о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности и включении в наследственную массу



Дело № 2-195/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский         (дата)

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

судьи Маркидоновой Н.И.,

при секретаре Костюниной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой З.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского района Кемеровской области о включении недвижимого имущества в наследственную массу,

у с т а н о в и л:

Егорова З.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского района Кемеровской области (далее КУМИ) о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности и включении недвижимого имущества в наследственную массу. Свои требования мотивирует тем, что с (дата) ее родителям Г.А.Н. и Г.Л.П. принадлежал дом, расположенный по адресу: (адрес), общей площадью х кв.м., в том числе – жилой х кв.м. Родители истицы состояли в зарегистрированном браке с (дата). Истица утверждает, что они открыто и добросовестно владели и пользовались указанным жилым домом, как своим собственным: проживали в нем, содержали дом в надлежащем санитарном и техническом состоянии; проводил текущий и капитальный ремонт, оплачивали коммунальные и иные услуги. (дата) отец истицы – Г.А.Н. умер, а (дата) умерла и мать истицы – Г.Л.П., не успев зарегистрировать жилой дом в установленном законом порядке. В настоящее время возникла необходимость в государственной регистрации права собственности на указанное имущество для получения в установленном порядке наследства, однако сделать это истица не может по указанным выше причинам.

В судебном заседании истица Егорова З.А. настаивает на удовлетворении иска, просит включить в наследственную массу после смерти Г.А.Н. и Г.Л.П. жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), общей площадью х кв.м., жилой – х кв.м., включить данное имущество в наследственную массу. Пояснила, что ее умершим родителям с (дата) принадлежал данный жилой дом, они открыто и добросовестно владели и пользовались указанным объектом недвижимого имущества, как своим собственным: проживали в нем, содержали дом в надлежащем санитарном и техническом состоянии; проводили текущий и капитальный ремонт; оплачивали коммунальные и иные услуги; но не зарегистрировали свое право собственности на указанное имущество. Спора по поводу данного жилья нет.

Представитель ответчика – КУМИ Администрации Тяжинского района Кемеровской области, и представитель третьего лица – МИ ФНС России по (адрес), в судебное заседание не явились, представили в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований Егоровой З.А.

Истица согласна на рассмотрение дела в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав истицу, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

    Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

    Уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от (дата) подтверждает, что права на объект недвижимого имущества по адресу: (адрес), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

    Как видно из копии технического паспорта жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), на (дата) принадлежал Г.А.Н. на основании разрешения на перестройку от (дата).

     Из справки , выданной филиалом БТИ <данные изъяты> от (дата), усматривается, что указанная квартира, общей площадью 49,3 кв.м., в том числе жилой – 36,7 кв.м., по их данным принадлежит Г.А.Н. на основании разрешения на перестройку от (дата).

     В деле также имеется справка КУМИ (адрес) от (дата), из которой видно, что жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), в реестре муниципальной собственности <данные изъяты> не состоит.

    В деле имеются копии свидетельств о смерти, из которых видно, что Г.А.Н., (дата) г.р., умер (дата), а Г.Л.П., (дата) г.р., умерла (дата).

    Копии свидетельств о рождении, о заключении брака свидетельствуют о том, что истица Егорова З.А. является родной дочерью умерших Г.А.Н. и Г.Л.П..

    Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и М.А.И. подтвердили в судебном заседании, что с (дата) родителям истицы Г. принадлежит жилой дом по адресу: (адрес). В настоящее время собственников указанной квартиры нет. Однако все это время и до самой смерти Г. открыто и добросовестно пользовались, владели и распоряжались указанным жилым домом как своим собственным, длительное время проживали в ней, оплачивали коммунальные услуги, несли бремя содержания данного жилья, следили за нормальным техническим и санитарным состоянием жилого дома. В настоящее время истица намерены оформить наследственные права на объект недвижимости. Никаких притязаний со стороны третьих лиц на данное жилое помещение нет.

     Факт проживания и регистрации Г.А.Н. и Г.Л.П. в доме по (адрес) в (адрес) в период с (дата) по день смерти подтверждается также копией домовой книги и справками Администрации <данные изъяты> и от (дата).

В судебном заседании нашли свое полное подтверждение доводы истицы о том, что наследодатели владели, пользовались и распоряжались жилым домом, расположенным по адресу: (адрес), как своим собственным, несмотря на отсутствие регистрации права собственности.

Имущественного спора по вопросу оформления наследственных прав и раздела наследственного имущества после смерти Г.А.Н. и Г.Л.П. нет.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят не только принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, но также имущественные права и обязанности. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем признания права и иными способами, предусмотренными законом.

Иным путем, кроме как в судебном порядке, признать право собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности и включить имущество в наследственную массу не представляется возможным.

    Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования Егоровой З.А. о включении дома, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью х кв.м., жилой – х кв.м., в наследственную массу после смерти Г.А.Н. и Г.Л.П. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Егоровой З.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского района Кемеровской области удовлетворить.

Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Г.А.Н., наступившей (дата), и после смерти Г.Л.П., наступившей (дата), жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), общей площадью х кв.м., жилой – х кв.м.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья Н.И. Маркидонова