об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-386/2011 г.

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский                                                                          ДД.ММ.ГГГГ

     Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

судьи Герасимова С.Е.,

с участием прокурора - помощника прокурора Тяжинского района

Рубашенко М.А.,

при секретаре Шицкой О.Л.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Листвянского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в с.Заря Листвянского сельского поселения; обязать Администрацию Листвянского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области ликвидировать незаконную свалку бытовых отходов и мусора в с.Заря, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

     Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Тяжинского района в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране здоровья граждан установлено следующее.

     На территории Листвянского сельского поселения Тяжинского района Администрацией поселения надлежащим образом не решаются вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Так, согласно акту проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> -КГ от ДД.ММ.ГГГГ в с.Заря Листвянского сельского поселения находится незаконная свалка бытовых отходов и мусора.

     Однако Администрация Листвянского сельского поселения как орган местного самоуправления бездействует, т.к. надлежащим образом не разрешает вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, допускает незаконное складирование на подведомственной территории твердых бытовых отходов и не принимает мер к ликвидации незаконных свалок мусора.

     Ввиду бездействия Администрации поселения нарушаются права граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду. Между тем, в силу постоянной миграции населения определить точное количество граждан, чьи права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду нарушаются – не представляется возможным.

     В судебном заседании прокурор Рубашенко М.А.. настаивает на своих требованиях в полном объёме, подтвердил обстоятельства, указанные в заявлении. Настаивает на установлении срока для выполнения решения суда – 3 месяца. Считает, что представленные Главой Следевским А.Н. фотографии не могут быть достоверными доказательства ликвидации свалок, так как на них не изображена привязка к местности, в связи с этим невозможно определить, засняты ли на них места бывших свалок или другие места.

     Представитель заинтересованного лица – Глава Листвянского сельского поселения Следевский А.Н. признаёт заявленные требования в полном объёме. Пояснил, что фактически незаконная свалка ликвидирована. Для подтверждения этого обстоятельства представил в судебном заседании фотографии мест бывших свалок. Пояснил, что других доказательств ликвидации свалок у него нет.

      Представитель заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, в телефонограмме сообщил, что не сможет принять участие в заседании по причине командировки, контрольный акт проверки по свалке в с.Заря не составлялся.

     Выслушав прокурора Рубашенко М.А., представителя заинтересованного лица Следевского А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

     Согласно ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

     При этом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

     В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

    Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ, «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ», утвержденной 22 декабря 1999 года Постановлением №17 коллегии Госстроя РФ, п. 19 ч. 1 ст. 4, ст.ст. 18, 31, 32 Устава муниципального образования «Листвянское сельское поселение», администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган власти ответственна за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на принадлежащих территориях, т.к. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и относится к компетенции администрации поселения.

      В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

     Согласно п.1.2 СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», утвержденных 05 августа 1988 года Минздравом СССР, система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

     В «Методических указаниях по осуществлению государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией заводов биотермической переработки твердых бытовых отходов», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР № 2039-79 от 27 июля 1979 года, указано, что твердые бытовые отходы весьма неблагоприятны в санитарно-эпидемическом отношении и создают опасность для здоровья населения, угрозу нарушения санитарно-бытового комфорта, загрязнения почвы, источников водоснабжения и воздушной среды. Они имеют низкие титры санитарно-показательной микрофлоры, обсеменены патогенной микрофлорой, содержат яйца гельминтов и предимагинальные формы мух. Имея в своем составе легкозагнивающие фракции органических веществ, отходы становятся местом выплода мух и обитания грызунов, возможных переносчиков заболеваний.

       Из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Тяжинском районе № 13-КГ от ДД.ММ.ГГГГ в с.Заря Листвянского сельского поселения имеется санкционированная свалка западнее села. Жители свалкой не пользуются. Твёрдые бытовые отходы складируются беспорядочно на территории снесённого дома на западной окраине села. Так же мусорная куча у надворного туалета сельского клуба, что является нарушением требований п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест».

       При таких обстоятельствах требования прокурора суд считает законными и обоснованными.

       В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

      С заявлением в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться прокурор.

      Бездействием Администрации Листвянского сельского поселения нарушаются права неопределённого круга граждан, проживающих на территории данного поселения на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

      Копию акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Тяжинском районе суд признаёт относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он имеет значение для дела, содержит необходимые реквизиты, составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует заявлению, пояснениям заявителя и представителя заинтересованного лица, сомнений у суда не вызывает.

      К представленным Главой Следевским А.Н. фотографиям суд относится критически, поскольку из снимков на них нельзя прийти к достоверному выводу о том, что в изображены именно те участки местности, где ранее находились свалки. При этом прокурором оспаривается достоверность данных фотографий.

      Устанавливая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок для выполнения данных мероприятий, суд считает, что свалка должна быть устранена в летне-осенний период, поскольку именно в это время существует опасность причинения вреда здоровью граждан в результате загрязнения почвы и воды, распространения опасных для здоровья бактерий, инфекций в результате загнивания органических веществ на свалке. В связи с этим трёх месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда для устранения свалок суд считает разумным.

      Населённый пункт Заря имеет статус посёлка, а не села.

      Оценив представленные доказательства с точки зрения достаточности для рассмотрения гражданского дела, а так же оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из их совокупности, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

      На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Признать бездействие Администрации Листвянского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в п.Заря Листвянского сельского поселения, незаконным.

     Обязать Администрацию Листвянского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области ликвидировать незаконную свалку бытовых отходов и мусора в п.Заря в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

                   Судья                                                                     С.Е. Герасимов