о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010 года с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Шелуха Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манухина В.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Манухин В.М. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Свои требования обосновывал тем, что 26.05.2010 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, т.к. период работы с 25.09.1986 г. по 29.08.1988 г. в качестве секретаря комсомольской организации, с 13.10.1988 г. по 31.08.1989 г. в качестве председателя Воловского районного совета ВДФСО профсоюзов и время службы в СА с 22.04.1981 г. по 07.06.1983 г. не были взяты в подсчет педагогического стажа. Полагает такой отказ незаконным, необоснованным, нарушающим его конституционные права.

В судебном заседании истец Манухин В.М. уточил предъявленные исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 04.07.2010 года, засчитав в специальный стаж период службы в армии с 22.04.1981 г. по 08.06.1983г., период работы с 25.09.1986 г. по 29.08.1988 г. в качестве секретаря комсомольской организации, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Воловском районе по доверенности Веретенникова О.Н. иск не признала, ссылаясь на то, что согласно действующему в настоящее время законодательству время военной службы и работа в качестве секретаря комсомольской организации не засчитываются в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. По Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01.10.1993 года, засчитать спорные период также не предоставляется возможным, поскольку на 01.10.1993 года истец не имел 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого педагогического стажа, предусмотренного п.4 указанного Постановления. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии (26.05.2010 года) истец имел 20 лет 10 месяцев 2 дня педагогического стажа. Если при подсчете педстажа учитывать период его службы в армии, а также работу в качестве секретаря комсомольской организации, то право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности у Манухина В.М. возникло с 04.07.2010 года.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Согласно представленной суду трудовой книжки серии ... Номер обезличен Манухин В.М., Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена г. принят на работу в колхоз «...» в качестве механизатора; в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. служил в рядах Советской Армии; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. направлен на учёбу в ... техникум; с Дата обезличена г. принят на работу в качестве механика в колхоз «...»; с Дата обезличена г. избран секретарём комсомольской организации колхоза «...» и Дата обезличена уволен с занимаемой должности в связи с сокращением работников; Дата обезличена г. назначен военным руководителем в ... среднюю школу и Дата обезличена г. освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу; Дата обезличена г. принят на должность председателя ... совета ВДФСО профсоюзов и Дата обезличена г. уволен в связи с переводом в ... среднюю школу; Дата обезличена г. назначен военным руководителем в ... среднюю школу (... средняя школа с Дата обезличена года переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу ... Воловского района Липецкой области), где работает по настоящее время в должности преподавателя ОБЖ, согласно справки диктора школы Номер обезличен от Дата обезличена года..

Согласно копии военного билета серии МН Номер обезличен, выданного Дата обезличенаг., Манухин В.М. 22.04.1981 г. призван на военную службу, 08.06.1983 г. уволен в запас.

Судом установлено, что 26.05.2010 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в ... ... от Дата обезличена г. Номер обезличен Манухину В.М. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по ст. 27.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа, поскольку засчитать в педагогический стаж периоды работы в качестве секретаря комсомольской организации, председателя районного совета ВДФСО профсоюзов и время службы в СА по Постановлению № 1397 от 17.12.1959 года нет возможности, т.к. на момент неприменения данного постановления (01.10.1993 года) не было соблюдено основное условие, изложенное в п.4 Постановления - не выработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев).

Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В силу п.1 пп.19 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60-55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с ч.1 п.п. «а,г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397(действовавшем до 01.10.1993 года), учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (п. «а»), а также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах… (п. «г»).

Судом установлено, что Манухин В.М. проходил службу в СА с 22.04.1981 г. по 08.06.1983 г. и работал с 25.09.1986 г. по 29.08.1988 г. в качестве секретаря комсомольской организации колхоза «...», что подтверждается его трудовой книжкой, военным билетом, справками Номер обезличена от Дата обезличена, Номер обезличенб от Дата обезличена г., выданными Архивным отделом администрации ... муниципального района Липецкой области.

Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в армии засчитывались в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.

С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10. 1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах, а также службу в армии, при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорного периода в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными и противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в соответствующих постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.

Несостоятельна ссылка ответчика на тот факт, что по состоянию на 01.10.1993 года истец не выработал специального стажа, поскольку она основана на неверном толковании норм закона.

Из содержания и смысла п. 4 Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, следует, что время работы, указанной в пп.1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на дату назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.

Из материалов дела усматривается, что на день обращения Манухина В.М. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии (20 лет 10 месяцев 2 дня), приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Манухин В.М. по законодательству, действовавшему до 01.10.1993 года, приобрел право на включение спорных периодов в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости, это право не может быть им утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Таким образом, спорные период: службы армии с 22.04.1981 года по 08.06.1983 года, период работы с 25.09.1986 года по 29.08.1988 года в должности секретаря комсомольской организации колхоза «...» подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца возникло 04.07.2010 года.

С учетом изложенного, суд считает необходимым признать за Манухиным В.М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 пп.19 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и обязать ГУ УПФ РФ в ... ... назначить Манухину В.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента приобретения права на досрочную пенсию - с 04.07.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд

РЕШИЛ:

Признать за Манухиным В.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области включить Манухину В.М. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», периоды: с 22.04.1981 года по 08.06.1983 года - военную службу в армии, с 25.09.1986 года по 29.08.1988 года – работу в должности секретаря комсомольской организации колхоза «...».

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе Липецкой области назначить Манухину В.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента приобретения права на досрочную пенсию - с 04 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2010 года.