дело № 2-93/2012 г. РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Загребельной Е.В.
при секретаре Торгашовой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский
(дата)
гражданское дело по иску Катасонова Р.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Катасонов Р.Г. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» о взыскании заработной платы.
Свои требования истец мотивирует тем, что с (дата) по (дата) работал в ООО УК «Наш дом» в должности слесаря – сантехника по срочному трудовому договору от (дата) Согласно условиям трудового договора ему за выполнение трудовых обязанностей устанавливается должностной оклад в размере х рубля в месяц и районный коэффициент в размере х рублей в месяц (п. 3.1. трудового договора). Всего ежемесячно его начисление заработной платы составляло х рублей. Согласно п. 3.3 трудового договора заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя или путем перечисления на счет работника в банке. В силу абз. 5 п. 5.2. трудового договора работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии с абз. 7 п. 6.2. трудового договора работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающиеся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором (при наличии), правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно абз. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Трудовой договор с ним прекращен (дата) (п. 2.3. договора).
Между тем, до настоящего времени расчет за (дата) с ним так и не произведен. Он неоднократно обращался к руководителю ООО УК «Наш дом» с требованием уплатить ему причитающуюся зарплату, однако тот отказывается по не понятным причинам. Размер задолженности за (дата) составляет х рублей.
Кроме того, истец указывает, что с (дата) по (дата) включительно он дополнительно работал в должности диспетчера ООО УК «Наш дом». В его трудовые обязанности входило принимать вызовы и сообщения об аварийных ситуациях от граждан на номер аварийной службы. По договоренности работодатель должен был ему доплачивать х рублей ежемесячно. Согласно п. 3.2. трудового договора в случае выполнения работником с его письменного согласия наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основанной работы работнику производится доплата в размере, определяемом сторонами в дополнительном соглашении. По смыслу ст.ст. 149, 151 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством или трудовым договором. Однако в нарушение трудового договора и действующего законодательства, приказ о приеме на работу работника по совместительству в должности диспетчера должностными лицами ООО УК «Наш дом» не издавался, заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, Задолженность на четыре месяца составляет х рублей.
Таким образом, считает, что действия ответчика по удержанию его заработной платы незаконны и необоснованны. Всего задолженность по заработной плате перед ним у ответчика составляет х рублей, из расчета х рублей + х рублей.
Истец также считает, что незаконными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, невозможности потратить денежные средства на свои нужды, бессонницей, раздражительностью. После окончания действия срочного трудового договора он остался без работы, а значит без средств к существованию. Причиненный моральный вред оценивает в х рублей.
В связи с этим, истец просит взыскать с ответчика заработную плату в размере х рублей, компенсацию морального вреда в сумме х рублей, судебные издержки в сумме х рублей.
В судебном заседании истец и его представитель Колесникова Т.В., допущенная к участию в деле по ходатайству истца, поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ООО Управляющая компания «Наш дом» Константинов Е.Н., действующий без доверенности на основании Решения Общего собрания участников Общества от (дата), приказа № от (дата) и Устава Общества, в судебном заседании исковые требования признал частично в сумме задолженности по заработной плате в размере х рублей.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, пришёл к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, кроме прочего, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 22 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), являются существенными условиями трудового договора.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Судом установлено, что на основании срочного трудового договора № от (дата) Катасонов Р.Г. работал в ООО Управляющая компания «Наш дом» в должности <данные изъяты>. Срок действия договора был установлен в п. 2.2, 2.3. трудового договора с (дата) по (дата)
Приказом № от (дата) Катасонов Р.Г. уволен на основании п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора (дата)
В силу ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Пунктом 3.1. трудового договора за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливался должностной оклад в размере х рубля в месяц и районный коэффициент 30% - х рублей.
В случае выполнения работником с его письменного согласия наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы работнику производится доплата в размере, определяемом сторонами в дополнительном соглашении (п. 3.2. трудового договора).
Из справки ООО Управляющая компания «Наш дом» от (дата) следует, что Катасонову Р.Г. начислена, но не выплачена заработная плата за (дата) в сумме х рублей с учетом подоходного налога и удержаний.
В судебном заседании истец пояснил, что помимо своих должностных обязанностей он выполнял обязанности диспетчера аварийной службы, которые состояли в приеме заявок, поступающих на телефон аварийной службы. По договоренности с работодателем за выполнение дополнительных обязанностей ему была установлена доплата в размере х рублей в месяц, которая не выплачивалась ему с (дата) по (дата).
Согласно п. 5.1.1 трудового договора должностные обязанности работника состоят в устранении аварийных ситуаций на инженерных сетях в многоквартирных домах, обеспечивать готовность инженерных сетей к использованию по назначению.
Как пояснил в судебном заседании директор ООО Управляющая компания «Наш дом» Константинов Е.Н., для принятия заявок о вызове аварийной службы на предприятии имеется SIM-карта с телефоном аварийной службы. Для ускоренного реагирования в случае аварийных ситуаций, указанная SIM-карта находится непосредственно у слесарей, занимающихся устранением аварий. Никаких доплат за прием заявок на телефон аварийной службы работникам не производится, только за переработку.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Р.Р.В. пояснил, что работает в ООО Управляющая компания «Наш дом» юрисконсультом. В период трудоустройства на предприятие Катасонова Р.Г., исполнял обязанности директора Общества. Катасонов Р.Г. работал в ООО УК «Наш дом» <данные изъяты>, в его обязанности входило устранение аварий и прием заявок. Прием заявок на телефон аварийной службы Катасонов Р.Г. осуществлял с (дата) на основании устной договоренности с ним. Вызовы аварийной службы Катасонов Р.Г. регистрировал в блокноте. По устной договоренности Катасонову Р.Г. за исполнение обязанностей диспетчера была установлена доплата в размере х рублей. В трудовом договоре Катасонова Р.Г. такие обязанности не указаны, дополнительное соглашение к договору не оформлялось. Позже он подготовил приказ об исполнении Катасоновым Р.Г. обязанностей диспетчера, но не ознакомил с ним работника, заявление Катасонова Р.Г. о согласии на выполнение обязанностей диспетчера утрачено. Оплата производилась по зарплатным ведомостям, но Катасонову Р.Г. доплата ни разу не выплачивалась. Некоторое время, в праздничные дни, SIM-карта с телефоном аварийной службы находилась у свидетеля.
Свидетель З.А.И. в судебном заседании пояснил, что работает в ООО Управляющая компания «Наш дом» с (дата) <данные изъяты>. Катасонов Р.Г. работал там же <данные изъяты>, но в его обязанности входил еще прием заявок на телефон аварийной службы, поскольку у него находилась SIM-карта с номером телефона. Заявки он заносил в блокнот. За выполнение этих обязанностей Катасонову Р.Г. обещали деньги, но не выплатили. Поскольку диспетчера на предприятии нет, сейчас эта SIM-карта с телефоном аварийной службы находится у него, но никаких доплат за прием заявок ему не установлено и не выплачивается.
Каких-либо письменных доказательств, подтверждающих совмещение Катасоновым Р.Г. наряду со своими должностными обязанностями, обязанностей диспетчера аварийной службы, а также установление ему доплаты за совмещение должностей суду не представлено.
В штатном расписании ООО Управляющая компания «Наш дом», утвержденном (дата), должность диспетчера аварийной службы отсутствует.
Таким образом, доводы истца о том, что на основании п. 3.2. трудового договора ему была установлена доплата за выполнение работы по должности диспетчера аварийной службы в размере х рублей в месяц не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В этой связи, суд считает, что требования истца о взыскании заработной платы подлежат частичному удовлетворению, и взысканию с ответчика в пользу истца подлежит задолженность по заработной плате в сумме х рублей.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 22, 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены, в том числе из объяснений сторон.
Факт причинения истцу морального вреда неправомерными действиями ответчика, выразившимися в невыплате начисленной заработной платы, нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что в связи с невыплатой заработной платы он испытывал нравственные страдания, связанные с невозможностью потратить денежные средства на свои нужды, бессонницу, раздражительность и после прекращения трудового договора остался без средств к существованию.
Учитывая, что стороны не достигли соглашения о размере возмещения морального вреда, и, принимая во внимание обстоятельства, при которых истцу причинён моральный вред, продолжительность невыплаты заработной платы, степень вины ответчика, объем и характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, вызванных непосредственно задержкой выплаты заработной платы, размер возмещения морального вреда, причинённого истцу определяется судом в х рублей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 ГПК РФ к судебным издержкам относит в частности расходы на оплату услуг представителей.
В подтверждение расходов на оплату услуг представителя истцом представлено Соглашение об оказании юридической помощи от (дата) и квитанции к приходному кассовому ордеру № от (дата), № от (дата) и № от (дата) на общую сумму х рублей
Суд, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, полагает, что исходя из принципа разумности, с учётом сложности дела, количества лиц, участвующих в деле, объёма доказательств, числа судебных заседаний, времени фактически затраченного представителем, требования заявителя в части возмещения расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению в полном объёме в сумме х рублей.
На основании п. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с учётом существа постановленного решения, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Катасонова Р.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Наш дом» о взыскании заработной платы частично удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Наш дом» в пользу Катасонова Р.Г. задолженность по заработной плате в размере х рублей, компенсацию морального вреда в размере х рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме х рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Наш дом» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере х рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья | Е.В. Загребельная |
Мотивированное решение составлено судом (дата).