о признании бездействия незаконным



К делу № 2-410 /2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2010 года г. Адыгейск

Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Тлецери Х.А.,

при секретаре Тхатель С.М.,

с участием заместителя Теучежского межрайонного прокурора Джамирзе А.Ю.,

заинтересованного лица- представителя администрации МО «Город Адыгейск» Б.З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, при заинтересованных лицах администрации МО «Город Адыгейск», Главного Управления МЧС России по РА о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга, при заинтересованные лицах администрации МО «Город Адыгейск», Главного Управления МЧС России по РА о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка по созданию Единой дежурно- диспетчерской службы (ЕДДС).

В ходе проверки установлено, что в соответствии с требованиями федерального законодательства администрация МО «Теучежский район» обязана создать на территории г. Адыгейска Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), однако, этого не сделано, меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы г. Адыгейска администрацией района не предпринимаются.

На муниципальном уровне не разработан ряд обязательных документов, предусмотренных ГОСТом «Единая дежурно-диспетчерская служба. ГОСТ Р 22.7.01-99», само Положение о ЕДДС, разработанное на уровне района, является декларативным при этом, не указан верный источник финансирования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», с 01.01.2008 г. в РФ введен единый номер вызова экстренных служб - 112. В состав таких экстренных служб входят:

- служба пожарной охраны;

- служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;

- служба милиции;

- служба скорой медицинской помощи;

- аварийная служба газовой сети»

- служба «Антитеррор».

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, администрация МО «Город Адыгейск» не принимает меры, направленные на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в г. Адыгейске.

Несмотря на то, что Положение о ЕДДС утверждено постановлением главы администрации МО «Город Адыгейск» 18.01.2010 г. № 8, оно фактически не исполняется, финансирование мероприятий, направленных на создание ЕДДС, не осуществляется.

Установлено, что на основании постановления Кабинета Министров РА от 14.04.2003 года главой администрации МО «Город Адыгейск» ранее выносилось постановление от 26.05.2003 года № 117 о создании единой дежурно – диспетчерской службы.

Единая дежурно – диспетчерская служба до настоящего времени осуществляла свою деятельность за счет средств Комитета РА по делам ГО и ЧС затем Главного Управления МЧС России по РА.

Данная служба, создана ранее Комитетом Республики Адыгея по делам ГО и ЧС на базе противопожарной части ПЧ-12 финансируется до настоящего времени полностью за счет Главного Управления МЧС России по РА.

Непринятие по вине администрации МО «Город Адыгейск» мер по созданию и организации деятельности в районе единой дежурно-диспетчерской службы создает угрозу безопасности населения и территории района.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Город Адыгейск» по не принятию достаточных мер к созданию ЕДДС на территории г. Адыгейска.

Обязать администрацию МО « Города Адыгейска» провести организационно –финансово –хозяйственные мероприятия с целью создания на территории муниципального образования единой диспетчерской службы муниципального образования, отвечающей требованиям Государственного стандарта РФ « Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-99».

В судебном заседании заместитель Теучежского межрайонного прокурора Джамирзе А.Ю. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо – представитель администрации МО «Город Адыгейск» Б.З.А. заявление прокурора признала частично и пояснила, что в связи с отсутствием в администрации денежных средств для оборудования службы ЕДДС и содержания аппарата ЕДДС не создана на территории г. Адыгейска.

Заинтересованное лицо - представитель Главного Управления МЧС России по РА Ш.М.Р., извещенная о дне слушания дела, в суд не явилась, своим заявлением на имя суда просит рассмотреть дело в их отсутствие, заявление прокурора поддерживают полностью, считают его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, выслушав заинтересованное лицо представителя МО « Город Адыгейск» Б.З.А., прокурора Джамирзе А.Ю., исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела в ходе проведенной поверки установлено, что в соответствии с требованиями федерального законодательства администрация МО «Город Адыгейск» обязана создать на территории г. Адыгейска Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), однако, этого не сделано, меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Теучежского района администрацией района не предпринимаются.

Установлено, что на муниципальном уровне не разработан ряд обязательных документов, предусмотренных ГОСТом «Единая дежурно-диспетчерская служба. ГОСТ Р 22.7.01-99», само Положение о ЕДДС, разработанное на уровне района, является декларативным при этом, не указан верный источник финансирования.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции России предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в т.ч. на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения района относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использование специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье 4 вышеуказанного Закона определено, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 10 Положения, на муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Пунктом 11 Положения установлено, что органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», с 01.01.2008 г. в РФ введен единый номер вызова экстренных служб - 112. В состав таких экстренных служб входят:

- служба пожарной охраны;

- служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;

- служба милиции;

- служба скорой медицинской помощи;

- аварийная служба газовой сети»

- служба «Антитеррор».

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, администрация МО «Город Адыгейск» не принимает меры, направленные на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в г. Адыгейске.

Несмотря на то, что Положение о ЕДДС утверждено постановлением главы администрации МО «Город Адыгейск» 18.01.2010 г. 13, оно фактически не исполняется, финансирование мероприятий, направленных на создание ЕДДС, не осуществляется.

Постановлением Госстандарта России № 400-ст от 09.11.1999 г. утвержден Государственный стандарт РФ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-99». В соответствии с разделом 1, положения данного стандарта обязательны для органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанного стандарта, целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб района к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

На основании постановления Кабинета Министров РА от 14.04.2003 года главой администрации МО «Город Адыгейск» ранее выносилось постановление от 14.05.2003 года о создании единой дежурно – диспетчерской службы.

Единая дежурно – диспетчерская служба до настоящего времени осуществляла свою деятельность за счет средств Комитета РА по делам ГО и ЧС затем Главного Управления МЧС России по РА.

Данная служба, создана ранее Комитетом Республики Адыгея по делам ГО и ЧС на базе противопожарной части ПЧ-12 финансируется до настоящего времени полностью за счет Главного Управления МЧС России по РА.

Непринятие по вине администрации МО «Город Адыгейск» мер по созданию и организации деятельности в районе единой дежурно-диспетчерской службы создает угрозу безопасности населения и территории города.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МО «Город Адыгейск» по не принятию достаточных мер к созданию Единой дежурно - диспетчерской службы (ЕДДС) на территории г. Адыгейска.

Обязать администрацию МО «Город Адыгейск» провести организационно-финансово-хозяйственные мероприятия с целью создания на территории муниципального образования единой диспетчерской службы муниципального образования, отвечающей требованиям Государственного стандарта РФ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-99».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Х.А.Тлецери