, но события старался изложить так, как он их запомнил (л.д. 47-48).

Потерпевший П.Н.М. подтвердил, что данные им в ходе предварительного расследования показания верны и дополнил, что он видел своими глазами, что ножом его ударила Самсонова.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ч.С.М. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она пошла за продуктами в магазин, а когда возвращалась назад, увидела, что возле дома П.Н.М. стоит «скорая помощь». Она подумала, что П.Н.М. опять поругался со своей женой Риммой. Позже от Самсоновой Е.И. она узнала, что пока она была в магазине, к ним домой приходила П.Р.Я. и сказала, что П.Н.М. ударил её ножом в руку. Её сын М.Е.И. пошёл к П.Н.М., чтобы поговорить с ним. Что и как всё произошло дальше, она не знает, у Самсоновой не спрашивала. Самсонова Е.И. говорила, что ударила П.Н.М. ножом, а как это произошло, она не помнит.

Свидетель П.Р.Я. пояснила в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часа она со своим мужем П.Н.М. была дома, они выпивали, между ними произошла ссора, и она ушла из дома к Л.Н.С.. В это время из бани пришли М.Е.И. и Самсонова Е.И., которые проживали вместе с Л.Н.С.. М.Е.И. и Самсонова пошли прогуляться, через 20 минут она вместе с Л.Н.С. пошла домой. По дороге они встретили Самсонову, которая сказала, что М.Е.И. зарезали. Когда пришла домой, П.Н.М. была дома, сидел на кровати, весь избит и порезан, рубашка была в крови. Возле койки лежал М.Е.И.. Самсонова в это время побежала вызывать «скорую». Позже П.Н.М. сказал, что его порезала Самсонова, а он порезал М.Е.И..

В связи с противоречиями в показаниях свидетеля, в порядке ч.3 ст. 281 УПК РФ были оглашены показания П.Р.Я., данные ею на предварительном следствии, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ, в вечернее время, она вместе со своим мужем находилась дома, муж был пьяный. Он ударил её ножом по руке, она ушла из дома и пошла к Л.Н.С.. В доме у Л.Н.С. находились М.Е.И. и его сожительница - Самсонова. П.Н.М. рассказала о случившемся, после чего М.Е.И. вместе с Самсоновой ушли. Через некоторое время П.Р.Я. вместе с Л.Н.С. пошли домой к П.Н.М.. Когда подходили к дому, из него выбежала Самсонова и сказала, что убили Женю. П.Н.М. вместе с Л.Н.С. зашли в дом, где П.Р.Я. увидела, что М.Е.И. лежит на полу, а её муж - П.Н.М. сидел на кровати, лицо у него было побито, на майке, одетой на мужа, была кровь (л.д. 51-52).

Свидетель П.Р.Я. подтвердила, что показания, данные ею в ходе предварительного расследования, верны.

Свидетель Л.Н.С. в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он, М.Е.И. и Самсонова Е.И. находились дома, распивали спиртное. Прибежала П.Р.Я. и сказала, что её муж «пырнул» ножом. Самсонова Е.И. осмотрела рану, которая оказалась маленькой и «скорую» вызывать не стали. Через некоторое время М.Е.И. и Самсонова пошли погулять, а ещё через какое-то время прибежала Самсонова и сказала, что Женя лежит на полу в доме П.Н.М., что случилось, она не знает. Он побежал к дому П.Н.М., зашёл внутрь и увидел, что М.Е.И. лежит на полу, а П.Н.М. сидел на кровати. Он поднял Женю, тот хрипел. Тогда он ударил П.Н.М. два раза по голове. Позже от Самсоновой он узнал, что когда Самсонова увидела М.Е.И. лежащим на полу, она выхватила нож и ударила им П.Н.М. один раз.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.А.В., пояснил, что в составе оперативной группы выезжал по адресу <адрес>. По приезду выяснилось, что произошла «разборка», в ходе которой было применено холодное оружие - нож. Он увидел потерпевшего П.Н.М., у которого была кровь на рубашке, его племянника М.Е.И., лежащего на полу и Самсонову Е.И. М.Е.И. находился в тяжелом состоянии, на груди у него была кровь. В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что между П.Н.М. и М.Е.И. произошла ссора, во время которой оба они получили ножевые ранения. От полученного ранения М.Е.И. скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. Нож, которым наносились ранения, был найден в столешнице, в доме П.Н.М. Позже в прокуратуре <адрес> у него состоялась беседа с Самсоновой, при которой она пояснила, что за то, что П.Н.М. ударил ножом в грудь М.Е.И., она тем же ножом ударила П.Н.М.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой, с показаниями подсудимой, потерпевшего и другими доказательствами по делу, причины для оговора у свидетелей отсутствуют.

Кроме того, суду стороной обвинения были представлены следующие письменные доказательства:

- явка с повинной Самсоновой Е.И., из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> межрайонный следственный отдел обратилась С.Е.И. и сообщила о совершённом ею преступлении: ДД.ММ.ГГГГ пришла П.Р.Я. и сказала, что П.Н.М. подрезал её ножом. Она с М.Е.И. пошли к нему. М.Е.И. сказал: «что ты обижаешь мою тётку?». В ответ на это П.Н.М. начал обзывать его матом. М.Е.И. начал бить П.Н.М. по лицу. Ударил три раза. Она не видела, как П.Н.М. достал нож. Увидела у М.Е.И. фонтан крови, взяла нож и зарезала П.Н.М. левой рукой. Потом взяла этот же нож и убрала его в столешницу. В содеянном она раскаивается (л.д. 6-7).

- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при осмотре <адрес> на кровати, коврике обнаружены пятна бурого цвета, похожие на кровь, в задвижном ящике кухонного шкафа обнаружен и изъят нож с деревянной рукояткой, на лезвии которого обнаружены пятна бурого цвета, похожего на кровь. Рукоятка ножа размером 10 см, лезвие 12 см (л.д. 8-13).

- фототаблица (л.д. 35-37), подтверждающая, что местом совершения преступления является <адрес>, а также факт обнаружения ножа со следами бурого цвета.

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ П.Н.М. причинено проникающее ранение передней поверхности грудной клетки слева с повреждением второго ребра, ткани левого лёгкого, осложнившегося левосторонним пневмогематораксом, которое могло образоваться от однократного воздействия колюще-режущего предмета, возможно от воздействия клинка ножа, в срок незадолго до момента поступления в стационар ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, и квалифицируется по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью (л.д. 58-60).

Согласно выводам судебно-биологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в смыве со следа на ковре в кухне, в пятнах на ноже, рубашке подозреваемого П.Н.М. найдена кровь человека, при определении групповой принадлежности установлено, что в смыве со следа на ковре в кухне, в пятнах на ноже и двух пятнах на рубашке П.Н.М. кровь могла произойти от подозреваемого П.Н.М.

Из заключения судебной медико-криминалистической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на рубашке подозреваемого П.Н.М. обнаружены следующие следы крови:

- брызги: 10 на наружной поверхности: в верхней, средней и нижней третях правой полы; в верхней и нижней третях передней поверхности правого рукава; в нижней трети левой полы; в нижней трети передней поверхности левого рукава; 20 на изнаночной поверхности: в средней и нижней третях левой пол, образовавшиеся при падении «крови» с ускорением под прямым и острым углами к поверхностям рубашки, возможно, как при размахивании «окровавленным» предметом, так и при ударе по «окровавленной» поверхности;

- помарки: в верхней трети правой полы; в верхней, средней и нижней третях левой полы, образовавшиеся при непосредственном контакте с «окровавленным» предметом, причём помарки с подтёками в верхних третях правой и левой пол образовались с последующим стеканием «крови» под воздействием силы тяжести в направлении слева направо (на правой поле) и сверху вниз (на левой поле), относительно сторон подозреваемого в положении стоя;

- участки пропитывания: в верхней, средней и нижней третях изнаночной поверхности левой полы, образовавшиеся при непосредственном контакте с «кровью», причём участок пропитывания с потёками, расположенными в верхней трети полы, образовался с последующим стеканием «крови» под действием силы тяжести в направлении сверху вниз относительно сторон подозреваемого в положении стоя;

- пятна: на изнаночной поверхности нижней трети правой полы, определить механизм образования которых не представляется возможным, ввиду нечёткости контуров данных следов

Не доверять заключениям экспертиз у суда оснований нет, так как они соответствуют Уголовно-процессуальному кодексу РФ, согласуются между собой, даны лицами, имеющими специальные познания в области медицины, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем, суд признает все перечисленные заключения экспертов достоверными доказательствами.

Подсудимой Самсоновой Е.И. в судебном заседании было представлено изображение ножа в фототаблице (л.д. 37), после чего она пояснила, что именно этим ножом она нанесла удар в грудь П.Н.М.

Потерпевшему П.Н.М. в судебном заседании также было представлено изображение ножа в фототаблице (л.д. 37), после чего он подтвердил, что нож, изображённый на фотографии, принадлежит ему, и именно этим ножом он нанёс удар М.Е.И. Однако этим ли ножом наносила ему удар Самсонова Е.И. он пояснить не может, поскольку не видел, какой нож был у неё в руках в тот момент.

Сторона защиты, каких - либо доказательств суду не представила.

Изложенные доказательства, по мнению суда, являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в совокупности - достаточными для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Оценивая все доказательства, представленные суду в их совокупности, суд считает, что вина подсудимой Самсоновой Е.И. в совершении преступления при изложенных выше обстоятельствах, полностью установлена в ходе судебного разбирательства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, действия Самсоновой Е.И. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 111 УК РФ, какумышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

При назначении наказания в соответствии со ст. 60 УК РФ суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, данные о личности подсудимой, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной.

Совершенное преступление в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Самсоновой Е.И., суд учитывает явку с повинной, признание ею своей вины, раскаяние в содеянном, противоправность поведения самого потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

В связи с этим, при назначении наказания следует учитывать положения ч.1 ст. 62 УК РФ.

Обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не усматривается, оснований для применения ст. 64 УК РФ не имеется.

Достижение целей наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденной, предупреждение совершения ею новых преступлений), с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, отсутствия обстоятельств отягчающих наказание, данных, характеризующих личность подсудимой, мнения потерпевшего, по мнению суда, возможно без изоляции Самсоновой Е.И. от общества, в связи с чем, суд полагает назначить Самсоновой Е.И. наказание в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ, то есть условно, с испытательным сроком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 296-299, 304-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Самсонову Е.И. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ и назначить ей наказание в виде 2 (двух) лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное настоящим приговором наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год, обязав Самсонову Е.И. явиться в уголовно-исполнительную инспекцию № для постановки на учёт в течение 3 дней со дня вступления приговора в законную силу, проходить перерегистрацию по установленному УИИ № графику, места жительства без уведомления инспекции не менять.

Меру пресечения Самсоновой Е.И. до вступления приговора в законную силу оставить прежней - подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья Е.В. Загребельная