Дело № 11-82/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт. Тяжинский (дата)
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе
судьи Герасимова С.Е.,
при секретаре судебного заседания Спило О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области на решение мирового судьи судебного участка №2 Тяжинского района Кемеровской области от 05 мая 2012 года по иску Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области к Толстикову Д.Е. о взыскании земельного налога
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области обратилась в суд с иском к Толстикову Д.Е. о взыскании земельного налога и пени, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2007-2009 годы и пеню в общей сумме х рубля.
Свои требования истец мотивирует тем, что Толстиков Д.Е. состоит на учете в налоговом органе и является плательщиком земельного налога. На основании сведений, поступивших из Администрации Акимо-Анненской сельской территории 26.08.2010г. налоговый орган исчислил земельный налог налогоплательщику за 2007, 2008, 2009г. в сумме х рублей. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. В добровольном порядке исчисленные суммы налога должником не уплачены. В связи с этим налогоплательщику начислена пеня в сумме х рублей. Требование об уплате налога и пени № 22952 от 28.12.2010г. было направлено налогоплательщику заказным письмом. В установленный требованием срок сумма налога и пени не уплачена, следовательно, задолженность по земельному налогу и пени составляет х рубля.
Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик требования не признал.
Решением мирового судьи постановлено: исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области к Толстикову Д.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007-2009 годы и пени по земельному налогу в сумме х рубля оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области просит решение мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что решение мирового судьи не основано на нормах материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу ответчиком принесены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Морозова О.В., действующая на основании доверенности №03-36/9 от 30 декабря 2011 года, просит решение мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, ответчик Толстиков Д.Е. считает решение мирового судьи обоснованным и законным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик Толстиков Д.Е. возражает против удовлетворения жалобы.
Заслушав представителя истца Морозову О.В., ответчика Толстикова Д.Е., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N 101-ФЗ).
Таким образом, собственники земельных долей, получившие в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации на основании свидетельств о праве на земельные доли, а при их отсутствии - выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, как правообладатели признаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога.
В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований (положение о предоставлении сведений органами муниципальных образований утратило силу с 18.11.2009г.).
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 27.12.2009), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
На основании п. п. 1 и 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
В связи с этим в отношении земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.
При этом сами земельные доли объектом налогообложения не являются, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не объектом налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него.В силу ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Под земельным участком, согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из анализа приведённых норм следует, что объект налогообложения возникает тогда, когда конкретный земельный участок сформирован. Следовательно, земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом налогообложения.
Налоговая база в соответствии со статьей 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу определения суммы земельного налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка (ч.5 ст. 65 ЗК РФ), которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Тем самым, законодатель связывает понятие налоговой базы с понятием объекта налогообложения.
С изменением характеристик земельного участка при проведении межевания может измениться и кадастровая стоимость земельного участка. В связи с этим, сведения о кадастровой стоимости земельного участка до проведения межевания и установления его границ носят временный характер и не могут быть положены в основу определения налоговой базы для исчисления земельного налога.
Судом первой инстанции установлено, что Толстикову Д.Е. налоговым органом был исчислен земельный налог за 2007-2009 годы в сумме х рублей как правообладателю земельного пая площадью 17,7 га с кадастровым номером земельного участка 42:15:107007:11, расположенного на территории Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области. Данный налог был начислен на основании сведений, поступивших из Администрации Акимо-Анненской сельской территории 26.08.2010г. Ответчику в установленные законом сроки были направлены налоговые уведомления. За неуплату земельного налога в установленный срок налогоплательщику была начислена пеня в размере х рублей и направлено требование об уплате налога и пени, которое до настоящего времени не исполнено.
Проверяя обоснованность требований истца о взыскании с ответчика земельного налога и пени мировой судья установил, что на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» администрацией Тяжинского района издано Распоряжение от 05.07.1995г. №277 о выдаче свидетельств на право собственности на землю каждому гражданину, наделенному земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в списки собственников земли на 01.01.1992г. На основании данного распоряжения Толстикову Д.Е. выдано Свидетельство о праве общей долевой собственности на землю, регистрационная запись №899, состоящую из земельной доли земель КСП «Искра», общей площадью 17,7 га.
Начисление земельного налога ответчику производилось налоговым органом на основании Списков лиц, получивших свидетельство на праве собственности на землю (пай) в СПК «Искра», составленных и предоставленных Администрацией Акимо-Анненской сельской территории Тяжинского района Кемеровской области 26.08.2010г., которые документом, удостоверяющим право на землю, не является. Свидетельства на право собственности на землю у лиц, указанных в списках, в том числе у ответчика, налоговым органом не истребовались.
Суд первой инстанции также установил, что согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16.03.2012г. правообладателем 177000/98326000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №42:15:0107007:11, расположенный по адресу: Кемеровская область, Тяжинский район, СПК «Искра» является Акимо-Анненская сельская территория. Сведения об иных правообладателях указанного земельного участка отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у налогового органа отсутствуют достоверные сведения о правообладателях земельных долей в праве общей собственности на земельный участок за пользование которым исчислен налог.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил так же из того, что земельный участок с кадастровым номером №42:15:0107007:11 не является объектом налогообложения, поскольку его границы не определены в установленном законом порядке. Из материалов дела усматривается, что по данным налогового органа площадь земельного участка с кадастровым номером 42:15:0107007:11 составляет 98 326 000 кв.м., в то время как согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16.03.2012г. его площадь составляет 97 440 996 кв.м. Доказательств о проведении межевания указанного земельного участка, окончательно определённых границах и площадях земельного участка в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом мирового судьи согласен.
Кроме того, в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16.03.2012г. земельный участок с кадастровым номером 42:15:0107007:11 имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Следовательно, в силу ст. 78 ЗК РФ может использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства использования ответчиком земельного участка с кадастровым номером 42:15:0107007:11 в соответствии с его назначением, в то время как земельный налог является платой именно за использование земли.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что начисление земельного налога Толстикову Д.Е. за пользование земельным участком с кадастровым номером 42:15:0107007:11 осуществляется налоговым органом с нарушением порядка, установленного налоговым законодательством, в отсутствие достоверных и надлежащим образом полученных сведений о правообладателях земельных долей и, соответственно, налогоплательщиках, площадях и кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
Учитывая изложенное, суд считает решение мирового судьи законным, обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области об отмене решения мирового судьи судебного участка № 2 Тяжинского района Кемеровской области от 05 мая 2012 года по делу № 2-153/2012 и направлении его на новое рассмотрение отказать.
Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья С.Е. Герасимов
Мотивированное решение суда изготовлено (дата).