РЕШЕНИЕ Тевризский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Писягина В.А., с участием помощника прокурора Тевризского района Долгова В.А., представителя администрации Белоярского сельского поселения руководителя органа местного самоуправления Главы Штраухман В.Г., представителя территориального отделения государственного пожарного надзора Тевризского района Управления государственного пожарного надзора по Омской области Екатеринина Д.Л., представителя БУ «Управление противопожарной службы в Омской области» Кузнецова А.И., при секретаре Поздяевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-37/2011 по исковому заявлению прокурора Тевризского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности в Белоярском сельском поселении, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Тевризского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности. В заявлении указано, что прокуратурой Тевризского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией Белоярского сельского поселения не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органом местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. На территории Белоярского сельского поселения отсутствуют средства оповещения населения о пожаре. Данные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, которые могут находиться в поселке Белый Яр и подвергаться опасности в результате возможных пожаров. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, просит: Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Тевризского района Долгов В.А. представил в суд ходатайство об уточнении исковых требований, просил признать незаконным бездействие Администрации Белоярского сельского поселения в части неустановления на территории поселка Белый Яр Тевризского района звуковых средств оповещения населения на случай пожара и обязать Администрацию Белоярского сельского поселения установить на территории поселка Белый ЯР Тевризского района звуковые средства оповещения населения на случай пожара. Одновременно в судебном заседании и в прениях помощник прокурора Долгов В.А. от заявленных требований отказался по мотиву добровольного устранения ответчиком требований прокурора Тевризского района, представил в суд письменное заявление прокурора Тевризского района о принятии судом отказа от иска. Представители третьих лиц в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Тевризского района в интересах неопределенного круга лиц и пояснили, что установленное Администрацией Белоярского сельского поселения перед судебным процессом средство оповещения населения о пожаре в виде металлической пластины на цепи не соответствует установленным требованиям, не обеспечит целей оповещения населения о пожаре. Кроме того, дополнительно пояснили, и данные обстоятельства никем не оспаривались, что в 2009 году в поселке Белый Яр Тевризского района в двух случаях в пожарах жилых домов погибли люди, в 2010 году в поселке имелось 9 возгараний, в числе которых три возгарания по жилым домам. Представитель ответчика Глава Администрации поселка Белый Яр Штраухман В.Г. исковое заявление признал частично и показал, что средств на обеспечение противопожарной безопасности в 2011 году в бюджете сельского поселения не предусмотрено в достаточном объеме, исходя из имеющихся возможностей, на здании пожарного депо по ул. Советская, 18/1 в поселке 30.01.2010г. изготовлено и установлено самодельное средство оповещения населения о пожаре в виде металлической пластины (рельсы) и ударной арматуры, изыскиваются возможности приобретения надлежащего звукового средства, которое единовременно сможет оповестить населенный пункт с 30 улицами и жителями в 1000 человек о пожаре. В удовлетворении ходатайства прокурора о принятии судом отказа от иска ввиду добровольного исполнения ответчиком исковых требований, ходатайство помощника прокурора о прекращении производства по делу в судебном заседании было отказано в соответствии с ч. 4 ст. 173 УПК РФ, рассмотрение дела по существу продолжено. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя администрации Белоярского сельского поселения, представителей третьих лиц, приходит к выводу, что заявленные уточненные исковые требования прокурора Тевризского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что прокуратурой Тевризского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в Белоярском сельском поселении Тевризского муниципального района Омской области. В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: администрацией не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В судебном заседании установлено, что 30.01.2010г. по ул. Советская, 18/1 в п. Белый Яр на здании пожарного депо повешена металлическая пластина (рельса) с ударной арматурой в качестве средства оповещения населения о пожаре. Суд находит установку данных предметов в качестве звукового средства оповещения населения на случай пожара недостаточной и не надлежащей по следующим основаниям. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии с пунктом 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно ст. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности в целях за щиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Непринятие мер по надлежащему обеспечению защиты жизни, здоровья граждан и их имущества в случае пожара, может привести к тяжёлым последствиям в виде смерти или причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения существенного вреда имуществу поселка, объектам муниципальной собственности сельского поселения, объектам частной собственности граждан и юридических лиц; велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации возникновения пожаров в населенных пунктах муниципального образования в пожароопасный период, а также их распространения, с учетом месторасположения поселка у лесного массива; влияет на возможность участия населения, противопожарных формирований в борьбе с пожарами. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями регламентами, приказами). При таких обстоятельствах суд признает незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации поселка, выразившееся в выполнении не в полном объеме мероприятий, связанных с установкой на территории поселка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и возлагает на орган местного самоуправления - администрацию поселка соответствующую обязанность установить на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в разумный срок, а именно не позднее 15 мая 2010 года. В соответствии с п. З ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче организацией в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 рублей. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В силу указанных требований налогового законодательства, Администрация Белоярского сельского поселения как орган местного самоуправления - ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Исковые заявления прокурора Тевризского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского сельского поселения о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского сельского поселения в части неустановления на территории поселка Белый Яр Тевризского района звуковых средств оповещения населения на случай пожара. Обязать администрацию Белоярского сельского поселения устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности и установить в срок до 15 мая 2011 года на территории поселка Белый Яр Тевризского района средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114). Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб либо представления в Тевризский районный суд. Председательствующий: В.А.Писягин
Именем Российской Федерации
р.п. Тевриз 31.01.2011г.
признать незаконным бездействие Администрации Белоярского сельского поселения в части необеспечения средствами оповещения о пожаре населения на территории поселка Белый Яр; обязать Администрацию Белоярского сельского поселения обеспечить средствами оповещения о пожаре населения на территории поселка Белый Яр; взыскать с Администрации Белоярского сельского поселения государственную пошлину.
Из ответов Главы администрации Штраухман В.Г., информации территориального отдела ГПН Тевризского района, ответе специалиста сельской администрации Солдатенко Г.А. следует, что средства оповещения о пожаре на территории поселка, кроме средств телефонной связи, отсутствуют.
"Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
(утв. и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173) о способах звукового извещения (сирена, специальный тонированный сигнал и др.).
К доводам ответчика о том, что в бюджете поселения на 2011 год финансовых средств на устранение нарушений правил пожарной безопасности недостаточно, суд относится критически, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчика от обязанности установки на территории поселка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, Администрация Белоярского сельского поселения зарегистрирована в качестве самостоятельного юридического лица.
РЕШИЛ: