Дело № 2-222/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Самагалтай 06 мая 2011 года Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ичин Ш.А., при секретаре Кошкулак Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна Республики Тыва об обязании устранения нарушений правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна Республики Тыва о наложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности указывая, что в ходе проведенной в апреле 2011 года прокуратурой района совместно с ПЧ-15 по охране Тес-Хемского кожууна контрольной проверки, в 7 сельских поселениях, расположенных на территории кожууна было установлено, что во всех сельских поселениях имеются глубинные насосы (водоколонки) не приспособленные для забора воды пожарными машинами, отсутствуют пирсы у естественных источников, протекающих рядом с указанными поселениями. В ходе проведенной проверки по информации ПЧ-15 было установлено, что на территории сельского поселения сумон <данные изъяты> имеются 7 глубинных насоса (водоколонки), все они не приспособлены для забора воды пожарными машинами а случай возникновения в сельском поселении пожара. При этом ПЧ-15 неоднократно направлялись требования администрациям сельских поселений, а именно оборудовать пожарными полугайками либо приспособлением типа «гусак» на имеющихся в сельских поселениях глубинных насосах (водоколонках). Указанные требования были направлены на принятие администрациями сельских поселений кожууна данной меры противопожарной безопасности (т.е. оборудование глубинных насосов (водоколонок) пожарными полугайками либо приспособлением типа «гусак») в качестве компенсирующей иной меры противопожарной безопасности, предусмотренной ст. 68, Федеральный закон от 28.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно обязанности оборудования на территории сельского поселения наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами, что требует больших финансовых затрат со стороны администраций сельских поселений. При этом оборудование глубинных насосов (водоколонок) пожарными полугайками либо приспособления типа «гусак» больших финансовых затрат не требует. Установлено, что рядом с сельским поселением <данные изъяты> имеется естественный водоисточник - <адрес>, который не оборудован твердой площадкой (пирсом), также необходимым для разбора воды пожарными машинами, в случае возникновения пожара в населенном пункте. Оборудование твердой площадки (пирса) и их круглогодичное содержание (особенно в зимнее время) у естественных водоисточников, протекающих рядом с сельским поселением обязательно в силу действующего противопожарного законодательства и возникновения возможных ситуаций, связанных с невозможностью разбора воды пожарными машинами с глубинных насосов (водоколонок) во время пожара. Например, при отключении электроэнергии глубинный насос (водоколонка) может находиться не в рабочем состоянии, что в конкретной ситуации не дает возможности для забора пожарными машинами и может угрожать несвоевременному оперативному вмешательству сотрудников пожарной службы. В связи с чем просит наложить обязательство на администрацию сельского поселения сумон <данные изъяты> по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно оборудовать до ДД.ММ.ГГГГ пожарными полугайками либо приспособлением типа «гусак» имеющихся на территории сельского поселения сумон <данные изъяты> глубинные насосы (водоколонки), оборудовать не менее 2-мя пирсами берег <адрес>. В судебном заседании истец - исполняющая обязанности прокурора Тес-Хемского района РТ Монгуш А.Д. полностью поддержав исковое заявление, просила его удовлетворить. Представитель ответчика - председатель администрации сумона <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна Республики Тыва Жанайдаров К.М., исковые требования полностью признал и просил установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку русло реки меняется. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктом 23 статьи 14 Федерального Закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также пунктами 8, 9 и 24 ст.19 Устава, принятого Решением № 18 от 15 марта 2006 года Хурала Представителей сумон <данные изъяты> установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сумон <данные изъяты> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно абзацам 1, 2 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут привлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущербов окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В соответствии ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Частями 1, 2, 4 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения; к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Согласно п.94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее-Правила) при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно п.1 Правил настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе и органами местного самоуправления, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях и осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В информации начальника Пожарной части 15 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в сумоне <данные изъяты> имеется 7 глубинных насоса. Актом о проведении проверки пожарных пирсов, составленным начальником караула Пожарной части 15 Дойнуром С.А., помощником прокурора Тес-Хемского района Ховалыгом Б.С., установлено, что пожарный пирс в сумоне <данные изъяты> не построен. Также актом о проведении испытаний на водоотдачу наружного противопожарного водопровода от 28 апреля 2011 года установлено, что глубинные насосы сумон <данные изъяты> не соответствуют требованиям норм. В требовании начальника пожарной части 15 от 06 сентября 2010 года, направленному в администрацию сумона <данные изъяты>, видно, что начальником караула ПЧ -15 проведена проверка, в ходе которой установлено, что в сумоне имеется 7 глубинных насоса, из них работает 6, 2 глубинные насоса приспособлены для заправки пожарными автомобилями, пожарный пирс для заправки пожарных автомобилей не построен, требует устранить выявленные нарушения в срок до 01 октября 2010 года. Также 24 февраля 2010 года на имя председателя администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна направлено предостережение о недопущении нарушений пожарной безопасности. Таким образом, доводы прокурора, что администрацией сельского поселения сумон <данные изъяты> не в полном объеме принимаются меры противопожарной безопасности населенного пункта, заключающиеся в не оборудовании пожарными полугайками либо приспособлением типа «гусак» глубинных насосов (водоколонок), расположенных на территории поселения, в не оборудовании площадки (пирса) у искусственного водоисточника <адрес>, протекающего рядом с сельским поселением <данные изъяты> нашли своего подтверждения. Непринятие вышеуказанных мер противопожарной безопасности администрацией сельского поселения сумон <данные изъяты> может привести к несвоевременному оперативному реагированию сотрудников пожарной службы по тушению пожара в населенном пункте, в случаю возникновения такового, что в свою очередь может привести к угрозе значительного повреждения или уничтожения либо к значительному повреждению и уничтожению имущества, собственности граждан, проживающих на территории поселения, а также к угрозе гибели граждан либо к приведению человеческих жертв. Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, такие как право на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия вышеуказанных мер противопожарной безопасности ставится под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения <данные изъяты>, а также их имущество и собственность. При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что для устранения нарушений требуется срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку русло реки меняется, суд оставляет без внимания, так как в судебном заседании доказательств обосновывающих данное обстоятельство не предоставлено. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем администрация сельского поселения сумон <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна Республики Тыва освобождена от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумон <данные изъяты> Тес-Хемского кожууна Республики Тыва до ДД.ММ.ГГГГ: - оборудовать пожарными полугайками либо приспособлением типа «гусак» имеющихся на территории сельского поселения сумон <данные изъяты> глубинные насосы (водоколонки); - в соответствии с требованием п. 94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» оборудовать не менее 2-мя пирсами берег <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий Ичин Ш.А.