Решение по делу №94



по гражданскому делу №2-94/11 .

.

.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М РО С СИ Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 апреля 2011 года г.п.Терек, КБР

Терский районный суд КБР в составе :

председательствующего - федерального судьи Балкаровой Р.Т.,

при секретаре Даове Х.Х.,

с участием представителя истца - Хибиевой Е.Б.

.

представителя ответчика местной администрации Терского муниципального района КБР Балкарова Ю.Р.,

представителя третьего лица - председателя Общественной организации инвалидов Чернобыля в КБР Хабалова Х.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макоева М.Т. к Администрации Терского муниципального района КБР и Администрации сельского поселения Урожайное Терского района КБР

о восстановлении в очередности на улучшение жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Макоев М.Т. обратился в суд с иском о восстановлении в очередности на улучшение жилищных условий с 1997 года, указав, что он участвовал в выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 07.10.1986 года по 06.10.1986 года, и, в таком качестве состоял на очередности на получение жилья с 31.08.2002 года под №... в общереспубликанском списке для предоставления жилищных субсидий. Однако, в сентябре 2009 года узнал, что в указанных списках не значится, чем лишен возможности получить жилищные субсидии.

В судебном заседании истец Макоев М.Т. и его представитель Хибиева Е.Б. иск поддержали, уточнив дату восстановления в очередности с 08 ноября 1998 года, пояснив, что прямым доказательством того, что истец был признан в Администрации Терского района КБР в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий являются опубликованные Списки участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий по КБР на 01.01.2002 года и 01.01.2003 года.

Представитель ответчика местной администрации Терского муниципального района КБР Балкаров Ю.Р. иск не признал, просил в иске отказать, указав, что нет

никаких документов, свидетельствующих об обращении истца и признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Председатель Общественной организации инвалидов Чернобыля в КБР Хабалов Х.Х. в судебном заседании выразил мнение, что требования истца обоснованы, указав, что Макоев М.Т. находился в списках участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площадью, состоящих на учете при ООИ Союз «Чернобыль» на 01.01.2003 года под порядковым номером «..».

Дело рассматривается в отсутствие второго ответчика и третьих лиц, поскольку представители ответчика - Администрации с.п. Урожайное Терского района КБР и третьих лиц - Министерства строительства и архитектуры КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, третьего лица, свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из копии удостоверения , справки Военного комиссариата г.Терека, г.Майского КБР , медицинских справок , следует, что истец Макоев М.Т. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС , по причине заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС 18.08.2003 года.

Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года (Постановление N 14-АФ09-82) мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.

Постановлением Конституционного суда РФ от 10.11.2009 года №17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской

Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Согласно ст.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 « О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681,от 10.04.2008 N 257, от 08.05.2009 N 408,с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).

Согласно п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009), "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица.

В соответствии с действовавшими на период времени (ноябрь 1998 года), с которого истец претендует быть восстановленным на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением от 31 июля 1984 г. N 335 Совета Министров РСФСР от

31 июля 1984 г. N 335(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N 726, от 28.02.1996 N 199,с изменениями, внесенными определениями Верховного Суда РФ от 16.04.2002 N КАС 02-176, от 31.10.2002 N КАС 02-589, от 18.09.2003 N КАС 03-413) обязанность по принятию принятие на учет граждан,

нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагалась на исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ

строгой отчетности по установленной форме. Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Из копии письма председателя ООИ Союз «Чернобыль» Хабалова Х.Х. , на имя Председателя Правительства КБР Чеченова Х.Д. следует, что им представлены для утверждения списки участников последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 10 февраля 2003 года по КБР, составленный с участием в соответствии со списками районных администраций по подпрограмме «Жилище 2002-2010 гг.

Из копии письма председателя ООИ Союз «Чернобыль» Хабалова Х.Х. , на имя заместителя министра МЧС России Герасимовой Н.В. следует, что представлен сводный общереспубликанский список, утвержденный Постановлением Правительства КБР №1-ПП от 01 февраля 2003 года и оригиналы журналов регистрации заявлений граждан о постановке на учет нуждающихся в жилье .

Из представленных в судебное заседание Общереспубликанских списков участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01 января 2002 года и на 01 февраля 2003 года следует, что истец Макоев М.Т., ,, был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 08.11.1998 года, под порядковым номером «..», номер в очереди «..» как , участник ликвидации последствий аварии в составе семьи из пяти человек, планируемый размер общей площади жилья < > кв.м. .

Оценивая описанные документы, принимая во внимание, что этот список составлен и подписан председателем ООИ Союз «Чернобыль» КБР, согласован с министром по делам ГО ЧС и ЛПСБ КБР в установленном законом порядке, суд воспринимает их как допустимое доказательство в подтверждение доводов истца, что он обращался для постановки на учет и был поставлен 08.11.1998 года на учет, поскольку в судебном заседании ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Вместе с тем, в порядке подготовки к судебному разбирательству, суд разъяснил прав и обязанности сторон и предложил ответчикам представить в суд доказательства по факту отсутствия обращения истца для постановки на учет на получение жилья с 1997 года, наличие обстоятельств, являющихся основанием к отказу истцу в принятии на учет или снятии с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно: книгу

регистраций заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1998 год и позже, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (общие и льготные) 1997 и 1998 годы, что не было ими сделано.

Из ответа Управляющего делами администрации Терского муниципального района от 18 апреля 2011 года на запрос суда, ответчик сообщает, что в 2003 году списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников ликвидации последствии аварии на ЧАЭС, переданы по месту их жительства очередников, в связи чем сообщить на каком основании Макоев М.Т. был включен, а в последующем, исключен из этих списков, не представляется возможным .

Журналы регистрации входящих документов за 1997-1998 годы в районный архив не передавались, по акту не уничтожались ( Архивная справка . ), что дает суду основание обосновать свои выводы объяснениями истца .

В соответствии со ст.57 и ч. 1 ст.68 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.

В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам (часть 2 статьи 150 ГПК РФ).

Таким образом, в судебном заседании полностью подтвердились доводы истца о том, что у него имеются основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается также актами от 04 апреля и 28 апреля 2008 года жилищно-бытовых условий Макоева М.Т. . справками Главы администрации с.Урожайное Терского района , из которых следует, что дом площадью < > кв.м., в котором проживает Макоев М.Т. с семьей из 6 человек, не соответствует установленным государственным нормам жилья и нуждается в обеспечении благоустроенным жильем.

Кроме того, суд признает установленным факт обращения истца в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с приложением документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.52 ЖК РФ), его семья была признана таковой, поставлена на учет и впоследствии включена в Общереспубликанский список участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2002 года, утвержденного Постановлением Правительства КБР от 31 августа 2002 года №376 . дополнительный список, утвержденным постановлением правительства КБР №19-пп от 01 февраля 2003 года участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий под порядковым номером , под номером в очередности , с указанием планируемой размера жилой площади .

Кроме того, ответчиками суду не представлено доказательств о снятии истца с данного учета в порядке и основаниях, предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" или жилищным законодательством.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Гукепшев А.Х. показал, что он в 1998 году работал заместителем главы администрации Терского муниципального района и

председателем комиссии по жилищно-бытовым вопросам, куда подавались документы всех граждан, участников ликвидации аварии ЧАЭС. Макоев М.Т. 2002 году был включен в список на улучшение жилищных условий, по месту жительства, затем - в общереспубликанский список. Впоследствии по какой причине и кем Макоев М.Т. был исключен из указанного списка ему не известно. В 2003 году параллельно с органами самоуправления такие списки составлялись и обществом Союз «Чернобыльцев» в КБР. Учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года с принятием ФЗ№131 ведется по месту жительства граждан, поэтому Макоев М.Т. был поставлен на учет решением сессии администрации с. Урожайное Терского района. В 2002 -2003 годах из общереспубликанских списков по инициативе Министерства экономического развития КБР были исключены три участника ликвидации последствий аварии ЧАЭС, но кто это были по фамилиям не помнит.

Суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что Макоев М.Т. числился в списках на учете при ООИ Союз «Чернобыль» на 01 февраля 2003 года, Общереспубликанских списков участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01 января 2002 года и на 01 февраля 2003 года, он был безосновательно исключен из списка, поступившего из администрации Терского района (письмо за подписью заместителя главы администрации Терского района КБР Гукепшева А.Х. ) в ООИ Союз «Чернобыль» КБР , и, впоследствии, не был включен в списки участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства КБР .

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования Макоева М.Т. должны быть удовлетворены, он должен быть восстановлен в списках очередников на улучшение жилищных условий в с.Урожайное Терского района КБР с 08 ноября 1998 года.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования Макоева М.Т. к Администрации сельского поселения Урожайное Терского района КБР.

Обязать Администрацию сельского поселения Урожайное Терского района КБР восстановить Макоева М.Т. в очередности на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08 ноября 1998 года в списках участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Терский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Р.Т.БАЛКАРОВА