о признании права собственности после смерти продавца



    Дело № 2-385/2011 г.

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                              Именем Российской Федерации

    пгт. Тяжинский               ДД.ММ.ГГГГ

           Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

    судьи Герасимова С.Е.,

    при секретаре Шицкой О.Л.

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закировой З.Ш. к Платонову С.А., Платонову В.А. о признании права собственности на жилое помещение,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

           Закирова З.Ш. обратилась в суд с иском к Платонову С.А. и Платонову В.А., в котором просит признать право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу пгт.<адрес> <адрес>.

          Требования мотивированы тем, что указанную квартиру она приобрела у П.Г.А. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи. Квартира передана истице по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. Сделку оформили в простой письменной форме у нотариуса, регистрацию права собственности не проводили. Затем П.Г.А. умер. В настоящее время Закирова З.Ш. не может в полной мере осуществлять свои полномочия собственника, хотя владеет, распоряжается и пользуется данным жилым помещением с 2000 года.

      В судебном заседании Закирова З.Ш. настаивает на удовлетворении иска. Пояснила, что после приобретения указанной выше квартиры она сразу переехала туда и проживает до сих пор. Закирова З.Ш. считает себя собственником - ежегодно делает ремонт, несет расходы по содержанию жилья. ДД.ММ.ГГГГ П.Г.А. умер, поэтому она не может в настоящее время произвести регистрацию квартиры в учреждении юстиции. Пояснила, что в техническом паспорте указана площадь квартиры 31,3 кв.м без площади веранды.

     Ответчик Платонов В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Закировой З.Ш. не возражает. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

      Ответчик Платонов С.А. в судебном заседании признал исковые требования. Подтвердил, что при жизни его брат П.Г.А. распорядился квартирой по адресу пгт.<адрес> <адрес>. Пояснил, что в данной квартире брат проживал один. Брат оформил в собственность квартиру, зарегистрировал право собственности на себя, продал её в октябре ДД.ММ.ГГГГ года истице. Но регистрацию перехода права собственности в юстиции не оформил. Спора по поводу данной квартиры не имеется, на данную квартиру он не претендует. Не желает оформлять наследственные права. Других наследников после смерти П.Г.А. не осталось.

      Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

      Из договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ видно, что П.Г.А. получил вышеуказанную квартиру в порядке приватизации от Тяжинского АТП «Агропромтранс».

      Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру по адресу: пгт.<адрес>, зарегистрировано за П.Г.А.

     Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Закирова З.Ш. купила у П.Г.А. за 6000 рублей двухкомнатную квартиру по адресу: пгт. <адрес>. На договоре имеется регистрационная запись нотариуса. Квартира передана П.С.А. Закировой ДД.ММ.ГГГГ по передаточному акту, что подтверждается данным актом.

     В силу ч.1 ст.166 Гражданского кодекса РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

     Согласно ч.2 ст.558 Гражданского кодекса РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

     Сведения о государственной регистрации договора купли-продажи спорной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в самом договоре отсутствуют.

     Из свидетельства о смерти 1-ЛО , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС <адрес>, видно, что П.Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

     Информация нотариуса Тяжинского нотариального округа Царегородцевой    М.Э. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что завещания от имени П.Г.А. не удостоверялись, с заявлением о принятии наследства после смерти П.Г.А. никто не обращался.

     Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

     В соответствие со ст.223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В силу ч.1 ст.131 данного Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

     В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что после совершения сделки купли-продажи квартиры, право собственности покупателя Закировой З.Ш. на эту квартиру не регистрировалось.

     Согласно ст.16 Федерального закона №122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

     Поскольку правообладатель квартиры П.Г.А. умер, а наследники не желают оформлять наследственные права, в настоящее время у истицы отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на Закирову во внесудебном порядке.

     Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и справке Центра технической инвентаризации филиала БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: пгт. <адрес>1, имеет общую площадь 31,3 кв.м. без площади веранды, в том числе жилую – 18,9 кв.м. Указанная площадь не соответствует той площади квартиры, право собственности на которую просит признать истица. Из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> следует, что общая площадь объекта составляет 52,3 кв.м.

     Как пояснила истица, в данную площадь 52,3 кв.м. включена площадь веранды. Её пояснениям соответствуют общие сведения о данной квартире за подписью начальника БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Из них следует, что общая площадь квартиры 52,3 кв.м., в том числе жилая – 18,8 кв.м., при этом площадь веранды составляет 21 кв.м.

     Однако в соответствие с ч.5 ст.15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением веранд.

     В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы в части площади 52,3 кв.м.

     В силу абз.11 ч.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

     На продавца П.Г.А. в ЕГРП в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано право собственности на указанную квартиру, что следует из текста выписки данного Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

     Поэтому в случае признания за истицей права собственности на эту квартиру, право собственности на данную квартиру П.Г.А. необходимо прекратить, в противном случае регистрирующий орган вправе отказать истице в регистрации права собственности на указанную недвижимость.

         Истицей не заявлялось требование о прекращении право собственности П.Г.А. на спорную квартиру общей площадью 52,3 кв.м.

     Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

     В соответствие с абз.6 ч.1 ст.17 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

     Из толкования абз.6 ч.1 ст.17 и абз.11 ч.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ суд приходит к выводу о том, что нормы указанных абзацев, при рассмотрении судом иска о признании права собственности на недвижимость, допускают выход за пределы заявленных требований в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Поэтому суд считает возможным выйти за пределы заявленных истицей требований и прекратить право собственности на данную квартиру П.Г.А.

     Копию договора передачи квартиры, копию договора купли-продажи квартиры, копию свидетельства о смерти, справку БТИ, выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копию технически паспорта, общие сведения о квартире, ответ нотариуса суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они имеют значение для дела, соответствуют друг другу и содержанию искового заявления, объяснениям истицы, содержат необходимые реквизиты, сомнений у суда не вызывают.

     Оценив собранные доказательства с точки зрения достаточности для разрешения гражданского дела, а так же, оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из их совокупности, приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат удовлетворению. Препятствий для прекращения права собственности и признания права собственности за истицей у суда не имеется.

          Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                      р е ш и л:

          Признать право собственности Закировой З.Ш. на квартиру общей площадью 31,3 кв.м., расположенную по адресу: пгт. <адрес>.

          Прекратить право собственной П.Г.А. на квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: пгт. <адрес>.

       В удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на указанную квартиру общей площадью, превышающей 31,3 кв.м., отказать.

       Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

                Судья                                                                         С.Е. Герасимов

    Мотивированное решение суд изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.