об оспаривании бездействия сельской администрации, связан. с необеспечением мер пожарной безопас.



Гражданское дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 г. с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего федерального судьи Сенюковой Л. И.,

при секретаре Петросян Е. С..,

с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Воловского района Липецкой области Чванова Д.А.,


представителя администрации сельского поселения Липовский сельсовет Моисеева С. Е.,

заинтересованного лица- начальника ОНД ГПН по Воловскому району Липецкой области Барыбина С. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Липовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, связанного с необеспечением первичных мер пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Воловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области с заявлением об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Липовский сельсовет по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Заявитель просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Липовский сельсовет, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в части установки пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района; обязать администрацию сельского поселения Липовский сельсовет организовать в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности установку пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района.

В обоснование заявленных требований указывал, что согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В статье 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и статье 7 Закона Липецкой области от 18.10.2005 г. № 224-ОЗ «О правовом регулировании вопросов пожарной безопасности в Липецкой области» закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В частности, к таким полномочиям относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Однако администрацией сельского поселения Липовский сельсовет не обеспечиваются первичные меры пожарной безопасности в границах поселения. Так, в с. Липовец отсутствует пожарный гидрант, что в случае возникновения пожара может привести к необратимым последствиям: гибели людей, уничтожению строений, жилых домов, лесных массивов.

Распоряжением главы администрации Воловского района № 211-р от 04.08.2010 г. на территории Воловского муниципального района введен особый противопожарный режим. В пункте 4.6 указанного распоряжения главам сельских администраций рекомендовано проверить состояние объектов противопожарного водоснабжения и условий для забора из них воды техническими средствами. Однако требования вышеуказанного законодательства администрацией сельского поселения Липовский сельсовет не исполняются.

В соответствии с п. 2.4.5 Методических рекомендаций по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения (утверждены Главгосэкспертизой 15 января 1997 года) мероприятия по взрывопожарной безопасности включают в себя расстановку пожарных гидрантов на водопроводной сети и размещение пожарных резервуаров и водоемов с учетом обеспечения пожаротушения любого здания и сооружения.

В силу требований п. 8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утверждены приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178) и п. 8.16 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения (утверждены постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года № 123) пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий.

Таким образом, с учетом сложившейся в регионе пожароопасной ситуацией, необходимо принять меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Неисполнение требований закона может привести к гибели людей в результате пожаров.

Бездействие администрации сельского поселения, выраженное в необеспечении всего предусмотренного законодательством Российской Федерации комплекса первичных мер пожарной безопасности, нарушает конституционные права граждан на жизнь и на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель прокуратуры – помощник прокурора Воловского района Липецкой области Чванов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, при этом уточнил, что он просит суд обязать администрацию сельского поселения Липовский сельсовет организовать установку пожарных гидрантов в с. Липовец в срок до 01.06.2011 г., в связи с тем, что в текущем году отсутствует финансирование расходов на установку пожарных гидрантов и в связи с изменением погодных условий.

Представитель ответчика – глава сельского поселения Липовский сельсовет Моисеев С.Е. в судебном заседании требования прокурора не признал, указывая на то, что администрация сельского поселения Липовский сельсовет обеспечивает первичные меры пожарной безопасности. Водопровод на территории сельского поселения построен в 60-е годы, и давления в трубах не достаточно для установки пожарных гидрантов, для этого нужны новые водопроводные сети. На новые водопроводы у администрации нет денежных средств, но на территории сельской администрации имеются два пирса, которых на его взгляд, будет достаточно в случае возникновения пожароопасной ситуации.

Представитель заинтересованного лица ОНД по Воловскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области Барыбин С.Л. считает данное заявление прокурора Воловского района подлежащим удовлетворению, при этом по делу пояснил, что на территории сельских поселений водоёмы должны быть обязательно оборудованы пирсами согласно ГОСТу, должны иметься водонапорные башни и пожарные гидранты в комплексе. При возникновении пожарной ситуации в районе одних только пирсов не достаточно, должны быть и пожарные гидранты и оборудованные пирсы. Пожарным гидрантом может пользоваться специалист-пожарник, а пирсами могут пользоваться как пожарники, так и техника, приспособленная для целей пожаротушения. При возникновении такой ситуации, пожарный гидрант – это основной противопожарный источник для забора воды и самостоятельного тушения пожара с использованием пожарного рукава. Считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Липовский сельсовет организовать установку пожарных гидрантов в с. Липовец в срок до 01.06.2011 г. с учётом финансирования сельской администрации Липовский сельсовет на эти цели, составлением проектно-сметной документации, с учётом подвода водопровода к месту установки пожарного гидранта и изменениями погодных условий.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из обращения начальника ОНД ГПН по Воловскому району Барыбина С.Л. к прокурору Воловского района Липецкой области в администрациях сельских поселений - Воловчинская. Гатищенская, Юрская, Ломигорская, Большеивановская, Ожогинская, Большовская, Липовская, Чесноченская, Спасская, нет ни одного пожарного гидранта.

Из объяснений главы администрации сельского поселения Липовский сельсовет Моисеева С.Е. следует, что на территории сельского поселения Липовский сельсовет пожарный гидрант отсутствует, так как в бюджете 2010 г. на данные расходы денежные средства не предусмотрены. Водопровод находится на балансе администрации.

Из представленных в суд Моисеевым С.Е. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 48501310-36, Договора № 196/08 на строительство водопровода и двух пожарных площадок от 01.10.2008 г., Договора № 144/08 на строительство водопровода и двух пожарных площадок от 07.07.2008 г., счёт-фактуры от 22.12.2008 г., Положительного заключения № 190-07-3 по проектной документации строительства водопровода в д. Самарино, Липовского сельсовета, Воловского муниципального района, Липецкой области, утвержденного начальником ОГУ «Управление государственной экспертизы Липецкой области» 11.07.2007 г., следует, что на территории администрации сельского поселения Липовский сельсовет имеются две пожарных площадки

Так, п. 1 ст. 20 Конституции РФ предусмотрено право каждого человека на жизнь, п. 1 ст. 41 - на охрану здоровья, п. 1 ст. 35 - на охрану частной собственности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22. 08.1995 г., 18.04.1996 г., 24.01.1998 г., 7.11.,27.12.2000г.,06.08.,30.12.2001.г.,25.06.2002г.,10.01.2003г.,10.05,29.06,22.08.,29.12.2004 г., 01.04.,09.05.2005 г.,02.02.,25.10,4,18.12.2006 г., 26.04.2007 г.) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Согласно ч. 1, ч.2 ст.3 этого Закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Согласно п.41 ст. 2 указанного закона система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

В силу ст. 5 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 ст. 6 данного Закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу требований п.п. 1-3 ст. 68 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В силу ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросы организационно-правогого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 25 ст. 36 Устава сельского поселения Липовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что на территории администрации сельского поселения Липовский сельсовет отсутствует пожарный гидрант.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Липовский сельсовет, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в части установки пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района; понуждении администрации сельского поселения Липовский сельсовет организовать в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности установку пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района в срок до 01.06.2011 г., подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,173, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Липовский сельсовет, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в части установки пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района Липецкой области.

Обязать администрацию сельского поселения Липовский сельсовет организовать в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности установку пожарных гидрантов в с. Липовец Воловского района Липецкой области в срок до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л. И. Сенюкова.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 г.