О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 октября 2010 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего - судьи Поддымова А.В.,

при секретаре Думове Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Долгоруково Липецкой области гражданское дело по исковому заявлению Голощаповой Т.Г. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долгоруковскому району Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,

установил:

Голощапова Т.Г. обратилась в суд с иском ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Свои требования мотивировала тем, что Дата обезличена г. она обратилась к ответчику для назначения ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ей было отказано, исключен период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет. С решением ответчика не согласна, просит суд включить в специальный стаж указанный период и назначить пенсию с момента обращения в ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району.

В судебном заседании истица Голощапова Т.Г. заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району по доверенности Шавырина И.В., возражая против иска, в суде пояснила, что периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет включению в специальный стаж не подлежат, так как в это время она не осуществляла педагогическую деятельность.

Выслушав истицу Голощапову Т.Г., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району по доверенности Шавырину И.В., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрен один из видов трудовых пенсий - трудовая пенсия по старости.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии» Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п.2 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии.

Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) работа в должности учителя школы засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В судебном заседании установлено, что ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району, рассмотрев заявление истицы Голощаповой Т.Г., решением Номер обезличен от Дата обезличена г. отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия необходимого специального стажа, указав, что по закону требуется 25 лет, а у истицы имеется 24 года 9 месяцев 7 дней. Ей не засчитан в специальный стаж период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет.

Из протокола заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав Номер обезличен от Дата обезличена г. также следует, что истице Голощаповой Т.Г. отказано в назначении досрочно пенсии по причине отсутствия необходимого стажа. Ей в подсчет стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, не включен упомянутый период.

Согласно паспорту Голощапова Т.Г., Дата обезличена г.р., на Дата обезличена г. ей исполнилось ... лет.

Истица Голощапова Т.Г. приказом Номер обезличен по РОНО от Дата обезличена г. с Дата обезличена г. назначена на должность учителя ...), где она проработала до обращения к ответчику. В период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет.

Изложенное подтверждается записями в трудовой книжке истицы, справкой МОУ СОШ ..., паспортом истицы, свидетельством о рождении, дипломом.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, предусматривалось, что кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Правовая позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу также сформулирована в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 19-В09-2.

При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу, что период нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет подлежит включению в специальный стаж.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим, поскольку истица, находясь с отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, по действовавшему на тот момент законодательству, приобрела право включения этого периода в специальный стаж работы, это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Кроме того, суд учитывает, что приоритетным направлением социально-экономической политики страны в настоящее время является поддержка женщины-матери, поддержка семьи. Женщина в период частично оплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста полутора или отпуска без сохранения заработной платы до трехлетнего возраста ребенка выполняет социально-значимую функцию воспитания и ухода за ребенком в наиболее сложный возрастной период, что позволяет создать благоприятные условия для развития малолетнего ребенка и укрепления его здоровья.

Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Дата обезличена г. истица обратилась в ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району с заявлением о назначении пенсии, что подтверждено его копией в материалах дела.

Судом установлено, что к этому времени Голощапова Т.Г. с учетом включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что дает ей право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за указанной пенсией.

Коль скоро на момент обращения за пенсией Дата обезличена г. истица имела специальный педагогический стаж более 25 лет, суд приходит к выводу, что за ней следует признать право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В заявлении истица Голощапова Т.Г. просит суд в случае удовлетворения иска не взыскивать с ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району Липецкой области в ее пользу расходы по оплате госпошлины. Суд находит возможным удовлетворить данное заявление истицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Голощаповой Т.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долгоруковскому району Липецкой области засчитать в специальный трудовой стаж Голощаповой Т.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г..

Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Долгоруковском районе по Липецкой области назначить Голощаповой Т.Г. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения - с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ А.В. Поддымов

Мотивированное решение составлено 11 октября 2010 г..

Председательствующий: А.В. Поддымов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200