Дело №
2-166/2011 |
именем Российской Федерации
Судья Тяжинского районного суда Кемеровской области Загребельная Е.В.
при секретаре Торгашовой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по заявлению Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным нормативного правового акта.
Свои требования прокурор мотивировал тем, чтопрокуратурой района проведена проверка исполнения федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления Тяжинского муниципального района при осуществлении нормотворчества, по результатам которой установлено следующее.
Тяжинским районным Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ принято Решение № «Об установлении норм предоставления земельных участков» (далее по тексту - Решение №). Указанное Решение противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Решение № принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления устанавливают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность только для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Между тем, в нарушение ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ Решением № установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в том числе для садоводства и огородничества.
Законом Кемеровской области № 56-ОЗ от 18.07.2002 «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» в статье 4 уже установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых за плату в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для садоводства и огородничества.
Однако Решение № противоречит п. 2, п. 3 ст. 4 Закона Кемеровской области № 56-ОЗ от 18.07.2002 в части размеров предоставляемых гражданам земельных участков.
Решение № не содержит разграничений по предоставлению гражданам земельных участков в собственность за плату и бесплатно.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению максимальных размеров земельных участков гражданам в собственность бесплатно - исключительно из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В нарушение абз. 2 ч. 10 ст. 3, ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 Решение № не ограничивает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, относящимися к разграниченной государственной собственности.
В нарушение полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, п. 2 Решения № содержит регламентацию «размеров земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок».
Кроме того, установление Решением № размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на территории самостоятельных муниципальных образований, входящих в состав Тяжинского района, при наличии разграничения муниципальной собственности на землю, посягает на юрисдикцию таких муниципальных образований.
На незаконный нормативный правовой акт прокурором района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, в котором изложены требования прокурора о рассмотрении протеста на ближайшей сессии Совета народных депутатов, отмене Решения №.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что требования прокурора, изложенные в протесте, не удовлетворены, незаконный нормативный правовой акт не отменен.
Из протокола заседания 69-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов следует, что принесенный протест прокурора фактически не рассматривался на очередной сессии. Согласно протоколу сессии рассмотрение протеста прокурора перенесено на февраль 2011 года.
Полагает, что Тяжинский районный Совет народных депутатов незаконно, в форме бездействия, в нарушение Федерального закона № 2202-1 не рассмотрел протест прокурора района № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконный нормативный правовой акт не отменил.
Бездействие Тяжинского районного Совета народных депутатов является незаконным, т.к. нарушает земельные права граждан на получение земельных участков в соответствие с федеральным и региональным законодательством, а также на прозрачность и объективность процедуры предоставления земельных участков.
Учитывая, что в силу постоянной миграции населения не представляется возможным определить точное количество граждан, чьи земельные права нарушены незаконным нормативным правовым актом, прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
В связи с этим прокурор просил признать бездействие Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области по нерассмотрению протеста прокурора Тяжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ на решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков» - незаконным.
Признать незаконным и недействующим решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков».
В судебном заседании помощник прокурора Тяжинского района Кемеровской области Колесников С.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица председатель Тяжинского районного Совета народных депутатов Черницова И.Н. в судебном заседании требования прокурора не признала, указав, что протест прокурора Тяжинского района был рассмотрен на заседании 69-ой очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения протеста было принято решение № поручить комитету по вопросам аграрной политики, землепользованию и экологии Тяжинского районного Совета народных депутатов подготовить проект решения «О приведении в соответствие действующему законодательству решения Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ для принятия на очередной сессии Тяжинского РСНД в ДД.ММ.ГГГГ. На заседании 70-й очередной сессии Тяжинского РСНД ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о внесении изменений и дополнений в решение № от ДД.ММ.ГГГГ, однако принятие решения по данному вопросу было отложено до вынесения судом решения по настоящему делу. В связи с этим, считает, что бездействие со стороны Тяжинского РСНД не имело места. Полагает, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков» было принято Тяжинским РСНД в рамках предоставленных ему полномочий, однако содержит некоторые недостатки, которые необходимо устранить путём внесения изменений, а не отмены всего решения полностью.
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
С заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться прокурор.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений статья 11 Земельного кодекса РФ относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч.20 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации был принят Закон Кемеровской области от 18.07.2002 N 56-ОЗ (ред. от 28.02.2011) "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", регулирующий в пределах компетенции Кемеровской области отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и изъятию земельных участков для нужд Кемеровской области или муниципальных нужд, а также устанавливающий случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности.
Статьёй 4 указанного Закона установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых за плату в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства.
Законом Кемеровской области от 10.12.2007 N 161-ОЗ "Об установлении размеров земельных участков в целях оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке" для оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке установлены размеры земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 23 Устава Тяжинского района Совет народных депутатов Тяжинского муниципального района в ходит в структуру органов местного самоуправления.
Решением Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков» установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду из находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуальной жилой застройки, садоводства и огородничества. Кроме того, указанным решением установлены также размеры земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточнённая площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует Земельному кодексу РФ и Закону Кемеровской области от 18.07.2002 N 56-ОЗ (ред. от 28.02.2011) "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", поскольку принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в области использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей садоводства и огородничества, а, следовательно, и по установлению размеров земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточнённая площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.
Кроме того, Решение не содержит разграничения по предоставлению гражданам земельных участков в собственность за плату и бесплатно. В то время как в соответствии с ч.2 ст. 33 Земельного кодекса РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления только из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В силу вышеизложенного суд находит, что Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков» является незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан в области реализации прав на землю, прав субъекта Российской Федерации - Кемеровской области и самостоятельных муниципальных образований, входящих в состав Тяжинского района по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и поэтому оспариваемый прокурором нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором района на указанный нормативный правовой акт был принесён протест №, с требованиями рассмотреть протест на ближайшей сессии Совета народных депутатов и отменить Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона № 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Из протокола заседания 69-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос о рассмотрении протеста прокурора Тяжинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на решение Тяжинского РСНД от ДД.ММ.ГГГГ № был включен в повестку дня заседания.
Однако из содержания протокола не усматривается, что указанный вопрос обсуждался депутатами и был рассмотрен Советом по существу. Напротив, согласно протоколу председателем Тяжинского районного Совета народных депутатов на голосование было вынесено предложение в целях приведения в соответствие действующему законодательству решения Тяжинского РСНД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении норм предоставления земельных участков» рассмотреть данный вопрос на заседании комитета по вопросам аграрной политики, землепользованию и экологии и включить в повестку дня заседания очередной сессии Тяжинского РСНД в феврале 2011г., которое было принято депутатами единогласно, и утверждено Решением № от ДД.ММ.ГГГГ
Из протокола заседания 70-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в повестку дня заседания был включен вопрос о внесении изменений и дополнений в Решение Тяжинского РСНД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении норм предоставления земельных участков», а не вопрос о рассмотрении протеста прокурора и отмене указанного решения. Более того, по вопросу, включенному в повестку дня, депутатами было поддержано предложение Председателя Тяжинского районного Совета народных депутатов отложить принятие решения сессии до вынесения решения Тяжинским районным судом по данному вопросу.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Тяжинским районным Советом народных депутатов было допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении протеста прокурора Тяжинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на решение Тяжинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области по не рассмотрению протеста прокурора Тяжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ на решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков».
Признать недействующим со дня его принятия Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления земельных участков».
Обязать Тяжинский районный Совет народных депутатов опубликовать соответствующее сообщение о решении суда в средстве массовой информации, в котором размещалось отменённое решение.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья | Е.В. Загребельная |
Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.