о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2010 года с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Шелуха Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антипова В.В. к Государственному Учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Антипов В.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и включении в педагогический стаж период службы в армии с 08.07.1985 г. по 11.12.1986 г.

Свои требования обосновывал тем, что 28.06.2010 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, т.к. период службы в армии не был включен с педстаж. Полагает такой отказ незаконным, необоснованным, нарушающим его конституционные права.

В судебном заседании истец Антипов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Воловском районе по доверенности Веретенникова О.Н. иск не признала, ссылаясь на то, что согласно действующему в настоящее время законодательству время военной службы не засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. По Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01.10.1993 года, засчитать период службы в армии также не предоставляется возможным, поскольку на 01.10.1993 года истец не имел 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого педагогического стажа, предусмотренного п.4 указанного Постановления. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии (28.06.2010 года) истец имел 23 года 04 месяца 29 дней педагогического стажа. Если при подсчете педстажа учитывать период его службы в армии, то право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности у Антипова В.В. возникло с 27.08.2010 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Согласно представленной в суд трудовой книжки серии ... Номер обезличен, выданной Дата обезличена Воловским районным отделом народного образования Липецкой области, Антипов В.В. в период с 0111.1979 г. по Дата обезличенаг. работал в должности методиста ... кинодирекции, Дата обезличена года был принят учителем математики в ... восьмилетнюю школу, Дата обезличена года в порядке перевода назначен учителем математики ... средней школы с Дата обезличена года, Дата обезличена года в порядке перевода назначен учителем математики, ИВТ и физики в ... среднюю школу.

Согласно постановления главы администрации Воловского района от Дата обезличена года Номер обезличен ... средняя школа с Дата обезличена г. переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. ... Воловского района Липецкой области.

С Дата обезличена г. и по настоящее время Антипов В.В. осуществляет педагогическую деятельность в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. ... Воловского района Липецкой области в должности учителя информатики и физики, что подтверждается трудовой книжкой и справкой диктора школы Номер обезличен от Дата обезличена года.

Установлено, что 28.06.2010 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУУПФР в Воловском районе Липецкой области от Дата обезличена г. Номер обезличен Антипову В.В. было отказано в зачете в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Фактическая продолжительность педагогического стажа на момент обращения Антипова В.В. с заявлением о назначении пенсии составляет 23 года 04 месяца 29 дней.

Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В силу п.1 пп.19 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60-55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 ч.1, п. «г», в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах…

Судом установлено, что Антипов В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года, что подтверждается военным билетом серии ... Номер обезличен, выданного Дата обезличена г. Воловским районным военным комиссариатом Липецкой области.

Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, военная служба засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.

С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10. 1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж периода военной службы при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорного периода в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными и противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в соответствующих постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.

Несостоятельна ссылка ответчика на тот факт, что по состоянию на 01.10.1993 года истец не выработал специального стажа, поскольку она основана на неверном толковании норм закона.

Из содержания и смысла п. 4 Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 следует, что работа засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на дату назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Из материалов дела усматривается, что весь трудовой стаж истца связан с педагогической деятельностью, поэтому на день обращения Антипова В.В. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Антипов В.В. по законодательству, действовавшему до 22.09.1993 года, приобрел право на включение спорного периода в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости, это право не может быть им утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Таким образом, спорный период военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 08.07.1985 года по 11.12.1986 года (1 год 05 месяцев 03 дня) подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца возникло 27.08.2010 года.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ГУ УПФР в Воловском районе Липецкой области включить Антипову В.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 08.07.1985 года по 11.12.1986 года, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента приобретения права на досрочную пенсию - с 27.08.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Антиповым В.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области включить Антипову В. В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 08 июля 1985 года по 11 декабря 1986 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области назначить Антипову В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 27 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2010 года.