Дача взятки должностоному лицу за совершение им незаконных действий



ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г.Адыгейск 11 ноября 2010 г.

Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Российской Федерации Шумен Б.А.,

при секретаре Беретарь З.К.,

с участием государственного обвинителя заместителя Теучежского межрайонного прокурора Джамирзе А.Ю.,

с участием подсудимой Г.П.А.,

с участием защитника подсудимой – адвоката НОКА «Защита» Хуако А.Х., представившего удостоверение №01/262 и ордер №036192,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению

Г.П.А. 12 августа 1972 года рождения, уроженки села ...

..., образование среднее, замужем, на иждивении трое несовер-

шеннолетних детей: дочь 1993 года рождения, сын 1994 года рождения и сын 1996 года

рождения, гражданка Российской Федерации, не военнообязанная, не работающая, зареги-

стрированная и проживающая в Республике ...

..., не судимой, получившей копию обвинительного заключения 11 октября

2010 года,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.291 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Г.П.А. совершила дачу взятки должностному лицу за совершение им незаконных действий при следующих обстоятельствах:

Она, являясь индивидуальным предпринимателем, не имея лицензии на право приема лома черных и цветных металлов, осуществляла незаконно данный вид деятельности, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, что было выявлено в ходе проведения проверки её деятельности сотрудниками БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району.

Желая избежать ответственности за совершенное административное правонарушение она решила склонить должностных лиц указанного отдела к совершению незаконных действий в ее интересах, за взятку в виде денежного вознаграждения. О её намерении совершить преступление стало известно должностным лицом ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району, в связи, с чем ее дальнейшие действия контролировались в рамках оперативно-розыскной деятельности.

17 августа 2010 года около 11 часов с целью реализации своего умысла она прибыла в кабинет БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району, расположенный по адресу: Республика Адыгея, г. Адыгейск, ул. Кооперативная 7, где обратилась к оперуполномоченному БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району капитану милиции Я.К.Ш., вызвавшего её для дачи объяснений.

Сознавая, что Я.К.Ш. в силу занимаемой им должности является должностным лицом, по признаку осуществления им функции представителя власти и в связи со своими должностными полномочиями и авторитетом по службе может совершить действия в ее интересах, она стала уговаривать Я.К.Ш. совершить заведомо незаконные для нее действия, а именно: отказаться от составления протокола об административном правонарушении и в дальнейшем покровительствовать ей до получения ею лицензии на право приема лома черных и цветных металлов. Получив отказ от Я.К.Ш., продолжая свои незаконные действия, уговаривая Я.К.Ш. на совершение предполагаемых незаконных действий в её интересах, действуя умышлено, лично передала Я.К.Ш. взятку в виде денег в размере 1500 рублей, после чего в кабинет вошли понятые и оперативные работники.

В судебном заседании подсудимая Г.П.А. признала себя виновной полностью в предъявленном обвинении и пояснила суду, что в марте 2010 года к ней с проверкой пришли сотрудники милиции, которые сообщили, что заниматься приемом лома черного металла у населения без соответствующей лицензии нельзя. Спустя некоторое время ей позвонил инспектор БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району Я.К.Ш., который сообщил ей о необходимости явки в ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району 17 августа 2010 около к 10 часам. Явившись в назначенное время в милицию и узнав от Я.К.Ш., что в отношении неё проводиться проверка по факту её незаконной деятельности по приему лома черного и цветного металла, в целях, чтобы её не привлекли ни к административной ни к уголовной ответственности, решила попросить его прекратить проверку и обещала ему, что она его отблагодарит. Я.К.Ш. пояснил ей, что ничем помочь не сможет. Тогда она достала из своей сумки и положила ему на стол под бумагу деньги в сумме 1500 рублей и попросила его, чтобы он прекратил проверку и чтобы больше её с проверками не беспокоили. Он её спросил, что это взятка или нет. На что она ему ответила, что это не взятка, а благодарность за то, чтобы он не наказывал её, не привлекал к ответственности и не мешал ей заниматься приемом лома черного и цветного металла до получения лицензии. После этого в кабинет зашли другие сотрудники милиции и двое женщин. Один из сотрудников милиции подошел к столу, поднял лист, под которым лежали оставленные ею деньги в размере 1500 рублей, и спросил, она ли их положила, на что она ответила утвердительно «Да». Вину признает полностью, раскаивается, просит строго не наказывать.

Свидетель Я.К.Ш. пояснил суду, что 17 августа 2010 года вызвал Г.П.А. и объяснил ей, что деятельность, которой она занимается, незаконна, так как прием металлолома требует лицензии. Так же он пояснил, что будет вынужден привлечь ее к административной ответственности. После этих слов Г.П.А. попросила его не привлекать к ответственности и что она его отблагодарит. Тогда он попросил её подождать немного на улице, а сам доложил руководству, что его собираются подкупать. Установив видеокамеру в кабинете, а также определив группу задержания в соседнем кабинете с привлечением двух понятых, он опять же пригласил Г.П.А. к себе в кабинет, где она опять стала его уговаривать не привлекать её к ответственности за незаконное предпринимательство. После получения от неё письменных объяснений, она достала из своей сумки 1500 рублей и положила ему на стол под листом бумаги, лежавшем на столе, и попросила чтобы все-таки не привлекали её к ответственности. На его вопрос: «Что это взятка?», она ему ответила, что это не взятка, а благодарность и что она просит в дальнейшем не проводить каких-либо проверок, пока не получит лицензию на право приема лома черного и цветного металла. После этого с соседнего кабинета зашли старший о/у ОБЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району В.З.Ю. и понятые и оформили материал по даче взятки. Просмотрели видеозапись и прослушали аудиозапись, которые заранее были установлены в кабинете. Г.П.А. сразу во всем призналась, что пыталась дать взятку.

Аналогичные показания дал и свидетель В.З.Ю. Он пояснил суду, что работает старшим группы БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району. 17 августа 2010 года ему работник группы БЭП Я.К.Ш. доложил, что ему пытаются дать взятку. Получив резолюцию от начальника ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району приступили к проведению мероприятия по выявлению факта дачи взятки. Они установили видеокамеру и диктофон в кабинете Я.К.Ш., пригласили понятых, в их присутствии просмотрели и прослушали записи на кассетах, они были чистые, сами определились в соседний кабинет и стали ждать развязки происшествия. Я.К.Ш. пригласил к себе в кабинет Г.П.А. А они ждали сигнала, когда им заходить в кабинет. Они зашли в кабинет и, когда он поднял на столе лист бумаги и увидел под ним деньги в сумме 1500 рублей, спросил, чьи это деньги. Г.П.А. сразу же признала, что это её деньги и что она хотела дать их Я.К.Ш., чтобы её не привлекали к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. После этого были оформлены все материалы: акт оперативного эксперимента, стенограмма записей, получены объяснения от Я.К.Ш., Г.П.А. и понятых К.Р.П. и П.В.Ю. При получении объяснений Г.П.А. не отпиралась, и все показания подтверждала в полном объеме. После того как был составлен протокол осмотра места происшествия и отобраны объяснения Г.П.А. была опушена домой.

Свидетель К.Р.П. пояснила суду, что 17 августа 2010 года она была приглашена сотрудниками ОВД по г. Адыгейск и Теучежскому району для участия в оперативном эксперименте в качестве представителя общественности, ей разъяснили при этом цель данного мероприятия. Она совместно с другим представителем общественности присутствовала при личном досмотре оперуполномоченного БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району Я.К.Ш., в ходе которого у него ничего обнаружено и изъято не было. Также ей была продемонстрирована аудио и видео записи, которые на момент просмотра были чисты. Затем они некоторое время вместе со старшим оперуполномоченный БЭП В.З.Ю. находились в соседнем кабинете откуда их пригласил в кабинет к Я.К.Ш. В кабинете Я.К.Ш. находилась гражданка, которая представилась Г.П.А. и Я.К.Ш. На столе, за которым сидел Я.К.Ш. под бумагой лежали денежные средства в размере 1500 рублей: 5 купюр достоинством по 100 рублей и 1 купюра достоинством 1000 рублей. Как только они зашли в кабинет В.З.Ю. спросил у граждански Г.П.А., что это за деньги и принадлежат ли они ей? В ответ Г.П.А. сказала, что данные деньги принадлежат ей, и что она передала их оперуполномоченному БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району Я.К.Ш. за не составление в отношении нее административного протокола, так как она занимается незаконной предпринимательской деятельностью, то есть приемом металлолома без лицензии. После составления протокола осмотра места происшествия оперуполномоченный Я.К.Ш. выдал диктофон и видеокамеру старшему оперуполномоченному БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району В.З.Ю. В ее присутствии, а так же в присутствии других участвующих лиц, запись была поставлена на начало и прослушана. По завершению прослушивания, аудиокассету записанного разговора, поместили в прозрачный пакет, оклеили прозрачным скотчем и опечатали печатью «для пакетов». Также, в ее присутствии, была просмотрена видеозапись оперативного эксперимента по завершению просмотра, видеоинформация записанного разговора помещена в прозрачный пакет и оклеена прозрачным скотчем, после чего поставили печать «для пакетов».

Аналогичные показания, что и свидетель К.Р.П., дала свидетель П.В.Ю. Она пояснила суду, что 17 августа 2010 года она была приглашена сотрудниками ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району для участия в оперативном эксперименте в качестве представителя общественности. Ей разъяснили цель данного мероприятия. Затем оперуполномоченный БЭП Я.К.Ш. был при них досмотрен, в хоте которого у него ничего не обнаружено и не изъято, так же был прослушан диктофон и просмотрена видеокассета, в ходе чего было установлено отсутствие каких-либо записей на них. Затем их определили в какой-то кабинет и через некоторое время старший оперуполномоченный БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району В.З.Ю. пригласил их в соседний кабинет, в который были установлены видеокамера и диктофон. В этом кабинете находилась гражданка, которая представилась Г.П.А. и оперуполномоченный БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району Я.К.Ш.. На столе за которым сидел Я.К.Ш. лежали денежные средства в размере 1500 рублей, 5 купюр достоинством по 100 рублей и одна купюра достоинством 1000 рублей. Как только они зашли в кабинет у Г.П.А. спросили, что это за деньги и принадлежат ли они ей?. В ответ Г.П.А. сказала, что данные деньги принадлежат ей и что она передала их Я.К.Ш. за не составление в отношении нее административного протокола, так как она занимается незаконной предпринимательской деятельностью, то есть приемом металлолома без лицензии. В дальнейшем сотрудники милиции провели осмотр данного кабинета и изъяли денежные средства и положили их в полиэтиленовый пакет и опечатали печатью «для пакетов».

Кроме признательных показаний самой подсудимой Г.П.А., показаний перечисленных свидетелей, вина подсудимой Г.П.А. подтверждается материалами уголовного дела, а именно:

-актом оперативного эксперемента от 17 августа 2010 года, согласно которому на основании ст.ст. 6, 7, 8 и 15 Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» и на основании постановления и.о. начальника ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району от 17 августа 2010 года провели оперативный эксперимент по факту возможной дачи взятки гражданкой Г.П.А. оперуполномоченному БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району. В ходе оперативного эксперимента, подтвердился факт дачи взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий л.д.22-25);

-протоколом очной ставки от 22 сентября 2010 года между подозреваемой Г.П.А. и свидетелем Я.К.Ш., согласно которому допрашиваемые лица подтвердили свои ранее данные показания л.д. 118-123);

-протоколом осмотра места происшествия от 17 августа 2010 года согласно которому, установлен факт дачи взятки должностному лицу при исполнении своих служебных обязанностей в кабинете БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району 17 августа 2010 года около 11.00 часов л.д. 12-13);

-протоколом осмотра и прослушивания видеозаписи от 20 сентября 2010 г., согласно которому Г.П.А. совершила дачу взятки должностному лицу при исполнении своих служебных обязанностей в кабинете БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району 17 августа 2010 года в промежутке времени между 10.00 по 11.00 часами л.д.77-82);

-протоколом осмотра аудиозаписи от 20 сентября 2010 г., согласно которому, Г.П.А. совершила дачу взятки должностному лицу при исполнении им своих обязанностей в кабинете БЭП ОВД по г. Адыгейску и Теучежскому району 17.08.2010 г. в промежутке времени между 10 и 11 часами л.д. 70-76);

-просмотренными в судебном заседании записями на мини видео кассете «PANASONIK» и мини аудио кассете «OLYMPUS» оперативного эксперимента, на которых зафиксирован факт дачи взятки должностному лицу от 17 августа 2010 года, которые приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств;

-изъятыми в ходе осмотра места происшествия 17 августа 2010 года шестью денежными купюрами: одной купюрой достоинством 1000 рублей (ч3 2854501) и пятью купюрами достоинством по 100 рублей (ЗБ 7214274, ЕВ 1908206, Эч 6916148, ГЧ 0057630, Эо 5121615) л.д. 83);

-протоколом об административном правонарушении серии 01 РА № 003443 от 17 августа 2010 года и постановлением суда о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ по делу № 3-239/10 от 23 сентября 2010 года л.д. 47-51).

Анализ и оценка приведенных выше доказательств в совокупности, позволяют суду сделать вывод о совершении подсудимой Г.П.А. дачи взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий, то есть её увод от привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и дальнейшее покровительство над ней до получения лицензии на право занятия приема лома черного и цветного металла.

Действия подсудимой Г.П.А. органами предварительного следствия правильно квалифицированы по ч.2 ст.291 УК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

При назначении наказания подсудимой Г.П.А. суд руководствуется требованиями ст.ст. 60-63 УК РФ, где указано, что при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимой Г.П.А. согласно ч.2 ст. 61 УК РФ, суд признает наличие на её иждивении трех несовершеннолетних детей и признание ею вины.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, предусмотренных ст.63 УК РФ, судом не установлено.

Ранее ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекалась. Положительно характеризуется по месту жительства.

Санкция части 2 ст.291 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

С учетом материального положения подсудимой и отсутствием у подсудимой самостоятельного заработка суд считает нецелесообразным назначение ей наказании в виде штрафа, так как она нигде не работает, перебивается разовыми заработками.

Суд вправе принять решение о назначении подсудимой наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда её исправление невозможно без изоляции от общества.

При таких обстоятельствах для реализации целей наказания суд считает необходимым назначить подсудимой наказание, не связанное с лишением свободы.

Исключительных обстоятельств для применения ст.64 УК РФ в отношении подсудимой Г.П.А. судом не выявлено.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» с изменениями от 06 февраля 2007 года изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п.4 ч.3 ст.81 УПК РФ, как нажитые преступным путем. Следовательно предмет взятки в виде денег в сумме 1500 рублей подлежит обращению в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 303–304, 307-313 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Г.П.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.291 УК РФ, и назначить ей наказание в виде двух лет лишения свободы.

В соответствии со ст.73 УК РФ наказание в виде двух лет лишения свободы считать условным с испытательным сроком в один год.

Обязать Г.П.А. не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, и являться один раз в месяц на регистрацию.

Меру пресечения в отношении Г.П.А. – в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить прежнюю до вступления приговора в законную силу.

Изъятые деньги в сумме 1500 рублей (одна купюра достоинством 1000 рублей ч3 2854501 и пять купюр достоинством по 100 рублей ЗБ 7214274, ЕВ 1908206, Эч 6916148, ГЧ 0057630, Эо 5121615) являющиеся вещественными доказательствами по делу и хранящиеся в Тахтамукайском межрайонном следственном отделе Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Адыгея, обратить в доход государства.

Мини видеокассета «PANASONIK» и мини аудиокассета «OLYMPUS» с записями оперативного эксперимента от 17 августа 2010 года, хранящиеся при уголовном деле возвратить в БЭП ОВД по г.Адыгейску и Теучежскому району для их дальнейшего использования в работе.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти суток со дня его провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: ... Б.А.Шумен

...

...н