РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Р.п. Тевриз 07 июня 2011 года Тевризский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Писягина В.А., при секретаре судебного заседания Поздяевой И.В,, с участием помощника прокурора Тевризского района Долгова В.А., представителя ответчика Главы Администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области Коптелова Е.А., представителя третьего лица по доверенности Русинова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Тевризского района Омской области к Администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Екатериновка Тевризского района Омской области и возложении обязанности создать такую полосу вокруг села Екатериновка Тевризского района Омской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тевризского района Омской области обратился в Тевризский районный суд с исковым заявлением к ответчику Администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Екатериновка Тевризского района Омской области и возложении обязанности создать такую полосу вокруг села Екатериновка Тевризского района Омской области. В обоснование иска указал, что согласно п.п. 5,6 ст. 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и схемы, программы развития территорий. Согласно ч. 2 ст. 30 Закона на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты лесов в границах населенных пунктов. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Приказом ФСЛХ от 24.02.1998г. № 38 определено понятие противопожарной минерализованной полосы, представляющее собой полосу поверхности земли определенной ширины, очищенной от лесных горючих материалов или обработанную почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Рекомендациями ФСЛХ России по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб от 17.11.199г. вокруг поселков, расположенных вблизи хвойных лесов естественного или искусственного происхождения, должны быть созданы пожароустойчивые опушки шириной не менее 150 метров, по границам таких опушек с внешней и внутренней стороны (к лесу) должны быть проложены минерализованные полосы шириной не менее 2,5 метров. В ходе проведенной прокуратурой района проверки в мае 2011 года было установлено отсутствие минерализованных полос вокруг села Екатериновка Тевризского района с целью недопущения переброса лесных пожаров на данное поселение, установлено наличие лесного массива вдоль границы указанного населенного пункта. Несмотря на наступление пожароопасного периода до настоящего времени Администрацией Екатерининского сельского поселения не принято мер по защите поселения от пожаров, в результате чего создается угроза как для жителей сельского поселения, так и иных лиц, а также прилегающих к поселению лесов. Прокурор просит признать незаконным бездействие в части не принятия мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы вокруг села Екатериновка Тевризского района Омской области и возложить на Администрацию сельского поселения создать такую полосу вокруг села Екатериновка Тевризского района. В судебном заседании помощник прокурора Тевризского района Долгов В.А. суду пояснил, что заявленные прокурором исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнительно просит обязать ответчика в полном объеме исполнить требования п. 112 Правил пожарной безопасности. В судебном заседании представитель ответчика - Глава Администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского МР Омской области Коптелов Е.А. суду пояснил, что с иском прокурора согласен частично. Необходимые мероприятия не были выполнены в связи с отсутствием достаточных финансовых средств в бюджете сельского поселения, отсутствие необходимой техники в селе, в том числе в муниципальной собственности. Кроме того, нет необходимости производить вспашку полосы вокруг села, поскольку по границам частично имеются естественные ограждения от пожара - дорога, реки и озера. Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Омской области по доверенности Русинов А.Г. в судебном заседании заявление прокурора Тевризского района поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что необходимо на Администрацию сельского поселения возложить соответствующую обязанность по исполнению п. 112 Правил пожарной безопасности, поскольку такой полосы ранее не было, меры к исполнению п. 112 Правил не принимаются ежегодно. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация охраны, защиты лесов, расположенных в границах населенных пунктов. Судом установлено, что вокруг населенного пункта села Екатериновка Тевризского района, вдоль его границ отсутствовала ранее и отсутствует в настоящее время какая либо противопожарная минерализованная защитная полоса, что не оспаривается ответчиком фактически. Судом также установлено и не оспаривается ответчиком в судебном заседании, что село Екатериновка расположено в лесном массиве, вокруг села и в селе имеются хвойные лесные насаждения. Это подтверждается фактическим расположением села, картой села, картой-схемой Тевризского района Омской области, информацией из Главного Управления лесного хозяйства Омской области. В связи с изложенным, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств в бюджете сельского поселения на цели противопожарной безопасности, отсутствие необходимой техники, наличие естественных природных ограждений не являются основанием для отказа в иске. На запрос прокурора об исполнении требований противопожарной безопасности 18.05.2011г. Главой поселения дан ответ о непринятии каких либо мер в связи с отсутствием бюджетных средств на данные цели. Доказательств совершения действий, направленных на выполнение требований пожарной безопасности населенного пункта в мае - июне 2011 года представителем ответчика в судебное заседание не представлено. В связи с чем суд находит доводы прокурора о незаконности бездействия ответчика доказанными. В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) Согласно п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Суд также считает необходимым отметить, что определение вида и перечня таких организационно-хозяйственных мероприятий по исполнению п. 112 ППБ РФ 01-03 не является исчерпывающим, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в рамках рассматриваемого дела требование прокурора о необходимости устройства по границам населенного пункта защитной противопожарной полосы, как одной из необходимых мер, является разумным, обоснованным и доказанным. Суд, удовлетворяя иск прокурора, с учетом ст. 196 ГПК РФ, обращении прокурора в защиту как неопределенного круга лиц, так и в защиту интересов Российской Федерации, считает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, принять меры по устройству защитной противопожарной полосы вдоль границ населенного пункта села Екатериновка Тевризского района Омской области. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика свершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что Администрацией Екатерининского сельского поселения не проводится каких либо работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, в рамках заявленных прокурором требований, а также необходимости и возможности разрешения данного вопроса в кратчайшие сроки с учетом наступления пожароопасного периода, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения суда до 17 июня 2011 года и с учетом ст. 212 ГПК РФ решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В силу указанных требований налогового законодательства, Администрация Екатерининского сельского поселения как орган местного самоуправления - ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается. РЕШИЛ: Заявление прокурора Тевризского района Омской области удовлетворить. Признать бездействие Администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области по непринятию мер по устройству защитной минерализованной противопожарной полосы вокруг населенного пункта незаконным. Обязать Администрацию Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области в соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, принять меры по устройству защитной противопожарной полосы вдоль границ населенного пункта села Екатериновка Тевризского района Омской области - в срок не позднее 17 июня 2011 года. Решение суда в части возложения обязанности разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, принятия мер по устройству защитной противопожарной полосы вдоль границ населенного пункта села Екатериновка Тевризского района Омской области - в срок не позднее 17 июня 2011 года обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в 10-дневный срок со дня вынесения путем подачи жалобы либо представления в Тевризский районный суд Омской области. Судья В.А.Писягин
(утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.