о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело Номер обезличен /2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Кириной Г.В.,

с участием истца Семендяева Н.В.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Тербунскому району по доверенности от 06.09.2010 года Пучкова С.А.,

при секретаре Гольцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семендяева Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Семендяев Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости. Свои требования обосновывал тем, что 26.05.2010 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, т.к. в специальный стаж не были включены: период службы в армии, время работы тренером по спорту в СТК ДОСААФ Липецкого тракторного завода с 04.02.1985 года по 01.08.1985 года, время работы на выборной должности секретарем Тербунского райкома ВЛКСМ с 07 февраля 1986 года по 14 апреля 1988 года и с 15 апреля 1988 года по 15 августа 1990 года в должности инструктора РК КПСС. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, необоснованным, нарушающим его конституционные права, поскольку ранее действующим до 01.10.1993 года постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 вышеуказанные периоды выключались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области включить ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 24 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года, время работы тренером по спорту в СТК ДОСААФ Липецкого тракторного завода с 04.02.1985 года по 01.08.1985 года, период работы на выборных должностях - секретаря РК ВЛКСМ с 04 февраля 1986 года по 14 апреля 1988 года и инструктора РК КПСС с 15 апреля 1988 года по 14 августа 1990 года. Назначить пенсию с даты обращения, с 26 мая 2010 года.

В судебном заседании истец Семендяев Н.В. от исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогический деятельностью, периода работы в должности тренера по спорту в СТК № 10 ДОСААФ ЛТЗ с 04.02.1985 года по 01.08.1985 года, отказался.

Определением Тербунского районного суда от 07.10.2010 года производство по делу в связи с отказом от заявленных исковых требований, в этой части, прекращено.

В судебном заседании, истец Семендяев Н.В. исковые требования в остальной части поддержал полностью, ссылаясь на указанные в заявлении доводы и просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по страсти в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области включить ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 24 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года, период работы на выборных должностях секретаря РК ВЛКСМ с 07 февраля 1986 года по 14 апреля 1988 года и инструктора РК КПСС с 15 апреля 1988 года по 15 августа 1990 год и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Тербунском районе, то есть с 26.05.2010 года.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Тербунском районе по доверенности от 06 сентября 2010 года Пучков С.А. иск не признал, ссылаясь на то, что согласно действующему в настоящее время законодательству время военной службы не засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. По Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01.10.1993 года, засчитать период службы в армии также не предоставляется возможным, поскольку на 01.10.1993 года истец не имел 2/3 требуемого педагогического стажа работы, предусмотренного п.4указанного Постановления. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж и работа на выборных должностях. В соответствии со ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения трудовой пенсии педагогическим работникам требуется 25 лет педагогического стажа работы. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии (02.06.2010 года) истец имел 20 лет 02 месяца 18 дней педагогического стажа. Просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

В силу ч.1 п.10 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60-55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из справки № 74 от 19.04.2010 года, выданной Тербунским военным комиссариатом Семендяев Н.В. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах в период с 24.10.1978 года по 04.11.1980 года.

Согласно представленной в суд трудовой книжки серии АТ-I Номер обезличен, выданной Дата обезличена г. и АТ- III Номер обезличен от Дата обезличена года ... отделом народного образования ..., Семендяев Н.В. в период с 07.02.1986 года по 14.04.1988 года и с 15.04.1988 года по 15.08.1990 год работал на выборных должностях. С 15.08.1990г. по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность муниципальном образовательном учреждении Тербунского района.

Факт работы на выборных должностях подтверждается, также архивной справкой № 107 от 17.05.2010 года, по которой Семендяев Н.В. избран секретарем РК ВЛКСМ с 07.02.1986 года и освобожден от обязанностей секретаря в связи с переходом на партийную работы в аппарат КПСС с 14.04.1988 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что 26.05.2010 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области от 02.06.2010 г. № 328 Семендяеву Н.В. было отказано в зачете в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Фактическая продолжительность педагогического стажа на момент обращения Семендяева Н.В. с заявлением о назначении пенсии составляет 20 лет 02 месяца 18 дней.

Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ в Тербунском районе № 1240 от 02 июня 2010 года в назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Федерального Закона № 173 ФЗ Семендяеву Н.В. отказано по причине отсутствия необходимого стажа.

Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также, Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 ч.1, п. « а» в с стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах… ( п. «г»).

Судом установлено, что Семендяев Н.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 24 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года, с 07.02.1986 года по 14.04.1988 года и с 15.04.1988 года по 15.08.1990 год работал на выборных должностях, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, военная служба, а также работа на выборных должностях засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.

С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10.1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж периода военной службы, выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорных периодов в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона, а также, противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в вышеуказанных постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.

В судебном заседание бесспорно установлено, у истца по состоянию на 01.10.1993 года, имелось стажа работы на других должностях, помимо спорных периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, 19 лет. Поэтому на день обращения Семендяева Н.В. за досрочной пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии стажа, приходится на работу, которая и ранее действующим и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии с п.9 ст.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Семендяев Н.В. по законодательству, действовавшему до 01.10.1993 года приобрел право на включение спорных периодов на выборных должностях в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, 26 мая 2010 года, Семендяев Н.В. имел педагогический стаж более 25 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

С учетом изложенного, суд считает признать за Семендяевым Н.В. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе включить Семендяеву Н.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 24 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года, период работы на выборной должности секретаря РК ВЛКСМ с 07 февраля 1986 года по 14 апреля 1988 года и в должности инструктора РК КПСС с 15 апреля 1988 года по 15 августа 1990 года и назначить ему пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ в Тербунском с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с 26 мая 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Семендяевым Н.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе включить Семендяеву Н.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 24 октября 1978 года по 04 ноября 1980 года, период работы на выборной должности секретаря РК ВЛКСМ Тербунского района Липецкой области с 07 февраля 1986 года по 14 апреля 1988 года и с 15 апреля 1988 года по 15 августа 1990 в должности инструктора РК КПСС Тербунского района Липецкой области.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе назначить Семендяеву Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26 мая 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Г.В.Кирина