о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года с. Тербуны

Судья Тербунского районного суда Липецкой области Кирина Г.В.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Панариной Т.А.,

представителя ответчика администрации Тербунского района по доверенности от

29.07.2010 года № 11 Гулевского В.В.,

при секретаре Бурковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Корогод В.А. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд в интересах Корогод В.А. с исковым заявлением к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма указывав, что Корогод В.А. остался без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ должен обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм, вне очереди органами исполнительной власти. 20.12.2007 года Корогод В.А. на основании распоряжения главы администрации Казинского сельсовета Тербунского района Липецкой области № 20 от 20.12.2007 года был постановлена на учёт на получение внеочередного жилья.

Однако, на момент проверки прокуратурой Тербунского района Липецкой области 28.05.2010 года жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены его конституционные права. Поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой ( попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то просил суд признать бездействие администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не предоставлении жилого помещения Корогод В.А. по договору социального найма незаконным, и обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Корогод В.А. жилое помещение по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Панарина Т.А от заявленных исковых требований в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, отказалась и просила производство по делу в этой части прекратить.

Определением Тербунского районного суда Липецкой области от 30.09.2010 года производство по делу в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, прекращено.

В остальной части помощник прокурора Панарина Т.А. поддержала свои исковые требования в интересах Корогод В.А., ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснила, что истец проходит службу в Вооруженных Силах РФ по призыву. Закрепленного жилья не имеет, данные обстоятельства не препятствуют ему обращаться в суд за защитой нарушенных прав. Истец был поставлен в очередь на внеочередное получение жилья в 2007 год в ... района, где постоянно зарегистрирован. До настоящего времени он жильем не обеспечен. Просила суд обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Корогод В.А. за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из 1 человека площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления после окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

Истец Корогод В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования прокурора в его интересах считает законными и обоснованными. Поддерживает требования прокурора о предоставлении ему администрацией Тербунского района жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика администрации Тербунского муниципального района Липецкой области Гулевский В.В., выступающий по доверенности № 11 от 29.07.2010 года, с исковыми требованиями не согласился по тем основаниям, что в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок представления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, домах семенного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку Корогод В.А. в настоящее время проходит срочную службу в Вооруженных Силах РФ, то срок предоставления ему жилья по договору социального найма не наступил. Кроме того, полагал, что поскольку истец не обращался с письменным заявлением к прокурору района о защите нарушенных прав, то обращение прокурора в суд в интересах Корогод В.А., считает необоснованным. Просил отказать в иске.

Кроме того, сослался на тот факт, что Законом Липецкой области №389-ОЗ от 19.05.2010 г «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» сумма субвенции на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, была увеличена до 989 000 рублей, но и этих средств явно недостаточно, так как средняя стоимость одного квадратного метра в с. Тербуны составляет 24 500 рублей. В настоящее время объявлен аукцион по покупке только одной квартиры. Всего на очереди состоят 21 человек детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем полагал, что органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, и только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Просил отказать в иске.

Представитель третьего лица - администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Букреева Н.Д. - консультант правового отдела администрации Липецкой области по доверенности № 06/2570 от 16.12.2009 года, представила в суд письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Липецкой области, а также, указала, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование для предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, осуществляется за счёт средств областного бюджета, поскольку, в силу ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Тербунскому муниципальному району на указанные цели были предоставлены: в 2010 году - 989 000 рублей, а на 2011 год проектом областного бюджета запланировано выделить 30 млн. рублей. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, следует учесть, что жилые помещения им предоставляются только после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Суд, выслушав помощника прокурора Панарину Т.А., представителя ответчика Гулевского В.В., принимая во внимание мнение истца Корогод В.А., представителя третьего лица администрации Липецкой области, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Корогод В.А., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Тербунского муниципального района возложены на администрацию Тербунского муниципального района.

Истец Корогод В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о смерти его отца- ФИО9, умершего Дата обезличена года,(л.д. 8), решением Тербунского районного суда Липецкой области от 19.07.1999 года о лишении ФИО8 родительских прав в отношении Корогод В.А. л.д.89-14).

Судом установлено, что закреплённого жилья, а также жилья, на праве личной собственности истец не имеет, он зарегистрирован в ... района ... (л.д.59-60).

По распоряжению главы администрации Казинского сельсовета Тербунского района Липецкой области № 20 от 20.12.2007 года он поставлен на учёт на получение внеочередного жилья л.д.7).

Согласно книге учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилых помещениях Корогод В.А. включен в список на предоставление жилого помещения 20.12.2007 года за № 13 (л.д. 70-73).

Согласно сведениям начальника отдела ВК Липецкой области по Тербунскому району от 18.08.2010 года за № 643, представленных суду представителем ответчика, Корогод В.А., 26.09.1991 года был призван в Вооруженные Силы РФ с 15.06.2010 года по 15.06.2011.

Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.

Довод представителя ответчика о том, что у прокурора не имелось законных оснований для обращения в суд в защиту прав Корогод В.А., суд считает несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела истец в своем письменном отзыве поддержал исковое заявление прокурора в его интересах, считает его обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, гарантированной нормой права в защиту его прав и законных интересов В связи с прохождением военной службы по призыву, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Прохождение истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленного им требования, поскольку это нарушает право истца на получение жилья во внеочередном порядке и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а, следовательно, все вышеприведённые доводы ответчика не основаны на законе.

С учетом изложенного суд считает необходимым обязать администрацию Тербунского района предоставить жилое помещение по договору социального найма после окончания службы истца в Вооруженных Силах РФ.

Из ч.1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма» следует, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.

Поскольку, в соответствии со ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Тербунского района за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.

Следовательно, жилое помещение истцу Корогод В.А. должно быть предоставлено на состав семьи 1 человек по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, исковое требование прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Корогод В.А. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Корогод В.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления после окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2010 года.

Судья Кирина Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200