Дело № 2-243/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Тяжинский (дата)
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе судьи Маркидоновой Н.И.,
при секретаре Костюниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в Тяжинском районе в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в Тяжинском районе (далее Роспотребнадзор) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Ступишинского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном вблизи (адрес), а также обязать Администрацию Ступишинского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области ликвидировать указанную незаконную свалку бытовых отходов и мусора в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования Роспотребнадзор мотивирует тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране здоровья граждан установлено следующее.
На территории Ступишинского сельского поселения Тяжинского района Администрацией поселения надлежащим образом не решаются вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Так, согласно акту проверки Роспотребнадзора № от (дата) на земельном участке, расположенном вблизи (адрес) находится незаконная свалка бытовых отходов и мусора.
Однако Администрация Ступишинского сельского поселения как орган местного самоуправления бездействует, т.к. надлежащим образом не разрешает вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, допускает незаконное складирование на подведомственной территории твердых бытовых отходов и не принимает мер к ликвидации незаконных свалок мусора.
Ввиду бездействия Администрации поселения нарушаются права граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду. Между тем, в силу постоянной миграции населения определить точное количество граждан, чьи права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду нарушаются – не представляется возможным.
В судебном заседании представитель заявителя - начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Тяжинском районе Вильмсен П.Э. настаивает на своих требованиях в полном объеме, подтвердил обстоятельства, указанные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Глава Ступишинского сельского поселения Синников Д.В. признает заявленные требования в полном объеме.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ», утвержденной 22 декабря 1999 года Постановлением № 17 коллегии Госстроя РФ, п. 19 ч. 1 ст. 4, п. 19 ч. 1 ст. 4, ст.ст. 18, 31, 32 Устава муниципального образования «Ступишинское сельское поселение», администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган власти ответственна за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на принадлежащих территориях, т.к. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и относится к компетенции администрации поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 1.2 СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», утвержденных 05 августа 1988 года Минздравом СССР, система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В «Методических указаниях по осуществлению государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией заводов биотермической переработки твердых бытовых отходов», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР № 2039-79 от 27 июля 1979 года, указано, что твердые бытовые отходы весьма неблагоприятны в санитарно-эпидемическом отношении и создают опасность для здоровья населения, угрозу нарушения санитарно-бытового комфорта, загрязнения почвы, источников водоснабжения и воздушной среды. Они имеют низкие титры санитарно-показательной микрофлоры, обсеменены патогенной микрофлорой, содержат яйца гельминтов и предимагинальные формы мух. Имея в своем составе легкозагнивающие фракции органических веществ, отходы становятся местом выплода мух и обитания грызунов, возможных переносчиков заболеваний.
Из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Тяжинском районе № от (дата) следует, что в процессе проверки улиц обнаружена не санкционированная свалка по (адрес).
При таких обстоятельствах требования Роспотребнадзора суд считает законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. С заявлением в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обратиться Роспотребнадзор. Бездействием Администрации Ступишинского сельского поселения нарушаются права неопределенного круга граждан, проживающих на территории данного поселения на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
Копию акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Тяжинском районе суд признает относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он имеет значение для дела, содержит необходимые реквизиты, составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует заявлению, пояснениям заявителя и представителя заинтересованного лица, сомнений у суда не вызывает.
Устанавливая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок для выполнения данных мероприятий, суд учитывает, что для выделения и получения дополнительного финансирования с целью устранения свалок ответчику потребуется время не менее 3-х месяцев, поэтому считает реальным и разумным установить срок – 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Оценив представленные доказательства с точки зрения достаточности для рассмотрения гражданского дела, а так же оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из их совокупности, приходит к выводу о том, что требования Роспотребнадзора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Администрации Ступишинского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном вблизи (адрес), незаконным.
Обязать Администрацию Ступишинского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области ликвидировать незаконную свалку бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном вблизи (адрес) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения.
Судья Н.И. Маркидонова