Решение по делу



по гражданскому делу 2- 236/11 Решение вступило в законную силу

«___»_______________ 2011 года

Судья ________Р.Т.Балкарова

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года г.Терек, КБР

Терский районный суд КБР в составе:

председательствующего - федерального судьи Балкаровой Р.Т.,

при секретаре Кушхабиевой Л. З.,

с участием:

ответчика Шидуговой З.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Общество страхования жизни «Россия» к Шидуговой З.Ю. о признании недействительным договора страхования жизни, заключенного с Шидуговым Ю.М.

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Общество страхования жизни «Россия» обратилось в суд с иском к Шидуговой З.Ю. о признании недействительным договора страхования жизни, заключенного с Шидуговым Ю.М., выгодоприобретателем по которому является ответчик- Шидугова З.Ю.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что < > года между сторонами был заключен договор страхования жизни, что подтверждается Полисом добровольного смешанного страхования жизни по программе «Долгожитель» №< >, из которого усматривается, что при заключении договора страхователь подтвердил, что не имеет каких-либо заболеваний < > системы. Согласно п.6.2.1 Правил страхования, страховщик имеет право проверять сообщаемую Страхователем информацию, а также выполнение Страхователем условий страхования. По запросу страховщика была представлена амбулаторная карта застрахованного Шидугова Ю.М., < > года рождения, из которой усматривается, что Шидугов Ю.М. страдал < >

Истец полагает, что Шидугов Ю.М. при заключении договора сообщил заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, чем нарушил условия договора, в связи с чем просит признать договор страхования жизни №< > от < > года недействительным по основаниям, предусмотренным п.2 ст.179 Гражданского кодекса РФ.

Представитель истца Герасимова М.А. действующая по доверенности №< > в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Согласно ч.3ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде первой инстанции, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Шидугова З.Ю. в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что ее отец - застрахованный Шидугов Ю.М. никогда не страдал заболеваниями < >. Он лежал в хирургическом отделении по диагнозу < >. Страховая компания не проверила медицинские документы на отца сознательно, чтобы не выплачивать страховое обеспечение, и незаконно пользуется им с < > года. Запись в медицинской карте отца от < > года о том, что у него были жалобы < > не говорит о том, что у него была < >, как утверждает страховщик. Дежурный врач, который записал ему диагноз < > указал, что при объективном обследовании больного установил < >

Выслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что достаточных доказательств о том, что страхователь намеренно не сообщил страховщику о заболеваниях, которые повлекли наступление страхового случая, в материалах дела не имеется, стороной истца не представлено, а судом не добыто, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с правилами ч. 1 ст. 944 Гражданского кодекса РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

В силу положений п. 6.3.1 договора страхования Страхователь обязан сообщить страховщику об известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, если обстоятельства не известны и не должны быть известными страховщику а также обо всех заключенных или заключаемых договорах добровольного страхования и здоровья в отношении каждого застрахованного лица. Существенными признаются обстоятельства, оговоренные в заявлении на страхование .

Согласно ч. 3 ст. 944 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 944 Гражданского кодекса РФ, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 179 Гражданского кодекса РФ.

Из договора страхования от < > года между ООО «Общество страхования жизни «Россия» (страховщик), с одной стороны, и Шидуговым Ю.М.(страхователь), с другой стороны, следует, что был заключен договор страхования жизни №< >, в силу которого страховым случаем считается смерть застрахованного лица, выгодоприобретателем является Шидугова З.Ю., и страхователь подтверждает, в том числе, что не имеет каких-либо заболеваний < > системы .

Из копии свидетельства о смерти серии < > следует, что страхователь Шидугов Ю.М. умер < >, из чего следует вывод, что наступил страховой случай в соответствии с условиями договора страхования .

Из копии справки о смерти < > от < > следует, что Шидугов Ю.М. умер < >

Как следует из заявления ответчика по делу - Шидуговой З.Ю. от < > она просила истца произвести страховую выплату в связи с наступлением страхового случая – смерти Шидугова Ю.М..

Оценивая представленные медицинские документы, характеризующие состояние здоровья застрахованного лица на момент страхования его жизни - медицинскую карту < > стационарного больного Шидугова Ю.М., пребывавшего в < > отделении Терской районной больницы с < > по < >, госпитализированного по диагнозу: < >, суд приходит к выводу, что запись в ней, произведенная не указавшего свою фамилию дежурным терапевтом в < > со ссылкой на жалобы больного < > при том, что при объективном обследовании этим же врачом установлено < >, не может быть воспринято судом как достаточное подтверждение наличия каких-либо заболеваний < > системы у Шидугова Ю.М. В тот же день, < >, электрокардиограмма не выявила у больного каких-либо нарушений < > системы, а также лечащий врач < > произвел запись в медицинской карте об обследовании больного и установил < >

Из справок б/н от < > и < >, выданных МУЗ «Районной поликлиники г.Терек» следует, что Шидугов Ю.М. на диспансером учете < > не состоял.

Таким образом, на момент заключения договора страхования жизни у страховой организации была возможность оценить страховой риск и определить вероятность наступления страхового случая, поскольку заболевание < > системы страхователя, которое явилось причиной обращения в суд с иском, было диагностировано в < >, задолго до заключения договора страхования в < >.

Между тем, положениями п. 6.2.1 договора страхования предусмотрено право страховщика проверять сообщаемую страхователем информацию.

Учитывая изложенное, суд принимает во внимание объяснения Шидуговой З.Ю., которая, будучи не согласна с позицией страховой организации, ссылалась на то, что ее отец - Шидугов Ю.М. ни с какими жалобами по поводу заболеваний < > системы в медицинские учреждения не обращался, на момент заключения договора был здоровым человеком, больным себя не считал.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих иное, в материалах дела не представлено.

В силу ст.179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Таким образом, договор страхования может быть признан недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, а также при доказанности того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельства, имеющего существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.

Суд считает, что сообщение заведомо ложных сведений - это не просто неправильная информация, в данном случае относительно состояния здоровья на момент заключения договора, а действия совершенные с целью обмана страховщика.

То обстоятельство, что при заключении договора страхования жизни Шидугов Ю.М. подтвердил отсутствие у него заболеваний < > системы не свидетельствует о наличии у него умысла на введение в заблуждение страховщика в целях заключения договора страхования, и не подтверждает довод страховщика о том, что ответчик сообщил заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, поскольку эти обстоятельства могли быть известными страховщику.

В соответствии с п.3.2 Правил добровольного смешанного страхования жизни страховщик вправе при заключении договора страхования потребовать заполнения медицинской анкеты на застрахованное лицо или проведения медицинского освидетельствования с целью оценки фактического состояния здоровья застрахованного лица .

На основании ст. 945 Гражданского кодекса РФ страховщик может воспользоваться своим правом на оценку страхового риска путем осмотра или назначения экспертизы, в связи с чем заблуждение страхователя при заключении договора страхования относительно обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, не должно использоваться против страхователя.

Таким образом, истец предоставленным законом правом не воспользовался, не проявил должной заинтересованности при заключении договора страхования в части выяснения состояния здоровья страхователя, а потому риск наступления негативных последствий ложится на страховщика.

В этой связи в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства и установленными по делу обстоятельствами суд признает, что истцом не доказан факт совершения сделки под влиянием заблуждения или обмана, соответственно, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.179, 944-945 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении искового заявления ООО «Общество страхования жизни «Россия» к Шидуговой З.Ю. о признании недействительным договора страхования жизни, заключенного с Шидуговым Ю.М., за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Терский районный суд КБР в течение 10 дней со дня его вынесения.

СУДЬЯ - Р.Т. Балкарова