об оспаривании действий органа государственной власти



Дело № 2-99/2012 г. РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Загребельной Е.В.,

при секретаре Торгашовой Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский

(дата)

гражданское дело по заявлению Кузяевой И.В. об оспаривании действий органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Кузяева И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что (дата) ею получено Свидетельство на право собственности на землю. На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.02.1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и распоряжения администрации <данные изъяты> от (дата) она приобрела право общей долевой собственности на землю по адресу: (адрес) общей площадью х га.

Но между тем, конкретный земельный участок в натуре не определялся и не выделялся, землеустроительные работы для определения границ земельного участка не проводились, кадастровый номер не присваивался. Свидетельства о регистрации права собственности на конкретный земельный участок она не получала. А согласно пункту 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Указом Президента Российской Федерации № 323 от 23.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и №708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утвержден порядок реорганизации колхозов и совхозов.

На основании данных нормативных актов колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму.

В соответствие с требованиями Закона РСФСР № 445-1 от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в срок до 01.01.1993 года. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного, крестьянского хозяйства или внести в уставный капитал вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, наделение земельной долей члена реорганизуемого совхоза, одновременно, обязывало его использовать эту долю одним из способов, предусмотренных действовавшим законодательством.

В соответствии с п.п. 8, 10 Постановления Правительства России № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозом», стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.

Согласно ст.ст. 8-10 Земельного кодекса РСФСР (в ред. 1991 года), земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Определение конкретной земельной доли и ее выдел гражданину производятся при его выходе из сельскохозяйственного предприятия - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным ими органом управления. Каждый член сельскохозяйственного предприятия, при выходе из него имеет право на получение своей доли в виде земельного участка для использований его в сельскохозяйственных целях или продажи местному Совету народных депутатов.

В случае ликвидации сельскохозяйственного предприятия, каждый собственник имеет право на получение земельного участка в натуре (на местности) для его использования в сельскохозяйственных целях или его продажу местному Совету народных депутатов.

Но между тем, она не изъявила желание выделиться из КСП «Искра», и осуществлять самостоятельно деятельность, связанную с использованием выделенного земельного участка, а, следовательно, не реализовала установленную законом возможность получения земельного участка в натуре или иного имущества кооператива, в счет выделенной земельной доли (но не земельного участка).

СПК «<данные изъяты>» решением Арбитражного суда от (дата) был признан несостоятельным (банкротом).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственною назначения", земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства.

В соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РСФСР (в ред. 1991 года) приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса России земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, очевидно усматривается, что законодателем разграничены понятия «земельный участок» и «земельная доля».

Данные понятия гражданского правового оборота являются нетождественными. «Земельная доля» - это имущественные права, подтверждающие вклад и размер участия в имуществе кооператива, и без проведения землеустроительных работ не могут признаваться как неоспоримое право на земельный участок такого же размера.

«Земельный участок» как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Однако МРИ ФНС № 1, отождествляя понятия «земельная доля в имуществе» и «земельный участок», предъявляют необоснованные требования к гражданам об уплате земельного налога.

Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области ей начислен налог на паевую землю за (дата). в (дата) - х рублей, за (дата). в (дата) году - х рублей, за (дата). в (дата) году - х рублей и за (дата) г, в (дата) году - х рублей. Заявитель не стала оплачивать этот налог так, как этой
землей не владеет. (дата) из Тяжинского суда ею был получен
судебный приказ о взыскании задолженности по уплате земельного налога за
(дата). В течение 10 дней ею было написано заявление в суд об
отмене судебного приказа. Но начисленный налог не списан и за ней числится
задолженность по неуплате налога на землю и начисляется пеня.

В связи с этим заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Кемеровской области по начислению и взысканию земельного налога на основании Свидетельства о праве собственности на земельную долю, полученную в КСП «<данные изъяты>» без последующего выделения земельного участка в натуре и государственной регистрации права на конкретный земельный участок.

В судебном заседании Кузяева И.В. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МИФНС №1 по Кемеровской области Морозова О.В., действующая на основании доверенности от (дата), требования заявителя не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы должны были провести реорганизацию и привести свой организационно-правовой статус в соответствии с действовавшим в то время Законом РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Как следует из Архивной справки Администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области от (дата) , (дата) Совхоз «<данные изъяты>» был реорганизован в Коллективное сельскохозяйственное предприятие (КСП) «<данные изъяты>», которое в свою очередь (дата) реорганизовано в Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «<данные изъяты>».

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

В этой связи все члены реорганизуемого КСП «<данные изъяты>» имели право на получение бесплатной земельной доли и имущественного пая в общей долевой собственности.

Из трудовой книжки заявителя следует, что в период с (дата) по (дата) Лисунова (фамилия изменена на «Кузяева» при заключении брака, актовая запись от (дата) <данные изъяты> с/с <данные изъяты>) И.В. состояла в трудовых отношениях с Совхозом «<данные изъяты>».

Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ от 27.10.1993 N 1767) в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

В материалах дела отсутствует решение уполномоченного органа о предоставлении земельных участков КСП «<данные изъяты>» в общую долевую собственность членам трудового коллектива и пенсионерам колхозов.

Вместе с тем, в материалах дела имеется Распоряжение Администрации <данные изъяты> от (дата) о выдаче свидетельств на право собственности на землю каждому гражданину, наделённому земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в списки собственников земли на (дата) Указанные списки суду не представлены.

На основании указанного распоряжения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <данные изъяты> Лисуновой (Кузяевой) И.В. было выдано Свидетельство на право собственности на землю (регистрационная запись от (дата)) из земель КСП «<данные изъяты>», площадь земельной доли составляет х га.

Решением Арбитражного суда <данные изъяты> по делу от (дата) СПК «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом) и снято с учета в НО (дата), что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от (дата) в связи с ликвидацией.

Однако ликвидация указанного кооператива не влечёт прекращение права собственности заявителя на земельную долю, собственником которой она стала в связи с реорганизацией колхоза.

Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ, Закон) также не повлекло утраты заявителем приобретенного ею права собственности на долю в праве собственности на земельный участок.

Статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N 101-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

При этом в силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, собственники земельных долей, получившие в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации на основании свидетельств о праве на земельные доли, а при их отсутствии - выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, как правообладатели признаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 27.12.2009), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований (положение о предоставлении сведений органами муниципальных образований утратило силу с 18.11.2009г.).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) и Кадастровой выписке о земельном участке от (дата) правообладателем доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес) является <данные изъяты> сельская территория. Сведения об иных правообладателях указанного земельного участка отсутствуют.

Кроме того, согласно Кадастровой выписке о земельном участке указанный земельный участок обременен сервитутом в пользу ОАО «<данные изъяты>» площадью х кв.м.

    Из материалов дела следует, что за пользование земельным участком с кадастровым номером Кузяевой И.В. налоговым органом начислен земельный налог и направлены налоговые уведомления , , , и требования об уплате налога за (дата).

Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица, Кузяева И.В., как налогоплательщик была определенна на основании Списка лиц, получивших свидетельство на право собственности на землю, составленного и предоставленного Администрацией <данные изъяты> сельской территории <данные изъяты>.

Между тем, указанный Список документом, удостоверяющим право Кузяевой И.В. на землю, не является. Данный Список не содержит никаких реквизитов, позволяющих установить, кем, когда и на основании чего он утвержден. Свидетельство на право собственности на землю у заявителя налоговым органом не истребовалось.

Представитель заинтересованного лица пояснила также, что налоговая база для начисления налога Кузяевой И.В. определялась без установления посубъектного состава участников долевой собственности, в порядке, предусмотренном для участников общей совместной собственности, то есть в равных долях, исходя из площади распределения, кадастровой стоимости земельного участка и общего количества дольщиков, указанных в Списке, за исключением лиц, выбывших за территорию <данные изъяты> района и умерших. При этом круг наследников умерших собственников земельных долей, признаваемых налогоплательщиками земельного налога, налоговым органом не устанавливался. Сведения о лицах, произведших отчуждение земельных долей, так же налоговым органом не проверялись.

Таким образом, начисление земельного налога Кузяевой И.В. за пользование земельным участком с кадастровым номером осуществляется налоговым органом с нарушением порядка, установленного налоговым законодательством, в отсутствие достоверных и надлежащим образом полученных сведений о правообладателях земельных долей и, соответственно, налогоплательщиках, площади и кадастровой стоимости земельного участка.

Между тем, на основании п. п. 1 и 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

В связи с этим в отношении земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.

При этом сами земельные доли объектом налогообложения не являются, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не объектом налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него.

Объектом налогообложения в силу ч.1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Под земельным участком, согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Из анализа приведённых норм следует, что объект налогообложения возникает тогда, когда конкретный земельный участок сформирован. Следовательно, земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом налогообложения.

Согласно имеющимся в материалах дела Решению об отказе в выдаче кадастрового паспорта от (дата) и Кадастровой выписке о земельном участке от (дата) границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (координаты точек границ отсутствуют).

Доказательств о проведении межевания указанного земельного участка, окончательно определённых границах и площади земельного участка в материалах дела не имеется.

Следовательно, указанный земельный участок не является объектом налогообложения, и взимание земельного налога за его использование не основано на законе.

    Налоговая база в соответствии со статьей 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу определения суммы земельного налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка (ч.5 ст. 65 ЗК РФ), которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Тем самым, законодатель связывает понятие налоговой базы с понятием объекта налогообложения.

С изменением характеристик земельного участка при проведении межевания может измениться и кадастровая стоимость земельного участка. В связи с этим, сведения о кадастровой стоимости земельного участка до проведения межевания и установления его границ носят временный характер и не могут быть положены в основу определения налоговой базы для исчисления земельного налога.

Налоговые уведомления, направленные в адрес заявителя, Выписка из ЕГРП и кадастровая выписка о земельном участке, предоставленная по запросу суда, содержат противоречивую информацию о площади и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Из изложенного следует вывод, что начисление земельного налога Кузяевой И.В., как собственнику земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес) получившей Свидетельство на право собственности на землю из земель КСП «<данные изъяты>» осуществляется налоговым органом с нарушением требований налогового законодательства.

В соответствии с Кадастровой выпиской земельный участок с кадастровым номером имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Следовательно, в силу ст. 78 ЗК РФ может использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Однако представителем заинтересованного лица суду не представлено доказательств использования Кузяевой И.В. земельного участка с кадастровым номером , в то время как земельный налог является платой именно за использование земли.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Однако, поскольку признание незаконными действий налогового органа по начислению земельного налога Кузяевой И.В., само по себе влечёт устранение нарушений ее прав и свобод, дополнительное вменение обязанности совершить действия, направленные на устранение таких нарушений, по мнению суда, не требуется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Кемеровской области по начислению земельного налога Кузяевой И.В. за использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья

Е.В. Загребельная

Мотивированное решение составлено судом (дата).