РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
КБР, г. Терек 19 мая 2011 года
Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Бижоевой М.М.,
при секретаре Балкаровой А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Терского района КБР Куготова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Терского района КБР в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Терского муниципального района КБР о признании постановления главы Местной администрации Терского района от 10 ноября 2006 года № 140-п «О наделении полномочиями глав Администраций поселений Терского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», противоречащему действующему законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Терского района КБР обратился в суд с иском к Администрации Терского муниципального района КБР о признании постановления главы Местной администрации Терского района от 10 ноября 2006 года № 140-п «О наделении полномочиями глав Администраций поселений Терского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», незаконным и противоречащим действующему законодательству. Данный иск мотивирован тем, что проведена проверка соответствия вышеуказанного постановления на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в ходе которой установлено, что с 10 ноября 2006 года глава администрации Терского муниципального района КБР наделил глав администраций поселений района полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельными участками, указанными в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
В судебном заседании помощник прокурор Терского района КБР Куготов А.Г. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрация Терского муниципального района КБР надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца - помощника прокурора Куготова А.Г., настаивавшего на удовлетворении иска, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд находит иск прокурора Терского района КБР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья130 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Законом как от1995г., так и от2003г."Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (соответственно ст.ст.6 и 10) органы местного самоуправления наделены предметами собственного ведения, для реализации которых они наделяются собственностью, в состав которой входит и земли в пределах территории муниципального образования (ст.ст.12, 29 и 10, 50). Такое содержание (формулировка) закона позволяет решать вопросы местного значения до официального разграничения государственной собственности на землю и оформления муниципальной собственности. Без наделения муниципальных органов правом распоряжения входящими в территорию муниципальных образований землями осуществление местного самоуправления становится невозможным и п.10ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"от 25.10.2001 N137-ФЗ предусмотрено, что разграничения государственной собственности на землю распоряжение ею осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное, то есть во взаимосвязи указанных положений органы местного самоуправления наделены правом распоряжаться землями, составляющими территорию муниципальных образования.
Указанные полномочия не могут передаваться органам местного самоуправления городских и сельских поселений.
Однако вопреки вышеуказанному, согласно постановления главы Местной администрации Терского района от 10 ноября 2006 года № 140-п «О наделении полномочиями глав Администраций поселений Терского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», с 01 ноября 2006 года главы администрации поселений района наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственной собственности на которые не разграничена, в том числе земельными участками, указанными в п. 3 ст. 3 Федерального Закона от 17 апреля 2006 года № 53 – ФЗ. Главы администраций сельских поселений муниципального района уполномочены предоставлять соответствующие земельные участки в аренду и ежемесячно предоставлять реестры и договора аренды земельных участков в управление сельского хозяйства и продовольствия района.
Из письма главы администрации Терского муниципального района КБР № 2-03-15/1018 от 23.11.2010 года и реестра земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничено, в разрезе администраций сельских поселений (пользователей) следует, что земли площадью 41609,3 га, расположенные на территории администрации сельских поселений Терского муниципального района переданы в аренду.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст.29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 ЗК РФ.Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст.ст.9, 10 и 11 ЗК РФ.
В частности, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (в федеральной собственности).
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное (абз.2 п.10 ст.3).
Указанный Федеральный закон в абз. 3 п.10 ст.3 предусматривает возможность определения Правительством Российской Федерации порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Пунктом 2 ст.2 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
При указанных обстоятельствах передача полномочий по распоряжению землями данной категории главам сельских поселений является незаконной. Следовательно постановление главы Местной администрации Терского района от 10 ноября 2006 года № 140-п «О наделении полномочиями глав Администраций поселений Терского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» следует признать незаконным и противоречащим действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Терского района КБР к Администрации Терского муниципального района КБР удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим действующему законодательству постановление главы Местной администрации Терского района от 10 ноября 2006 года № 140-п «О наделении полномочиями глав Администраций поселений Терского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Терский районный суд КБР в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий М.М. Бижоева