Дело № 2-281/2012 г. РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Загребельной Е.В.
при секретаре Спило О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский
(дата)
гражданское дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в Тяжинском районе в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в Тяжинском районе обратилось в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране здоровья граждан установлено следующее.
На территории Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Администрацией поселения надлежащим образом не решаются вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Так, согласно Акту проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Тяжинском районе № от (дата) на земельном участке, расположенном (адрес), находится незаконная свалка бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
При этом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ, «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ», утвержденной 22.12.1999 постановлением № 17 коллегии Госстроя РФ, п. 19 ч. 1 ст. 4, ст.ст. 18, 31, 32 Устава муниципального образования «Тяжинское городское поселение», администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган власти ответственна за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на принадлежащих территориях, т.к. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и относится к компетенции администрации поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п.1.2 СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», утвержденных 05.08.1988 Минздравом СССР, система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В «Методических указаниях по осуществлению государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией заводов биотермической переработки твердых бытовых отходов», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР № 2039-79 от 27.07.1979, указано, что твердые бытовые отходы весьма неблагоприятны в санитарно-эпидемическом отношении и создают опасность для здоровья населения, угрозу нарушения санитарно-бытового комфорта, загрязнения почвы, источников водоснабжения и воздушной среды. Они имеют низкие титры санитарно-показательной микрофлоры, обсеменены патогенной микрофлорой, содержат яйца гельминтов и предимагинальные формы мух. Имея в своем составе легкозагнивающие фракции органических веществ, отходы становятся местом выплода мух и обитания грызунов, возможных переносчиков заболеваний.
Однако, в ходе осуществления санитарного надзора установлено, что Администрация Акимо-Анненского сельского поселения как орган местного самоуправления бездействует, т.к. надлежащим образом не разрешает вопросы местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, допускает незаконное складирование на подведомственной территории твердых бытовых отходов и не принимает мер к ликвидации незаконных свалок мусора.
Ввиду бездействия Администрации Акимо-Анненского сельского поселения нарушаются права граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду. Между тем, в силу постоянной миграции населения определить точное количество граждан, чьи права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду нарушаются – не представляется возможным.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области просит признать незаконным бездействие Администрации Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выраженное в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном (адрес), и обязать Администрацию Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем ликвидации незаконной свалки бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном (адрес), в соответствии со ст. 206 ГПК РФ в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора в Кемеровской области начальник территориального отдела в Тяжинском районе Вильмсен П.Э., действующий на основании доверенности №-АС/-2012 от (дата), поддержал заявленные требования.
Глава Акимо-Анненского сельского поселения Аверина С.Э., действующая на основании Решения № от (дата) и Устава, требования заявителя признала в полном объёме.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
С заявлением в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обратиться Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчику предоставлено право признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом, в силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку признание представителем заинтересованного лица требований Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления не противоречит закону, Уставу поселения и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание заявления заинтересованным лицом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 173, 285, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Администрации Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном (адрес), незаконным.
Обязать Администрацию Акимо-Анненского сельского поселения Тяжинского района Кемеровской области ликвидировать незаконную свалку бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном (адрес), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение месяца.
Судья | Е.В. Загребельная |