о признании бездействия администрации незаконным и предоставлении жилого помещения



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года с. Тербуны

Судья Тербунского районного суда Липецкой области Кирина Г.В.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Панариной Т.А.,

истицы Извековой (Дашановой) Е.А.,

представителя ответчика администрации Тербунского района по доверенности от

29.07.2010 года № 11 Гулевского В.В.,

при секретаре Бурковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Извековой (Дашановой) Е.А. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд в интересах Извековой (Дашановой) Е.А. с исковым заявлением к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма указывав, что Извекова ( Дашанова) Е.А. является сиротой и в соответствии с Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ должна обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм, вне очереди органами исполнительной власти. 18.11.2008 года Извекова (Дашанова) Е.А. в соответствии с распоряжением главы администрации Казинского сельсовета Тербунского района Липецкой области № 18 от 18.11.2008 года была постановлена на учёт на получение внеочередного жилья.

Однако, на момент проверки прокуратурой Тербунского района Липецкой области 28.05.2010 года жилое помещение истице не предоставлено, чем нарушены её конституционные права. Поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой ( попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то просил суд признать бездействие администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не предоставлении жилого помещения Извековой Е.А. по договору социального найма незаконным и обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Извековой Е.А. жилое помещение по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Панарина Т.А. и истица Извекова (Дашанова) Е.А. от заявленных исковых требований в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, отказались и просили производство по делу в этой части прекратить.

Определением Тербунского районного суда Липецкой области от 30.09.2010 года производство по делу в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, прекращено.

В остальной части помощник прокурора Панарина Т.А. и истица Извекова (Дашанова) Е.А. поддержали исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы. Истица суду пояснила, что она зарегистрирована в д. ..., закрепленного жилья, а также жилья на праве собственности не имеет. Её семья состоит из трех человек, проживает в съемной квартире. Просила суд обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить ей за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из 1 человека площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Представитель ответчика администрации Тербунского муниципального района Липецкой области Гулевский В.В., выступающий по доверенности № 11 от 29.07.2010 года, с исковыми требованиями не согласился по тем основаниям, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года №354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» при предоставлении им жилых помещений необходимо учитывать дату и время подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Истица, как сирота, поставлена на учет на получение жилья распоряжением главы администрации Казинского сельсовета Тербунского района Липецкой области № 18 от 18.11.2008 года. В книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а, также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, Извекова (Дашанова) Е.А. имеет порядковый номер - 16, т.е. пятнадцать лиц указанной категории, были поставлены на учет до 18.11.2008 г. Таким образом, истица не имеет преимущественного права по отношению к другим лицам, относящимся к данной категории граждан, по внеочередному представлению жилья. Кроме того, сослался на тот факт, что Законом Липецкой области №389-ОЗ от 19.05.2010 г «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» сумма субвенции на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, была увеличена до 989 000 рублей, но и этих средств явно недостаточно, так как средняя стоимость одного квадратного метра в с. Тербуны составляет 24 500 рублей. В настоящее время объявлен аукцион по покупке только одной квартиры. Всего на очереди состоят 21 человек детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем полагал, что органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, и только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Просил отказать в иске.

Представитель третьего лица - администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Букреева Н.Д. - консультант правового отдела администрации Липецкой области по доверенности № 06/2570 от 16.12.2009 года, представила в суд письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Липецкой области, а также, указала, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование для предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, осуществляется за счёт средств областного бюджета, поскольку, в силу ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Тербунскому муниципальному району на указанные цели были предоставлены: в 2010 году - 989 000 рублей, а на 2011 год проектом областного бюджета запланировано выделить 30 млн. рублей. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, следует учесть, что жилые помещения им предоставляются только после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Суд, выслушав помощника прокурора Панарину Т.А., истицу Извекову (Дашанову) Е.А., представителя ответчика Гулевского В.В., принимая во внимание мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Извековой (Дашановой) Е.А., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Тербунского муниципального района возложены на администрацию Тербунского муниципального района.

Истица Извекова (Дашанова) Е.А. относится к категории детей-сирот, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о смерти её родителей: ФИО12, умершей Дата обезличена года, и ФИО11, умершего Дата обезличена года, л.д.8,9).

Судом установлено, что закреплённого жилья, а также жилья на праве личной собственности истица Извекова (Дашанова) Е.А. не имеет, (67-68), она зарегистрирована в д. ... .... (л.д.30, ).

По распоряжению главы администрации Казинского сельсовета Тербунского района Липецкой области №18 от 18.11.2008 года она поставлена на учёт на получение внеочередного жилья л.д.7).

Согласно книге учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилых помещениях Извекова (Дашанова) Е.А. включена в список на предоставление жилого помещения 18.11.2008 года за № 16 (л.д.81-90).

Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.

Как следует из объяснений самой истицы Извековой (Дашановой) Е.А., 18.11.2008 года, она была постановлена на учёт на получение внеочередного жилья в администрации сельского поселения Казинский сельсовет, но до настоящего времени ни администрацией Тербунского района, ни администрацией сельского поселения Казинский сельсовет каких-либо действий, направленных на предоставление ей жилья предпринято не было, несмотря на её неоднократные обращения к главе администрации района. Свой отказ ответчик мотивировал отсутствием в бюджете денежных средств.

Довод представителя ответчика о том, что истица включена в список очередников под № 16, и она не имеет преимущественного права на получения жилья по отношению к другим лицам, относящимся к данной категории граждан суд считает не состоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленного им требования и ссылка ответчика на недостаточное финансирование из средств областного бюджета и отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете на приобретение жилья, а также наличие свободного жилья, поскольку это нарушает право истца на получение жилья во внеочередном порядке, предусмотренном законом.

Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а, следовательно, все вышеприведённые доводы ответчика не основаны на законе.

Из ч.1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма» следует, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.

Поскольку, в соответствии со ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истице администрацией Тербунского района за счет средств областного бюджете, выделенных на эти цели.

Следовательно, жилое помещение истице Извековой (Дашановой) Е.А. должно быть предоставлено на состав семьи 1 человек, поскольку вышеуказанные положения закона на членов её семьи не распространяются.

При таких обстоятельствах, исковое требование прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Извековой (Дашановой) Е.А. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Извековой (Дашановой) Е.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2010 года.

Председательствующий Кирина Г.В.