об отмене решения мирового судьи



Дело № 11- 54/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

пгт. Тяжинский (дата)

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

судьи Герасимова С.Е.,

при секретаре Спило О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области на решение мирового судьи судебного участка №2 Тяжинского района Кемеровской области от 23 апреля 2012 года по иску Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области к Либрехт Б.С. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области обратилась в суд с иском к Либрехт Б.С. о взыскании земельного налога и пени, просит взыскать с него задолженность по земельному налогу за 2007-2009 годы и пени в общей сумме х рубля.

Свои требования истец мотивирует тем, что Либрехт Б.С. состоит на учете в налоговом органе и является плательщиком земельного налога. На основании сведений, поступивших из Администрации Акимо-Анненской сельской территории 26.08.2010г., налоговый орган исчислил земельный налог налогоплательщику за 2007, 2008, 2009г. в сумме х рублей. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. В добровольном порядке исчисленные суммы налога должником не уплачены. В связи с этим, налогоплательщику начислена пеня в сумме х рублей. Требование об уплате налога и пени № 23058 от 28.12.2010г. было направлено налогоплательщику заказным письмом. В установленный требованием срок сумма налога и пени не уплачена, следовательно, задолженность по земельному налогу и пени составляет в сумме х рубля.

Представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик Либрехт Б.С. в судебном заседании пояснил, что в июле 1996 года получал Свидетельство на право собственности на землю, но земельный участок ему не был выделен в натуре, кадастровый номер не присвоен, он не знает, где находится этот участок.

Решением мирового судьи от 23 апреля 2012 года постановлено: исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области к Либрехт Б.С. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007-2009 годы и пени по земельному налогу в сумме х рубля оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области просит решение мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что решение мирового судьи не основано на нормах материального и процессуального права.

Ответчиком на апелляционную жалобу возражения не поданы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец представил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения апелляционной жалобы налогового органа на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области по делу № 2-99-2012 от 09 апреля 2012 года о признании незаконным действий налогового органа по начислению земельного налога.

Суд считает возможным отказать в приостановлении производства по делу и рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N 101-ФЗ).

Таким образом, собственники земельных долей, получившие в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации на основании свидетельств о праве на земельные доли, а при их отсутствии - выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, как правообладатели могут признаваться налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований (положение о предоставлении сведений органами муниципальных образований утратило силу с 28.11.2009 года).

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 27.12.2009), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 392 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

В связи с этим в отношении земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.

При этом сами земельные доли объектом налогообложения не являются, поскольку согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не объектом налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него.

В силу ч.1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Под земельным участком, согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Из анализа приведённых норм следует, что объект налогообложения возникает тогда, когда конкретный земельный участок сформирован. Следовательно, земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом налогообложения.

Налоговая база в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным.

Согласно ч.1 ст.389 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Аналогичная норма содержится в ч.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ

В основу определения суммы земельного налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Тем самым, законодатель связывает понятие налоговой базы с понятием объекта налогообложения.

С изменением характеристик земельного участка при проведении межевания может измениться и кадастровая стоимость земельного участка. В связи с этим, сведения о кадастровой стоимости земельного участка до проведения межевания и установления его границ носят временный характер и не могут быть положены в основу определения налоговой базы для исчисления земельного налога.

Судом первой инстанции установлено, что Либрехту Б.С. налоговым органом был исчислен земельный налог за 2007-2009 годы в сумме х рублей как правообладателю земельного пая площадью 17,7га с кадастровым номером земельного участка 42:15:107007:11, расположенного на территории Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области. Данный налог был начислен на основании сведений, поступивших из Администрации Акимо-Анненской сельской территории 26.08.2010г. Ответчику в установленные законом сроки были направлены налоговые уведомления. За неуплату земельного налога в установленный срок налогоплательщику была начислена пеня в размере х рублей и направлено требование об уплате налога и пени, которое до настоящего времени не исполнено.

Проверяя обоснованность требований истца о взыскании с ответчика земельного налога и пени, мировой судья установил, что на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» Администрацией Тяжинского района издано Распоряжение от 05 июля 1995 года №277 о выдаче свидетельств на право собственности на землю каждому гражданину, наделенному земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в списки собственников земли на 01 января 1992 года. На основании данного распоряжения Либрехту Б.С. выдано Свидетельство о праве общей долевой собственности на землю ( регистрационная запись 811) от 08 июля 1996 года КСП «Искра» общей площадью 17,7 га.

Начисление земельного налога ответчику производилось налоговым органом на основании Списков лиц, получивших свидетельство на праве собственности на землю (пай) в СПК «Искра», составленных и предоставленных Администрацией Акимо-Анненской сельской территории Тяжинского района Кемеровской области 26 августа 2010 года, которые документом, удостоверяющим право на землю, не являются. Свидетельства на право собственности на землю у лиц, указанных в списках, в том числе у ответчика, налоговым органом не истребовались. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельных участков КСП «Искра» в общую долевую собственность членам трудового коллектива и пенсионерам колхоза в материалах дела отсутствует; списки граждан, наделенных земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенных в списки собственников земли на 01 января 1992 года суду не представлены.

Суд первой инстанции также установил, что согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16 марта 2012 года правообладателем 177000/98326000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №42:15:0107007:11, расположенный по адресу: Кемеровская область, Тяжинский район, СПК «Искра» является Акимо-Анненская сельская территория. Сведения об иных правообладателях указанного земельного участка отсутствуют.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у налогового органа отсутствуют достоверные сведения о правообладателях земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, за пользование которым исчислен налог.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил так же из того, что земельный участок с кадастровым номером №42:15:0107007:11 не является объектом налогообложения, поскольку его границы не определены в установленном законом порядке. Из материалов дела усматривается, что по данным налогового органа площадь земельного участка с кадастровым номером 42:15:0107007:11 составляла первоначально 98 680 000 кв.м., затем 98 326 000 кв.м., в то время как согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16 марта 2012 года его площадь составляет 97 440 996 кв.м. При этом доказательств о проведении межевания указанного земельного участка, окончательно определённых границах и площадях земельного участка, в материалах дела не имеется.

В этой связи, суд апелляционной инстанции с данным выводом мирового судьи согласен.

Согласно ч.3 ст.19.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Следует также отметить, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №04/002/2012-83 от 16 марта 2012 года земельный участок с кадастровым номером 42:15:0107007:11 имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Следовательно, в силу ст. 78 Земельного кодекса РФ может использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства использования ответчиком земельного участка с кадастровым номером 42:15:0107007:11 в соответствии с его назначением, в то время как земельный налог является платой именно за использование землей.

В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, начисление земельного налога Либрехту Б.С. за пользование земельным участком с кадастровым номером 42:15:0107007:11 осуществляется налоговым органом с нарушением порядка, установленного налоговым законодательством, в отсутствие достоверных и надлежащим образом полученных сведений о правообладателях земельных долей и, соответственно, налогоплательщиках, площади и кадастровой стоимости земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.

Учитывая изложенное, суд считает решение мирового судьи законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 Тяжинского района Кемеровской области от 23 апреля 2012 года по иску Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области к Либрехту Б.С. о взыскании земельного налога и пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня принятия, но может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья С.Е. Герасимов