о признании бездействия администрации сельского поселения незаконным



Дело Номер обезличен года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тербуны 05 июля 2010 года

Судья Тербунского районного суда Липецкой области Шилова Г.В.,

при секретаре Гольцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействие,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в Тербунский районный суд Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения Тербунский сельсовет, указывая что в ходе проверки соблюдения закона в области охраны окружающей среды на территории Липецкой области установлено, что на территории сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в с. Васильевка в 150 метрах от автодороги Тербуны- Волово допущен сброс отходов на почву: отходов из жилищ (код отхода -9110000000000); твердых коммунальных отходов (код отхода - 9100000000000), строительного мусора ( код отхода - 9120060001000) на площади около 25кв.м и общей массой около 2 тонн. Сброс отходов на почву запрещен Федеральным законом ««Об охране окружающей среды». Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, создание которого осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Отсутствие системы сбора и удаления твёрдых бытовых отходов ведёт к захламлению территории населенного пункта. Указанная ситуация угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию окружающей среде с. Васильевка Тербунского района Липецкой области. Незаконное размещение свалок твёрдых бытовых отходов в необорудованном месте может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. За данное нарушение глава администрации Черникова И.В. была подвергнута административному наказанию по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Просил признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов в с. Васильевка Тербунского района Липецкой области в 150 метрах справа от автодороги Тербуны-Волово отходов из жилищ (код отхода-9110000000000); твердых коммунальных отходов (код отхода - 9100000000000), строительного мусора ( код отхода - 9120060001000), на площади около 25кв.м и общей массой около 2 тонн и обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет организовать сбор отмеченных отходов и их размещение на специально отведенном месте.

В судебное заседание представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Черникова И.В. - глава администрации в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по тем основаниям, что на момент обращения Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в суд все указанные нарушения природоохранного законодательства были устранены, свалка была ликвидирована и не истёк срок действия предписания № 331-ПР от 20.04.2010 года, выданного ей для устранения нарушений. Она объяснила, что 20 апреля 2010 года Липецким межрайонным природоохранным прокурором была проведена проверка, в ходе которой была выявлена свалка отходов в с. Васильевка Тербунского района Липецкой области и ей как главе администрации сельского поселения было выдано предписание, в котором дан срок для организации сбора отходов до 01 июня 2010 года. 05 мая 2010 года за один день свалка была ликвидирована, было вывезено примерно 2 тонны отходов, предписание было исполнено. 25 мая 2010 года об этом был извещен государственный инспектор Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО3

Третье лицо Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом. Представило в суд заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Липецкой области поддерживает в полном объёме.

Суд, выслушав представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, жителей и гостей с. Васильевка Тербунского района Липецкой области невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статьей 2 названного закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В материалах дела имеется предписание № 331-ПР от 20 апреля 2010 года, согласно которому главе администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Черниковой И.В. предписано в срок до 01 июня 2010 года убрать сброс отходов с почвы и вывезти на полигон ТБО с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.

Как утверждала глава администрации сельского поселения Черникова И.В. свалка отходов в с. Васильевка Тербунского района Липецкой области была ликвидирована 05 мая 2010 года, то есть до окончания срока действия предписания № 331-ПР по устранению нарушений природоохранного законодательства от 20.04.2010 года и до обращения природоохранного прокурора в суд с настоящим исковым заявлением.

Данное обстоятельство также подтверждается сообщением Управления экологии и природных ресурсов от 01 июня 2010 года, согласно которому была проведена проверка исполнения предписания №331-ПР от 20.04.2010 года, в ходе которой установлено, что выявленное нарушение по сбросу отходов на почву в с. Васильевка в 150 метрах направо к югу от автодороги Тербуны-Волово устранено, свалка ликвидирована.

Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили, что свалка мусора в с. Васильевка была ликвидирована 05 мая 2010 года, то есть до окончания срока действия предписания и до обращения прокурора с иском в суд.

Так, свидетель ФИО4 - главный специалист отдела госконтроля Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области показала, что 20 апреля 2010 года при проведении плановой проверки была обнаружена свалка твёрдых бытовых отходов в с. Васильевка Тербунского района Липецкой области и главе администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Черниковой И.В. было выдано предписание о ликвидации несанкционированной свалки до 01 июня 2010 года. До 09 мая 2010 года свалка отходов была ликвидирована. Она, свидетель, сама видела, что на том месте, где находилась свалка, было всё убрано, был наведён порядок. Ответ администрации сельского поселения о том, что предписание исполнено и свалка ликвидирована, был получен Управлением экологии и природных ресурсов по Липецкой области 25 мая 2010 года.

Из показаний свидетеля ФИО5 - заместителя генерального директора ... следует, что перед 1 мая 2010 года к ним обратилась глава администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Черникова И.В. и попросила помочь убрать мусор в с. Васильевка. 05 мая 2010 года он, свидетель, выделил трактор К 701 для погрузки отходов. Машина у администрации была своя. За один день 05 мая 2010 года свалка мусора была ликвидирована.

Как показал свидетель ФИО6 - заместитель главы ... он знал о том, что в с. Васильевка находилась свалка отходов и ставил задачу убрать её до первомайских праздников, однако мусор убрали только 05 мая 2010 года. Трактор для погрузки мусора брали в ... грузили отходы на КАМАЗ и за 1 день свалку вывезли.

Свидетель ФИО7 - директор ... района Липецкой области также показал суду, что 05 мая 2010 года свалка отходов, которая находилась в их селе, была ликвидирована. Он сам был очевидцем этого факта.

Сомневаться в правдивости показаний указанных свидетелей у суда нет никаких оснований.

Судом установлено, что исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора датировано 14 мая 2010 года и поступило в Тербунский районный суд Липецкой области 26 мая 2010 года, то есть до окончания срока действия предписания № 331-ПР, выданного главе администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Черниковой И.В., а также после того, как свалка отходов была ликвидирована.

Выявленное нарушение по сбросу отходов на почву в с. Васильевка Тербунского района Липецкой области ответчиком было устранено 05 мая 2010 года до подачи искового заявления природоохранного прокурора в суд.

Таким образом исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействие, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Г.В.Шилова

Решение не вступило в законную силу.