Решение от 12.05.2011 г. о признании незаконным бездействие Администрации по не предоставлению мер социальной поддержки



Дело № 2-297/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Тевриз                  12 мая 2011 года

         Тевризский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Рязановой И.И.,

с участием помощника прокурора Тевризского района Долгова В.А.,

представителя ответчика - Администрации Тевризского муниципального района Омской области по доверенности Плесовских А.А.,

представителя 3-лица - Комитета финансов и контроля Администрации Тевризского муниципального района Бобровой В.А.,

представителя 3-лица - МУЗ «Тевризская ЦРБ» по доверенности Сулимко Е.А.,

при секретаре Клочковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тевризского района Омской области в интересах Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С,, Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г., Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. к Администрации Тевризского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Тевризского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате освещения и отопления жилья, обязанности предоставления мер социальной поддержки,                  

установил:

Прокурор Тевризского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровина Т.В., Абдулина С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаева Т.В., Свешникова И.Н., Мучипова А.С., Ботвина Е.И., Глухова В.Г., Земских Н.В., Колмакова Л.Г., Владимирова Л.М., Земель Е.В., Коровина Л.И. работают в МУЗ «Тевризская ЦРБ».

До 2009 года им, как работникам здравоохранения, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 предоставление льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В частности, согласно части 6 ст.63 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.

В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённым Законом Омской области № 1093-03 от 24.11.2008 субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены.

Письмом Министерство финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст.36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. как медицинским работникам МУЗ «Тевризская ЦРБ» не предоставлялись с 1 января по 31 декабря 2009 года.

Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст.ст.36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству.

         Статьей 1 «Основ законодательства об охране здоровья гражданам» от 22.07.1992 № 5487-1 указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.

         Пунктом 6 ст. 2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 7 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Закрепленное в ч.1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Муниципальное учреждение «Тевризская районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация Тевризского муниципального района Омской области.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

         Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч.5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В пункте 5 ст. 53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов, доходы от региональных налогов и сборов, доходы от федеральных налогов и сборов, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, иные поступления.

В силу ч.4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

Из ч. 1 ст. 63 названного Федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.

Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Непредоставление администрацией Тевризского муниципального района Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. мер социальной поддержки нарушает их права и законные интересы.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интнресов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенного или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование.

         На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Администрации Тевризского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Тевризского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки указанным медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Тевризская центральная районная больница» в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Долгов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровина Т.В., Абдулина С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаева Т.В., Свешникова И.Н., Мучипова А.С., Ботвина Е.И., Глухова В.Г., Земских Н.В., Колмакова Л.Г., Владимирова Л.М., Земель Е.В., Коровина Л.И.. в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие, заявленные прокурором в их интересах требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации Тевризского муниципального района Омской области по доверенности Плесовских А.А. с иском не согласен. Суду пояснил, что Администрация Тевризского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как меры социальной защиты населения, принятые на себя Омской областью определяются субъектом РФ самостоятельно, а в соответствии со ст.12 Конституции РФ - орган местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти. Статья 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к вопросам местного значения муниципального района решение вопросов социальной поддержки муниципальных медицинских учреждений. Согласно пункта 3 статьи 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации - муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ истцами пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением, не представлен расчет суммы задолженности.

          Представитель третьего лица - Комитета финансов и контроля Администрации Тевризского муниципального района Боброва В.А. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным представителем администрации Тевризского муниципального района.

Представитель 3-ого лица - МУЗ «Тевризская ЦРБ» по доверенности Сулимко Е.А., иск прокурора поддержала, дополнив, что расчет задолженности по возмещению коммунальных услуг за 2009-2010г произведен по доведенным им нормативам, которыми они руководствовались ранее при предоставлении льгот, в том числе и в 2008году.

Представитель 3-лица - Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве, направленном в адрес суда указывал, что требования заявителей удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд с иском.Кроме того, основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ - решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Таким образом, указанный Закон является основополагающим при рассмотрении вопросов о полномочиях органов местного самоуправления. Согласно пункту 50 статьи 35 федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. В частности, Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ -Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Ссылки прокурора на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельной. В иске прокурора, по существу, описан порядок предоставления средств из областного бюджета, который не относится к настоящему делу, поскольку может быть применен только в том случае, когда предоставление льгот являлось бы обязательством субъекта и он передавал бы это полномочие на уровень муниципального образования Омской области. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области, предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Несостоятельны также ссылки прокурора на Кодекс в качестве правового основания для определения объема устанавливаемых льгот и по той причине, что при установлении дополнительных мер социальной поддержки объем мер, основания их получения и категории граждан, получающих такие меры, не обязательно должны соответствовать требованиям законодательства о том, что изменение механизма социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Согласно статей 55 и 56 ГПК РФ, каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства, на которые онассылается как на основания своих требований и возражений. Прокурор не доказал, что заявители ранее получали меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера не предоставлено. Нормативный акт по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области отсутствует, следовательно, и объем льгот не определен. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Прокурором заявлено требование о признании незаконным бездействия ответчика. Вместе с тем им не доказан состав бездействия: наличие вреда (убытков); вина причинителя вреда; факт совершения конкретным муниципальным органом или его должностным лицом конкретного незаконного действия (бездействия); причинно-следственная связь между наступившими убытками у заявителей и причинением им вреда ответчиком. Кроме того, прокурор не подтвердил нипоказаниями свидетелей, ни документами, что заявителям предоставлялись до 31.12.2004 года соответствующие льготы, а также не подтвердил их размер. Указанные сведения необходимы для того, чтобы определить, что объем предоставляемых льгот не уменьшен по сравнению с льготами, предоставляемыми до 31.12.2004 года. В связи с этим, назначение судом суммы компенсации расходов медицинским работникам на оплату отопления будет произведено произвольно, исходя из норм, установленных подпунктами 2, 3 статьи 36 Кодекса, что является нарушением законодательства. Не исследован и вопрос о надлежащем ответчике по настоящему делу. Конституцией Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации отнесено финансовое регулирование (пункт «ж» статьи 71), которое предполагает нормативно-правовое регулирование финансовых отношений с установлением основ федеральной политики в области экономического развития Российской Федерации (пункт «е» статьи 71) и проведением единой финансовой политики (пункт « б» части 1 статьи 114). Положения Конституции, закрепляющие полномочия Российской Федерации по регулированию финансовых отношений, находятся в непосредственной связи с ее положениями, устанавливающими финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В отношении местного самоуправления Конституция, закрепляя гарантии его самостоятельности (в том числе экономическую и финансовую), предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 12, пункт 1 статьи 132). Соответственно, степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией, действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Поэтому полагают, что размер компенсации расходов по оплате отопления, освещения медицинским работникам должен быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

         Выслушав стороны, представителей 3-лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению.

         Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ - органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

         В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

        В силу ст. 72 (п. «ж») Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

        Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

        В судебном заседании установлено, что Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровина Т.В., Абдулина С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаева Т.В., Свешникова И.Н., Мучипова А.С., Ботвина Е.И., Глухова В.Г., Земских Н.В., Колмакова Л.Г., Владимирова Л.М., Земель Е.В., Коровина Л.И.. являются работниками МУЗ «Тевризская центральная районная больница». МУЗ «Тевризская ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Администрации Тевризского муниципального района Омской области 27.11.2006 г., из которого следует, что учредителем МУЗ «Тевризская ЦРБ» является Администрация Тевризского муниципального района Омской власти.

        В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

        Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.     

         Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан далее нашло отражение в Законе РФ от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. N 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. Однако, при этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Федеральный закон от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Таким образом, ФЗ от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот, в соответствии с чем субъекты РФ должны были до 01.01.2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе педагогическим и медицинским работникам и сельских местностях.

Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

       Таким образом, и после 01.01.2005 г. за педагогическими и медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, сохранилось право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которые должны предоставляться за счет средств соответствующих бюджетов.

         Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

           В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

          В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

           Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

             Из смысла части 5 ст. 19 вышеназванного закона следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, поэтому ссылку представителя ответчика на дотационность бюджета и невозможность принятия расходных обязательств, суд признает несостоятельной.

            Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

         Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

           Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета по 31.12.2008 г., что подтверждается информацией МУЗ «Тевризская ЦРБ», представителем ответчика данные обстоятельства признаны, и не оспариваются, как не оспаривается и факт делегирования ответчику полномочий по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

         В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

         Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

         Пунктом 5 ст. 53 вышеназванного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

        Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

          В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

          Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.» действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. На данные обстоятельства ссылаются представитель ответчика и представитель 3-лица в обоснование своих возражений.

           При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год».

           Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

           Суд полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

           Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

          В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

         Доводы представителя ответчика, 3-лица - Министерства финансов Омской области о том, что в компетенцию органов местного самоуправления не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку необходимо в том числе, расширительно толковать ст.15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и включать в «организацию оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов» также и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам.

         Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требование прокурора по признанию незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки подлежит удовлетворению, так как решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, а именно, Администрации Тевризского муниципального района Омской области.

          Доводы представителя Администрации Тевризского муниципального района, Министерства финансов Омской области об отсутствии необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.

          В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

         Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

         Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Доказательств, что средства необходимые для этих целей запрашивались, представителем ответчика не представлено.

         Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантирует право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

         Довод представителя администрации Тевризского района, Министерства финансов Омской области о пропуске прокурором срока для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления также суд считает несостоятельным, так как срок обращения в суд заявителем не нарушен, поскольку право Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. на получение мер социальной поддержки не восстановлено и продолжает нарушаться в настоящее время.

        Не может суд принять во внимание и довод представителя ответчика о том, что отсутствие расчета суммы задолженности является основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку иск предъявлен не о взыскании задолженности, а о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

        При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие администрации Тевризского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, и в связи с этим, считает необходимым обязать администрацию Тевризского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения «Тевризская центральная районная больница» Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С., Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г, Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 г., 2010 г.

           В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

         Оценивая изложенное и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                          р е ш и л :

         Заявленные прокурором Тевризского района требования удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие Администрации Тевризского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Гагадзе Д.Ш., Белуга О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С,, Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г., Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

          Обязать Администрацию Тевризского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Тевризская центральная районная больница» Гагадзе Д.Ш., Белуга Ольге О.Г., Дубровиной Т.В., Абдулиной С.Т., Бурчик Е.В., Тяпкаевой Т.В., Свешниковой И.Н., Мучиповой А.С,, Ботвиной Е.И., Глуховой В.Г., Земских Н.В., Колмаковой Л.Г., Владимировой Л.М., Земель Е.В., Коровиной Л.И. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

         Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Тевризский районный суд.

         Председательствующий: