о признании права собственности и включении имущества в наследственную массу



Дело № 2-127/2012 г. РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Загребельной Е.В.

при секретаре Спило О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский

(дата)

гражданское дело по иску Ачидековой Н.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о признании права собственности на жилое помещение и включении недвижимого имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Ачидекова Н.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о признании права собственности на жилое помещение и включении недвижимого имущества в наследственную массу.

Свои требования истец мотивирует тем, что (дата) ее матери Л.И.И. был предоставлен жилой дом по (адрес), поскольку она работала <данные изъяты> на <данные изъяты>. Какие-либо документы, дающие ей право владения и пользования указанным жилым помещением собственником не выдавались. В указанном доме мама была зарегистрирована с (дата), прожила в нем всю свою жизнь до дня наступления смерти. Согласно справке, выданной (дата) филиалом БТИ <данные изъяты> полезная площадь жилого дома по (адрес) составляет х кв.м., в том числе жилая х кв.м., оценка дома составляет х рубля. Л.И.И. умерла (дата), так и не оформив право собственности на жилое помещение. Истец является дочерью и единственным наследником первой очереди умершей Л.И.И. Поскольку она намерена пользоваться земельным участком, на котором находится указанный жилой дом, ей необходимо установить за Л.И.И. право собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с чю1 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно справке КУМИ <данные изъяты> от (дата) квартира по адресу: (адрес) в реестре муниципальной собственности не состоит. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от (дата) в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества – дом по (адрес). Согласно справке архивного отдела от (дата) правоустанавливающие документы на вышеуказанный жилой дом отсутствуют. Согласно справке <данные изъяты> дистанции гражданских сооружений от (дата) указанное жилое помещение на момент передачи ((дата)) из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов ЖКХ ФГУП «<данные изъяты>» на балансе дистанции не числилось. Данные по переданному имуществу в дистанции отсутствуют.

С (дата) по (дата) Л.И.И. открыто и непрерывно владела, пользовалась вышеуказанным жилым домом как своим собственным, осуществляла ремонт, оплачивала коммунальные услуги.

Считает, что в силу приобретательной давности Л.И.И. приобрела право собственности на указанный дом.

В настоящее время истец желает получить свидетельство о праве на наследство, открывшееся после смерти матери Л.И.И. в виде недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), однако это не представляется возможным, поскольку государственная регистрации дома мамой произведена не была, о чем также имеется отказ от нотариуса <данные изъяты>, в связи с чем, необходимо решение суда о включении имущества в наследственную массу.

В связи с этим, истец просит признать за Л.И.И. право собственности на жилой дом общей площадью х кв.м., в том числе жилой – х кв.м., расположенный по адресу: (адрес) и включить указанное недвижимое имущество в наследственную массу, оставшуюся после смерти Л.И.И., последовавшей (дата)

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик в ходатайстве от (дата) просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения требований истца не возражал.

Третье лицо МИФНС России по <данные изъяты> в ходатайстве от (дата) просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения требований истца не возражали.

Выслушав истца, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

    Как усматривается из материалов дела Л.И.И. <данные изъяты> работала <данные изъяты> с (дата) по (дата).

В связи с трудовыми отношениями ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), где с (дата) она была зарегистрирована по месту жительства. По окончании трудовых отношении указанное жилое помещение не было истребовано у Л.И.И.Из Архивной справки Администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от (дата) следует, что в просмотренных документах архивного фонда «<данные изъяты>» (дата) годы отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом по адресу: (адрес)

<данные изъяты> дистанция гражданских сооружений филиала ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> в письме от (дата) сообщила, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) на момент передачи ((дата).) из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства ФГУП «<данные изъяты>» на балансе дистанции не числилось, данные по переданному имуществу отсутствуют.

Согласно Справке КУМИ Администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от (дата) жилой дом по адресу: (адрес) в реестре муниципальной собственности <данные изъяты> не состоит.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), отсутствуют, о чем свидетельствует Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от (дата) и от (дата) .

Сведения о выделе земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) в Администрации <данные изъяты> муниципального района, Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> отсутствуют.

Таким образом, установить собственника жилого дома по адресу: <данные изъяты> в судебном заседании не представляется возможным.

Вместе с тем, со дня предоставления жилого помещения Л.И.И. пользовалась им, как своим собственным: проживала в нем, содержала его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, несла расходы по его содержанию и обеспечению коммунальными услугами, охраняла от посягательств других лиц, обрабатывала приусадебный участок, что подтверждается пояснениями истца свидетелей ФИО8 и Ш.Н.В. в судебном заседании.

Из ответа (адрес) от (дата) следует, что Л.И.И. обращалась в (адрес) с заявлением об улучшении жилищных условий, однако ей было отказано в связи с тем, что согласно акту комиссионного обследования (адрес)А по (адрес) в (адрес) принадлежит ей на праве частной собственности и по техническим характеристикам пригоден для проживания при условии проведения капитального ремонта.

Л.И.И. умерла (дата) в (адрес), актовая запись от (дата) ОЗАГС <данные изъяты>, не оформив право собственности на жилое помещение.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что умершая Л.И.И., не являясь собственником жилого дома по адресу: (адрес), более двадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владела им как своим собственным, суд считает, требования истца о признании за умершей права собственности на указанный жилой дом в силу приобретательной давности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Отсутствие государственной регистрации права собственности умершей Л.И.И. на объект недвижимости в данном случае не свидетельствует об отсутствии самого права, поскольку требования, установленные ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть выполнены в связи со смертью правообладателя, то есть по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Согласно ст.1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Истец Ачидекова (фамилия «Липатова» изменена на «Ачидекова» при заключении брака, актовая запись от (дата) <данные изъяты> с/с <данные изъяты>) Н.В., (дата)г.р., уроженка <данные изъяты>, являясь дочерью умершей Л.И.И. (дата)г.р., уроженки <данные изъяты> (актовая запись от (дата) ОЗАГС <данные изъяты>), является и наследницей первой очереди.

Согласно справке Администрации <данные изъяты> от (дата) Л.И.И. проживала по адресу: (адрес) одна. В нотариальной конторе отсутствует наследственное дело к имуществу умершей Л.И.И., с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство никто не обращался, что подтверждается справкой нотариуса от (дата) . Таким образом, спор о праве на наследство умершей Л.И.И. отсутствует.

В настоящее время у истца отсутствует возможность принять наследство, оставшееся после смерти матери и зарегистрировать в установленном порядке свое право собственности на недвижимое имущество.

Надлежащие документальные доказательства, подтверждающие факт передачи спорного имущества умершей Л.И.И. и свидетельствующие о правомерности притязаний истца на спорное недвижимое имущество, представлены в материалы дела.

По данным последней инвентаризации жилой, расположенный по адресу: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> имеет общую площадь х кв.м., в том числе жилую х кв.м.

В соответствии по ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о включении жилого дома по адресу: (адрес) в состав наследства, оставшегося после смерти Л.И.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачидековой Н.В. к КУМИ Администрации Тяжинского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности и включении недвижимого имущества в наследственную массу удовлетворить.

Признать за Л.И.И. (дата) года рождения, уроженкой <данные изъяты> право собственности на жилой дом общей площадью х кв.м., в том числе жилой – х кв.м., расположенный по адресу: (адрес).

Включить жилой дом общей площадью х кв.м., в том числе жилой – х кв.м., расположенный по адресу: (адрес) в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Л.И.И., последовавшей (дата).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение месяца.

Судья

Е.В. Загребельная