РЕШЕНИЕ Судья Тевризского районного суда Омской области Канцерь Н.Н., с участием помощника прокурора Тевризского района Кизеева Д.А., представителя администрации Журавлевского сельского поселения - руководителя органа местного самоуправления -Главы Заметня Н.И., при секретаре судебного заседании Клочковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-93/2011 по исковому заявлению прокурора Тевризского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Журавлевского сельского поселения в части не обеспечения звуковыми средствами оповещения о пожаре населения на территории Журавлевского сельского поселения, возложении на Администрацию Журавлевского сельского поселения обязанности по обеспечению звуковыми средствами оповещении о пожаре населения на территории Журавлевского сельского поселения, Установил: В суд обратился прокурор Тевризского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации Журавлевского сельского поселения в части не обеспечения звуковыми средствами оповещения о пожаре населения территории сельского поселения и возложении на Администрацию Журавлевского сельского поселения обязанности по обеспечению звуковыми средствами оповещения о пожаре населения на территории сельского поселения. В обоснование заявления указав, что прокуратурой Тевризского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму на территории указанного сельского поселения в части обеспечения мер противопожарной безопасности, в ходе которой установлено отсутствие на территории Журавлевского сельского поселения звуковых средств оповещения населения о пожаре. Несоблюдение требований законодательства, а именно: Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Федерального закона № 35 - ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму», влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Журавлевского сельского поселения, и в случае совершения преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, просит: признать незаконным бездействие Администрации Журавлевского сельского поселения в части необеспечения звуковыми средствами оповещения о пожаре населения на территории сельского поселения; обязать Администрацию Журавлевского сельского поселения обеспечить звуковыми средствами оповещения о пожаре населения территорию Журавлевского сельского поселения. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Тевризского района Кизеев Д.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что для исполнения заявленных требований достаточно установки в с. Журавлевка пяти звуковых устройств оповещения о пожаре населения, в д. Вознесенка - двух устройств, в д. Кайгарлы - одного звукового устройства оповещения о пожаре населения и настаивал на удовлетворении судом заявленных требований по указанным в заявлении основаниям, ссылаясь на необходимость устранения выявленного нарушения в срок до мая 2011 г. Представитель ответчика - Глава Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области Заметня Н.И. исковые требования признал в полном объеме, согласившись с необходимостью устранения выявленных нарушений. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: БУ Омской области Управление противопожарной службы в Омской области», РОВД по Тевризскому муниципального района Омской области в судебное заседания не явились, не просили об отложении судебного заседания, обратившись к суду с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Судом, с учетом мнения участников судебного заседания, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц. Суд, выслушав участников судебного заседания, опросив свидетеля, приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Тевризского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тевризского района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении норм и правил по оповещению населения о пожаре администрацией Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области. В ходе проверки выявлено отсутствие на территории сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области звуковых средств оповещения о пожаре населения. Свидетель Русинов А.Г., работающий в должности государственного инспектора территориального подразделения государственной противопожарной службы Тевризского района Омской области пояснил, что существуют различные типы звуковых систем оповещения населения о пожаре, в частности, самодельные установки, способные извлекать звук и стандартные, работающие от электроэнергии. Гост не определяет тип устройства, применительно к каждому населенному пункту необходим индивидуальный подход к определению типа устройства. Поскольку, в ходе совместно проведенной с прокуратурой Тевризского района проверки установлено отсутствие на территории Журавлевского сельского поселения таких устройств, учитывая количестве жителей, считает целесообразным установление в с. Журавлевка 5 звуковых устройств оповещения населения о пожаре, в д. Вознесенка - 2 и в д. Кайгарлы - 1 устройства. Из ответов Главы администрации Заметня Н.И., справки государственного инспектора Тевризского района по пожарному надзору Русинова А.Г. следует, что средства оповещения о пожаре на территории Журавлевского сельского поселения, кроме средств телефонной связи, отсутствуют. Материалами дела установлено, что Администрация Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области является юридическим лицом. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 1 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии с пунктом 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно ст. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Исходя из смысла ч. 4 ст. 3 Федерального закон № 35 - ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического социального и научно - технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в том числе, органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Из п. 4 ст. 19 вышеназванного закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Непринятие мер по надлежащему обеспечению защиты жизни, здоровья граждан и их имущества в случае пожара, может привести к тяжёлым последствиям в виде смерти или причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения существенного вреда имуществу поселения, объектам муниципальной и частной собственности граждан и юридических лиц; велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации возникновения пожаров в населенных пунктах муниципального образования в пожароопасный период, а также их распространения, с учетом месторасположения поселения у лесного массива; влияет на возможность участия населения, противопожарных формирований в борьбе с пожарами. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда России РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации Журавлевского сельского поселения, выразившееся в выполнении не в полном объеме мероприятий, связанных с установкой на территории сельского поселения средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и возлагает на орган местного самоуправления - Администрацию Журавлевского сельского поселения соответствующую обязанность: установить на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно: в с. Журавлевка в количестве 5 единиц, в д. Вознесенка в количестве 2 единиц, в д. Кайгарлы в количестве 1 единицы в разумный срок, а именно: не позднее 15 мая 2011 года. В соответствии с п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковое заявление прокурора Тевризского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Журавлевского сельского поселения в части не обеспечения звуковыми средствами оповещения о пожаре населения на территории Журавлевского сельского поселения, возложении на Администрацию Журавлевского сельского поселения обязанности по обеспечению звуковыми средствами оповещении о пожаре населения на территории Журавлевского сельского поселения удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Журавлевского сельского поселения в части не обеспечения звуковыми средствами оповещении о пожаре населения на территории Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района. Обязать Администрацию Журавлевского сельского поселения обеспечить звуковыми средствами оповещения о пожаре населения территорию Журавлевского сельского поселения, а именно: установив звуковые средства оповещения о пожаре населения в селе Журавлевка в количестве 5 единиц, в д. Вознесенка в количестве 2 единиц, в д. Кайгарлы в количестве 1 единицы в срок до 15 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения, путем подачи кассационных жалоб либо представления в Тевризский районный суд. Судья Решение в окончательной форме изготовлено 12.02.2011 г. Судья
Именем Российской Федерации
р.п. Тевриз «09» февраля 2011 г.
Решил: