Дело № 2-446/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Тяжинский районный суд <адрес> в составе
Судьи Маркидоновой Н.И.,
с участием помощника прокурора Тяжинского района Рубашенко М.А.
при секретаре судебного заседания Костюниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский
ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах Павленко <данные изъяты> к Администрации Тяжинского района Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тяжинского района обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Тяжинского района предоставить Павленко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки по обращению Павленко Н. А. о нарушении её жилищных прав установлено, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с установлением данного статуса и отсутствием закрепленного жилья Павленко Н.А. состоит в очереди на получение жилого помещения при Администрации Тяжинского района. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер льготной очереди - 18. Местом первичного выявления Павленко Н.А. является Тяжинский район. В настоящее время она не имеет жилого помещения, не трудоустроена, на её иждивении находится малолетний ребенок, ДД.ММ.ГГГГг.р. Павленко Н.А. желает приобрести отдельное жилое помещение для своей семьи, однако её материальное положение не позволяет ей это сделать.
На основании ст. 1 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Павленко Н.А. как лицу из числа детей -сирот, оставшихся без попечения родителей, гарантировано право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке.
На основании изложенных обстоятельств и требований законодательства Павленко Н.А. гарантировано право на получение жилого помещения. Обращение прокурора Тяжинского района в суд в её интересах обусловлено её статусом социально незащищенной категории лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, тяжелым материальным положением, юридической неосведомленностью, вследствие которой она не может самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением.
В силу вышеперечисленного Павленко Н.А. не в состоянии самостоятельно защищать свои права и нуждается в правовой защите со стороны государства, что является основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В связи с этим, прокурор просил обязать Администрацию Тяжинского района предоставить Павленко Н.А. жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для исполнения исковых требований - <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Тяжинского района Кемеровской области Рубашенко М.А. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Павленко Н.А. просила предоставить ей отдельное жилое помещение, поскольку она имеет намерение расторгнуть брак с супругом – <данные изъяты>., договор социального найма Администрация Тяжинского района заключила с ним до их брака. Никакого права на жилое помещение супруга она не приобрела. Договор социального найма с ней не заключен. В настоящее время у родственников в <адрес> (по месту регистрации) она не может жить, проживает временно у супруга, нуждается в жилом помещении. И в случае стабилизации отношений с супругом истица считает необходимым предоставления её семье с П.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (супругом) и П.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (сыном) жилого помещения, поскольку супруг является еще опекуном у своей племянницы П.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. С учетом состава всей семьи на сегодняшний день – 4 человека (и даже 3 человека – без учета опекаемой), им недостаточно для проживания жилого помещения – дома по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленного Администрацией Тяжинского района её супругу до брака.
Представитель ответчика Администрации Тяжинского района Кемеровской области Васик О.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, пояснил, что не оспаривает наличие у Павленко Н.А. статуса сироты, однако, в настоящее время истица является членом семьи (супругой) П.Е.А., которому по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в <адрес>. Поэтому семье Павленко Н.А. надлежит встать в общую очередь на улучшение жилищных условий в случае нуждаемости в этом её семьи. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Допрошенная в качестве специалиста специалист Управления образования Администрации Тяжинского района Ш.Е.П., суду пояснила, что Павленко Н.А. (до брака Р. Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., до настоящего времени состоит в льготной очереди Администрации Тяжинского района, как сирота (№ льготной очереди -18), поскольку имеет право на получение жилого помещения по месту постановки её на учет (первичное место выявления <адрес>).
Выслушав стороны, прокурора, специалиста, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании ст. 1 Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Павленко Н.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовой статус Павленко (Р.Н.А.) ребенка-сироты подтверждается копиями свидетельств о смерти её родителей: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации <данные изъяты> сельского совета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжением Главы администрации <данные изъяты> №р от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью родителей Резниковой Н.А. были назначены опекун, впоследствии в связи со смертью опекуна – попечитель. Закрепленного жилья за Резниковой Н. А. согласно документам личного дела, ответам на запросы не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ Резникова Н.А. вступила в брак с П.Е.А., которому по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение в <адрес>. Согласно свидетельству о рождении № у супругов Павленко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ родился сын П.Е.Е.. ДД.ММ.ГГГГ Павленко Н.А. окончила ГОУ начального профессионального образования профлицей № в <данные изъяты> по профессии бухгалтер. Из информации администрации Тяжинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Павленко (Р. Н.А. состоит в льготной очереди по Тяжинскому району на получение жилого помещения. Номер льготной очереди -18.
Собственного жилья истица не имеет, что усматривается из информации <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справок БТИ по <данные изъяты>.
Согласно сведениям о регистрации по месту жительства Павленко Н.А. с сыном ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем родственникам (дяде и тете в <адрес>).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Кемеровской области № 67-ОЗ от 16 мая 2006 года «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена аналогичная норма о предоставлении жилья сиротам. В соответствии с ч. 3 ст. 3 вышеуказанного закона жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год (ст.ст. 1, 4 Закона).
Согласно положениям ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ определяет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)…
Таким образом, судом установлено, что истица на момент рассмотрения дела в суде числится в очереди на получение жилья как ребенок-сирота, имеет право на получение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, которое ей обязана предоставить Администрация Тяжинского района Кемеровской области в силу требований п.п. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, Закона Кемеровской области № 67-ОЗ от 16.05.2006 г. «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса РФ.
Рассматривая требования истицы в части предоставления ей жилого помещения с учетом состава семьи на момент предоставления, суд исходит из следующего.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение Павленко Н.А. должно быть предоставлено с учетом состава её семьи на момент предоставления и обеспеченности их жилой площадью по договору социального найма.
Требования прокурора Тяжинского района и истицы Павленко Н.А. суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено устанавливает суд.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков также освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, государственная пошлина по данному делу возмещению за счет сторон не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах Павленко Н.А. и истца Павленко Н.А. к Администрации Тяжинского муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Тяжинского муниципального района Кемеровской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Павленко Н.А.
жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма общей площадью на одного члена семьи на момент предоставления не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.И.Маркидонова
.