РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Р.п. Тевриз 03 июня 2011 года Тевризский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Писягина В.А., при секретаре судебного заседания Поздяевой И.В,, с участием помощника прокурора Тевризского района Долгова В.А., представителя ответчика Главы Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области Заметня Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Тевризского района Омской области к Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Журавлевка Тевризского района Омской области и возложении обязанности создать такую полосу вокруг села Журавлевка Тевризского района Омской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тевризского района Омской области обратился в Тевризский районный суд с исковым заявлением к ответчику Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Журавлевка Тевризского района Омской области и возложении обязанности создать такую полосу вокруг села Журавлевка Тевризского района Омской области. В обоснование иска указал, что согласно п.п. 5,6 ст. 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и схемы, программы развития территорий. Согласно ч. 2 ст. 30 Закона на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты лесов в границах населенных пунктов. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Приказом ФСЛХ от 24.02.1998г. № 38 определено понятие противопожарной минерализованной полосы, представляющее собой полосу поверхности земли определенной ширины, очищенной от лесных горючих материалов или обработанную почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Рекомендациями ФСЛХ России по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб от 17.11.199г. вокруг поселков, расположенных вблизи хвойных лесов естественного или искусственного происхождения, должны быть созданы пожароустойчивые опушки шириной не менее 150 метров, по границам таких опушек с внешней и внутренней стороны (к лесу) должны быть проложены минерализованные полосы шириной не менее 2,5 метров. В ходе проведенной прокуратурой района проверки в апреле 2011 года было установлено отсутствие минерализованных полос вокруг села Журавлевка Тевризского района с целью недопущения переброса лесных пожаров на данное поселение, установлено наличие лесного массива вдоль границы указанного населенного пункта. По данному факту прокуратурой района 15.04.2011г. Главе Администрации Журавлевского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое было рассмотрено, однако нарушения устранены не были. Несмотря на наступление пожароопасного периода до настоящего времени Администрацией Журавлевского сельского поселения не принято мер по защите поселения от пожаров, в результате чего создается угроза как для жителей Журавлевского сельского поселения, так и иных лиц, а также прилегающих к поселению лесов. Прокурор просит признать незаконным бездействие в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Журавлевка Тевризского района Омской области и возложить на Администрацию Журавлевского сельского поселения создать такую полосу вокруг села Журавлевка Тевризского района. В судебном заседании помощник прокурора Тевризского района Долгов В.А. суду пояснил, что заявленные прокурором исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным в иске. В судебном заседании представитель ответчика - Глава Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского МР Омской области Заметня Н.И. суду пояснил, что с иском прокурора согласен частично. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджете сельского поселения, отсутствие необходимой техники в муниципальной собственности не позволяют своевременно решить вопрос о создании защитной противопожарной полосы в границах села Журавлевка. На представление прокурора района об устранении нарушений законодательства он дал ответ, что противопожарная полоса будет создана в конце мая - начале июня и считает, что время у него еще есть. Кроме того, 02.03.2011г. было издано постановление о дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в весеннее-летний пожароопасный период 2011 года. Со стороны органа пожарного надзора не было проведено соответствующих проверок, не было указано на место устройства полосы, ее протяженности, среди населения проводится профилактическая работа, просит учесть, что с южной стороны к селу Журавлевка вплотную примыкает река Иртыш, с восточной - река Емсыса и ручьи, с этих сторон пожара не будет; с западной стороны с лесными насаждениями граничат не строения, а огороды, хозпостройки и фермы, а с северной стороны защитной полосой служит дорога. Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Омской области по доверенности Екатеринин Д.Л. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании третье лицо уведомлено своевременно и надлежаще. В ходатайстве представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора поддерживает в полном объеме. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия сторон, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация охраны, защиты лесов, расположенных в границах населенных пунктов. Судом установлено, что вокруг населенного пункта села Журавлевка Тевризского района, вдоль его границ отсутствовала ранее и отсутствует в настоящее время какая либо противопожарная минерализованная защитная полоса, что не оспаривается ответчиком. Судом также установлено и не оспаривается ответчиком в судебном заседании, что село Журавлевка расположено в лесном массиве, вокруг села и в селе имеются лесные насаждения. Это подтверждается фактическим расположением села, картой села, картой-схемой Тевризского района Омской области, информацией из Главного Управления лесного хозяйства Омской области. В связи с изложенным, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств в бюджете сельского поселения на цели противопожарной безопасности, отсутствие необходимой техники в муниципальной собственности не являются основанием для отказа в иске. На представление прокурора Тевризского района от 15.04.2011г. об устранении нарушений противопожарного законодательства 10.05.2011г. Главой поселения дан скорее формальный ответ, не приняты реальные и эффективные меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В постановлении Главы Журавлевского сельского поселения от 02.03.2011г. не содержится указаний о проведении организационно-хозяйственных мероприятий по исполнению п. 112 ППБ РФ 01-03. В связи с чем суд находит доводы прокурора о незаконности бездействия ответчика доказанными. В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) Согласно п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Суд также считает необходимым отметить, что определение вида и перечня таких организационно-хозяйственных мероприятий по исполнению п. 112 ППБ РФ 01-03 не является исчерпывающим, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в рамках рассматриваемого дела требование прокурора о необходимости устройства по границам населенного пункта защитной противопожарной полосы, как одной из необходимых мер, является разумным, обоснованным и доказанным. Суд, удовлетворяя иск прокурора, с учетом ст. 196 ГПК РФ, обращении прокурора в защиту как неопределенного круга лиц, так и в защиту интересов Российской Федерации, считает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, принять меры по устройству защитной противопожарной полосы вдоль границ населенного пункта села Журавлевка Тевризского района Омской области. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В силу указанных требований налогового законодательства, Администрация Журавлевского сельского поселения как орган местного самоуправления - ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается. РЕШИЛ: Заявление прокурора Тевризского района Омской области удовлетворить. Признать бездействие Администрации Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области по непринятию мер по устройству защитной минерализованной противопожарной полосы вокруг населенного пункта незаконным. Обязать Администрацию Журавлевского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области в соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, принять меры по устройству защитной противопожарной полосы вдоль границ населенного пункта села Журавлевка Тевризского района Омской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в 10-дневный срок со дня вынесения путем подачи жалобы либо представления в Тевризский районный суд Омской области. Судья В.А.Писягин
(утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.