о признании за умершим права собственности на жилой дом



Дело № 2-198/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский         ДД.ММ.ГГГГ

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

судьи Маркидоновой Н.И.,

при секретаре Костюниной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудко О.П. к Медведевой Л.Н. о включении в наследственную массу после смерти Р.П.М. жилого дома,

у с т а н о в и л:

Дудко О.П. обратилась в суд с иском к Медведевой Л.Н. о включении в наследственную массу после смерти Р.П.М. жилого дома, приобретенного её отцом по договору купли-продажи. Свои требования мотивирует тем, что 07 мая 2001 года между Д.Н.В.(матерью ответчика) и отцом истицы - Р.П.М. был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, в письменной форме и удостоверен нотариусом <адрес> (реестр № 373). ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был передан Р.П.М. в соответствии с требованиями гражданского законодательства по передаточному акту. Истица утверждает, что Р.П.М. открыто и добросовестно владел и пользовался указанным жилым домом, как своим собственным: проживал в нем, содержал дом в надлежащем санитарном и техническом состоянии; проводил текущий и капитальный ремонт; пользовался земельным участком, выращивал на нем овощи; оплачивал коммунальные и иные услуги. 13 декабря 2011 года отец истицы – Р.П.М. умер, не успев зарегистрировать указанный договор купли-продажи жилого дома в установленном законом порядке. Впоследствии выяснилось, что и продавец дома – Д.Н.В. умерла 09 марта 2009 года. После ее смерти в наследственные права вступила ее дочь Медведева (Дедурова) Л.Н. В настоящее время возникла необходимость в государственной регистрации права собственности на указанное имущество для получения в установленном порядке наследства, однако сделать это истица не может по указанным выше причинам.

В судебном заседании истица Дудко О.П. настаивает на удовлетворении иска, просит жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., включить в наследственную массу Р.П.М., а также прекратить право собственности Д.Н.В. на указанный жилой дом. Пояснила, что ее умерший отец Р.П.М. приобрел данный жилой дом у Д.Н.В., утверждает, что после оформления договора купли-продажи он открыто и добросовестно владел и пользовался указанным объектом недвижимого имущества, как своим собственным: проживал в нем, содержал дом в надлежащем санитарном и техническом состоянии; проводил текущий и капитальный ремонт; пользовался земельным участком, выращивал на нем овощи; оплачивал коммунальные и иные услуги; но не зарегистрировал свое право собственности на указанное имущество. Спора по поводу данного жилья нет.

Ответчица Медведева Л.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, подтвердила, что действительно 07 мая 2001 года ее мать Д.Н.В. продала отцу истице Р.П.М. жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский, <адрес>. Все документы оформили у нотариуса, но не зарегистрировали в регистрационной службе, а 09 марта 2009 года Д.Н.В. умерла. После ее смерти ответчица приняла наследство, однако на указанный жилой дом она не претендует.

Третьи лица Радохлеб В.П. и Дедуров С.Н. в судебное заседание не явились, представили в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований Дудко О.П.

Стороны согласны на рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

    Как видно из Договора купли-продажи от 07 мая 2001 года Д.Н.В. продала, а Р.П.М. жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, договор зарегистрирован в реестре № 373 нотариусом Тяжинского нотариального округа <адрес>. Указанный земельный участок и жилой дом были переданы истцу 08 мая 2001 года, что подтверждается передаточным актом.

    Согласно ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

    Согласно копий свидетельств о смерти, имеющихся в деле, Д.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла 09 марта 2009 года; Р.П.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер 13 декабря 2011 года.

    Из копий свидетельств о рождении и о заключении брака следует, что истица Дудко Ольга Петровна является родной дочерью Р.П.М., а ответчица М.Л.Н. родной дочерью Д.Н.В..

В силу ст. 1142 ГК РФ истица имеет право наследовать после смерти своего отца в первую очередь.

    Право собственности Р.П.М. на спорный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано в установленном законом порядке. Устранить данное нарушение в настоящее время не представляется возможным ввиду смерти продавца и покупателя.

    Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в пгт. <адрес>, значится Д.Н.В..

    Допрошенные в судебном заседании свидетели С.С.А. и М.В.Н. подтвердили, что Р.П.М. приобрел у Д.Н.В. в 2001 году жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>. Р.П.М. обустраивал жилой дом по своему усмотрению и на свои средства, как собственник ухаживал за домом, оплачивал коммунальные услуги, считал себя ответственным за содержание жилья. Никаких притязаний со стороны третьих лиц на данный жилой дом нет.

В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, состоит из трех комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., собственником квартиры числится Р.П.М.

Договор купли-продажи от 07 мая 2001 года, заключенный между Д.Н.В. и Р.П.М., фактически исполнен, никем не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997 года обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В судебном заседании нашли свое полное подтверждение доводы истицы о том, что наследодатель владел, пользовался и распоряжался жилым домом, расположенным по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, как своим собственным, несмотря на отсутствие регистрации права собственности.

Имущественного спора по вопросу оформления наследственных прав и раздела наследственного имущества после смерти Р.П.М. нет.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят не только принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, но также имущественные права и обязанности. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем признания права и иными способами, предусмотренными законом.

Иным путем, кроме как в судебном порядке, осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и договора купли-продажи земельного участка с жилым домом не имеется.

    Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования Дудко О.П. о включении жилого дома в наследственную массу, а также о прекращении права собственности Д.Н.В. на указанный жилой дом подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Дудко О.П. к Медведевой ФИО19 о включении в наследственное имущество жилого дома удовлетворить.

    Включить в наследственную массу после смерти Р.П.М. жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м.

Прекратить право собственности Д.Н.В. на жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области, <адрес>.

        

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья Н.И. Маркидонова