о признании бездействия незаконным



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе председательствующего

судьи Кириной Г.В.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Панариной Т.А.,

истца Булавацкого В.В.,

представителя ответчика администрации Тербунского района по доверенности от

Дата обезличена Номер обезличен Гулевского В.В.,

при секретаре Бурковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Булавацкого В.В. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд в интересах Булавацкого В.В. с исковым заявлением к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма указывав, что Булавацкий В.В. остался без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ должен обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм, вне очереди органами исполнительной власти. Дата обезличена Булавацкий В.В. на основании решения жилищной комиссии администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского района Липецкой области Номер обезличен был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь под Номер обезличен.

Однако, на момент проверки прокуратурой Тербунского района Липецкой области 28.05.2010 года жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены его конституционные права. Поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то просил суд признать бездействие администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не предоставлении жилого помещения Булавацкому В.В. по договору социального найма незаконным, и обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Булавацкому В.В. жилое помещение по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Панарина Т.А от заявленных исковых требований в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, отказалась и просила производство по делу в этой части прекратить.

Определением Тербунского районного суда Липецкой области от Дата обезличена производство по делу в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, прекращено.

В остальной части помощник прокурора Панарина Т.А. поддержала свои исковые требования в интересах Булавацкого В.В., ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснила, что истец проходит службу в Вооруженных Силах РФ по призыву. Закрепленного жилья не имеет, данные обстоятельства не препятствуют ему обращаться в суд за защитой нарушенных прав. Истец был поставлен в очередь на внеочередное получение жилья еще в 2005 год в Кургано-Головинский сельской администрации, где постоянно зарегистрирован в .... До настоящего времени он жильем не обеспечен. Просила суд обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Булавацкому В.В. за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из 1 человека площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления после окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

Истец Булавацкий В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора в его интересах поддержал, считает их законными и обоснованными. Пояснил, что в настоящее время он при прохождении службы по призыву получил травму и в ближайшее время будет комиссован. После демобилизации жить ему негде. Его опекун умер. Просит суд удовлетворить исковые требования и обязать администрацию района предоставить ему жилое помещение по нормам, предусмотренным законом.

Представитель ответчика администрации Тербунского муниципального района Липецкой области Гулевский В.В., выступающий по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена, с исковыми требованиями не согласился по тем основаниям, что в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок представления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, домах семенного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку Булавацкий В.В. в настоящее время проходит срочную службу в Вооруженных Силах РФ, то срок предоставления ему жилья по договору социального найма не наступил. Кроме того, полагал, что поскольку истец не обращался с письменным заявлением, то оснований для обращения прокурора в суд в интересах истца в порядке ст. 45 ГПК РФ не имеется. Просил отказать в иске.

Кроме того, сослался на тот факт, что Законом Липецкой области №389-ОЗ от 19.05.2010 г «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» сумма субвенции на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, была увеличена до 989 000 рублей, но и этих средств явно недостаточно, так как средняя стоимость одного квадратного метра в с. Тербуны составляет 24 500 рублей. В настоящее время объявлен аукцион по покупке только одной квартиры. Всего на очереди состоят 21 человек детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем полагал, что органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, и только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Просил отказать в иске.

Представитель третьего лица - администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Букреева Н.Д. - консультант правового отдела администрации Липецкой области по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена, представила в суд письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Липецкой области, а также, указала, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование для предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, осуществляется за счёт средств областного бюджета, поскольку, в силу ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Тербунскому муниципальному району на указанные цели были предоставлены: в 2010 году - 989 000 рублей, а на 2011 год проектом областного бюджета запланировано выделить 30 млн. рублей. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, следует учесть, что жилые помещения им предоставляются только после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Суд, выслушав помощника прокурора Панарину Т.А., истца Булавацкого В.В., представителя ответчика Гулевского В.В., принимая во внимание мнение представителя третьего лица, администрации Липецкой области, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Булавацкого В.В., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Тербунского муниципального района возложены на администрацию Тербунского муниципального района.

Истец Булавацкий В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимися в материалах дела справкой Елецкого городского отдела ЗАГС от Дата обезличена., о рождении Булавацкого В.В., в которой сведения об отце записаны со слов матери ФИО1, л.д. 8), решением Касторенского районного суда Курской области от Дата обезличена по которому ФИО1 лишена родительских прав в отношении Булавацкого В.В. л.д.9-10).

Судом установлено, что закреплённого жилья, а также жилья, на праве личной собственности истец не имеет, он зарегистрирован в ... ... ... ... (л.д.7, 51-52).

По решению жилищной комиссии администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского района Липецкой области Номер обезличен от Дата обезличена он поставлен на очередь на улучшение жилищных условий под Номер обезличен л.д.7).

Согласно книге учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилых помещениях Корогод В.А. включен в список на предоставление жилого помещения Дата обезличена за Номер обезличен л.д. 63-66).

Согласно сведениям начальника отдела ВК Липецкой области по Тербунскому району от Дата обезличена за Номер обезличен, представленных суду представителем ответчика, Булавацкий В.В., Дата обезличена был призван в Вооруженные Силы РФ с Дата обезличена по Дата обезличена. л.д.59).

Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.

Довод представителя ответчика о том, что у прокурора не имелось законных оснований для обращения в суд в защиту прав Булавацкого В.В.., суд считает несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела истец поддержал исковое заявление прокурора в его интересах, считает его обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, гарантированной нормой права в защиту его прав и законных интересов В связи с прохождением военной службы по призыву, он не мог сам обратиться в суд. Он не имеет юридического образования, не имеет возможности оплатить услуги представителя.

Суд принимает во внимание довод истца, о том, что в ближайшее время он будет комиссован из рядов Вооруженных Сил по болезни.

Прохождение истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленного им требования, поскольку это нарушает право истца на получение жилья во внеочередном порядке и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а, следовательно, все вышеприведённые доводы ответчика не основаны на законе.

С учетом изложенного суд считает необходимым обязать администрацию Тербунского района предоставить жилое помещение по договору социального найма после окончания службы истца в Вооруженных Силах РФ.

Из ч.1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма» следует, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.

Поскольку, в соответствии со ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Тербунского района за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.

Следовательно, жилое помещение истцу Булавацкому В.В. должно быть предоставлено на состав семьи 1 человек по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, исковое требование прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Булавацкого В.В. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.36 п.1 подпункт 19 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Булавацкому В.В. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления после окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

От уплаты государственной пошлины администрации Тербунского района освобождена на основании ст. 333.36 п.1 подпункта 19 Налогового кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2010 года.

Председательствующий Кирина Г.В.