Дело № Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года с. Волово
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,
при секретаре Шелуха Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьянчикова В.Ю. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянчиков В.Ю. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Свои требования обосновывал тем, что Дата обезличена года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что имеет педагогический стаж более 25 лет. Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от Дата обезличена года в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку периоды его работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста РМК Воловского РОНО, с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста Воловской фильмотеки и с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве инспектора по охране прав детства Воловского РОНО не были взяты в подсчет педагогического стажа.
Полагает отказ необоснованным, принятым с нарушением требований действующего законодательства, ущемляющим его пенсионные права.
В судебном заседании истец Лукьянчиков В.Ю. уточил предъявленные исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитав в специальный стаж период работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста РМК Воловского РОНО, и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Воловском районе – с Дата обезличена года, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Воловском районе по доверенности Аносова Т.В. исковые требования не признала, указывая, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от Дата обезличена года Лукьянчикову В.Ю. законно и обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа. Фактическая продолжительность его педагогического стажа на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила 20 лет 22 дня. Засчитать в педагогический стаж время его работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста РМК Воловского РОНО по Постановлению № 1397 от 17.12.1959 года нет возможности, т.к. на момент неприменения данного постановления (Дата обезличена года) не было соблюдено основное условие, изложенное в п.4 Постановления- не отработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев).
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Согласно представленной суду трудовой книжки серии Номер обезличен № Номер обезличен Лукьянчиков В.Ю., Дата обезличена года рождения, в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена год работал учителем английского языка в Воловской средней школе; с Дата обезличена по Дата обезличена г. – учителем истории и обществоведения Ожогинской средней школы; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. - директором в Воловской восьмилетней школе; с Дата обезличена г. по Дата обезличена года – учителем истории и обществоведения в Воловчинской средней школе; Дата обезличена г. в порядке перевода назначен методистом РМК Воловского РОНО с Дата обезличена года на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена года; Дата обезличена г. в порядке перевода назначен методистом в Воловскую фильмотеку; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. - инспектором по охране прав детства Воловского РОНО; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. – учителем иностранного языка в Воловской средней школе (Воловская средняя школа с Дата обезличена года переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с.Волово Воловского района Липецкой робласти); с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. – учителем английского языка МОУ СОШ с. Волово; с Дата обезличена г. по настоящее время – учителем английского языка МОУ СОШ с. Волово.
Из справки Номер обезличен от Дата обезличена г., выданной Архивным отделом администрации Воловского муниципального района Липецкой области, следует, что в документах архивного фонда Номер обезличен отдела народного образования администрации Воловского района Липецкой области в книге приказов по личному составу за Дата обезличена и Дата обезличена годы значатся приказы: Номер обезличен п.2: «Лукьянчикова ... ..., студента 4 курса Липецкого пединститута, назначить учителем английского языка в Воловскую среднюю школу для прохождения педагогической практики с Дата обезличена года»; Номер обезличен от Дата обезличена года: «Лукьянчикова ..., учителя Воловчинской средней школы, в порядке перевода назначить методистом РМК с Дата обезличена года, как фактически исполняющего обязанности».
Согласно справки отдела образования администрации Воловского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен Лукьянчиков В.Ю., работавший в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в РМК Воловского РОНО в должности методиста по воспитательной работе, исполнял следующие обязанности: оказывал методическую помощь заместителям директоров по воспитательной работе, следил за повышением их квалификации, контролировал работу школьных музеев, курировал преподавание уроков иностранного языка. По ходатайству директоров школ замещал уроки в школах района.
Согласно выписке из приказа Номер обезличен по Большеивановской средней школе от Дата обезличена г. методист РМК Лукьянчиков В.Ю. временно принят на работу в качестве учителя истории 5-8 классов с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Судом установлено, что Дата обезличена года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области от Дата обезличена г. Номер обезличен Лукьянчикову В.Ю. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по ст. 27.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от Дата обезличена года, в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа, поскольку периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве методиста Воловской фильмотеки и с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве инспектора по охране прав детства включению в педагогический стаж не подлежат, т.к. указанные должности не предусмотрены ни ранее действовавшим, ни ныне действующим законодательством. Засчитать в педагогический стаж время его работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста РМК Воловского РОНО по Постановлению № 1397 от 17.12.1959 года нет возможности, т.к. на момент неприменения данного постановления (Дата обезличена года) не было соблюдено основное условие, изложенное в п.4 Постановления - не отработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев).
Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В силу п.1 пп.19 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60-55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с ч.1 п. «д» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397(действовавшем до 01.10.1993 года), учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Судом установлено, что Лукьянчиков В.Ю. работал с Дата обезличена по Дата обезличена года (6лет 5 дней) в качестве методиста РМК Воловского РОНО, что подтверждается его трудовой книжкой, справкой Номер обезличен от Дата обезличена г., выданной Архивным отделом администрации Воловского муниципального района Липецкой области.
Согласно представленных ГУ УПФР в Воловском районе сведений, специальный (педагогический) стаж Лукьянчикова В.Ю. на момент его обращения с заявлением о назначении пенсии (Дата обезличена года) составил 20 лет 22 дня, страховой стаж – 27 лет 1 месяц 4 дня.
Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.
С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10. 1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж периода методической работы при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорного периода в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными и противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в соответствующих постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка ответчика на тот факт, что по состоянию на 01.10.1993 года истец не выработал специального стажа, поскольку она основана на неверном толковании норм закона.
Из содержания и смысла п. 4 Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, следует, что время работы, указанной в пп.1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на дату назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.
Из материалов дела усматривается, что на день обращения Лукьянчикова В.Ю. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии (20 лет 22 дня), приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.
Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Лукьянчиков В.Ю. по законодательству, действовавшему до 01.10.1993 года, приобрел право на включение спорного периода в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости, это право не может быть им утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, спорный период работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве методиста РМК Воловского РОНО (6 лет 5 дней) подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, а потому на дату обращения с заявлением о ее назначении (Дата обезличена года) Лукьянчиков В.Ю. имел педагогический стаж более 25 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать за Лукьянчиковым В.Ю. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 пп.19 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей и имеющих стаж работы по специальности более 25 лет, и обязать ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области назначить Лукьянчикову В.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с Дата обезличена года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд
РЕШИЛ:
Признать за Лукьянчиковым В.Ю. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области включить Лукьянчикову В. Ю. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период с Дата обезличена года по Дата обезличена года – работу в должности методиста РМК Воловского РОНО.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области назначить Лукьянчикову В.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Рогачёва
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.